Петербургской Трое осталось жить три недели?
Археологические раскопки на Охтинском мысу, которые сейчас ведет группа под руководством Натальи Соловьевой, будут прекращены с 1 ноября. Об этом свидетельствует рассказ одного из тех, кто работает на этих раскопках.
Октябрь — последний месяц раскопок на Охте
По словам моего собеседника (по понятным причинам просившего не называть его имени), который приехал из другого города, он числится в табеле как рабочий, в пропуске — как научный сотрудник, а в трудовой книжке — как лаборант 8-й категории. На раскопках трудится немало иногородних: людей набирали из Калининграда, Новосибирска, Вологды, Великого и Нижнего Новгородов и т. д. Им платят сравнительно неплохие по сравнению с родными городами деньги и предоставляют жилье.
«Раньше говорили, что раскопки продлятся до марта 2011 года, — объясняет мой собеседник. — А может быть, и до следующего Нового года. А сейчас стало точно известно, что мы копаем только до 1 ноября, договора после 31 октября не продлеваются и все археологические раскопки прекращаются. Они очень торопятся строить. Поскольку мы к этому не были готовы и работали по своему графику, очень много осталось несделанного. Более опытные ребята говорят, что там надо бы копать еще несколько лет. Скажем, на участке, где работаем мы, можно было бы опускаться вниз и копать неолитический слой, но нам его копать не разрешают. Говорят, копайте до Ниеншанца и Ландскроны, и на этом останавливайтесь. Очень сильно нас торопят, чтобы мы оттуда сваливали. При этом с прошлой недели нам отменили выходной: было два — остался один. Хотя в трудовом договоре написано, что мы работаем 40 часов в неделю и у нас два выходных. И в связи с этим есть повсеместное недовольство. Рабочие из Средней Азии говорят, что им уже полтора месяца не платят за переработку. А у нас ходят усиленные слухи, что если мы не успеем до 31 октября — нас лишат последней зарплаты или сильно ее сократят. Мы должны все раскопы закончить именно к 31 октября, а если хоть кто-то не успеет — зарплату не получат все: введена круговая порука. И еще говорят, что придется перейти (правда, за дополнительную плату) на 12-часовой рабочий день».
Аналогичные свидетельства поступают и из других источников — что археологам не будут продлевать контракты, потому что Газпрому не терпится начать стройку и что археологи, чтобы успеть сделать как можно больше, собираются ввести шести- или семидневку и, возможно, ночные смены. Что в подготовленном проекте акта о завершении археологических работ на Охте стоит дата: 29 октября 2010 года. И что об этом уже известно (хотя и не говорится вслух) в Институте истории материальной культуры РАН, который ведет раскопки на Охте.
«Это значит, что под нож бульдозеров уйдут тысячи кубометров неисследованного культурного слоя: валы, рвы, деревянные конструкции, — говорит писатель и историк Андрей Чернов. — Проект башни ушел в Госэкспертизу в июле, ответ ожидается в ближайшее время. Рыть четырехэтажный подземный паркинг начнут в начале ноября. И, в отличие от платоновского, этот котлован не будут долго копать. При современной технике на уничтожение четырех крепостей нужно всего полночи. Четыре древних крепости — это не Химкинский лес. Выруби — не нарастет. Год назад сотни, тысячи писем протеста от граждан хлынули в адрес Смольного, премьера и президента России. Но им, видимо, нужен этот стеклянный фаллос. А народные челобитные не более чем комариный писк в том лесу. Надо всем приходить на Марш в защиту Петербурга — если через три недели «Петербургская Троя» перестанет существовать, это будет не вина полуграмотных и жадных временщиков из Смольного. Это будет наша с вами вина».
Борис ВИШНЕВСКИЙ
P.S. Напоминаем, что Марш в защиту Петербурга пройдет 9 октября с 13 до 16 часов в согласованном с городскими властями месте — на Пионерской площади у Театра юных зрителей.
Главными темами акции станут сохранение исторического центра Петербурга, борьба с башней «Охта-центра», защита зеленых насаждений, а также выборность исполнительной власти города и другие вопросы, касающиеся защиты прав жителей.
Инициаторами акции выступили движение «Живой город», петербургское отделение ВООПИиК, Движение гражданских инициатив и петербургское «Яблоко».
О своем участии в акции уже заявили Юрий Шевчук (ДДТ), Игорь Скляр, группы «Телевизор» и «СП Бабай», барды Михаил Трегер, Михаил Семененко и Владимир Шемшученко (клуб «Восток») и многие другие.