Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Запасной аэродром Александра Викторова

28 октября 2010 10:00 / Политика

В ноябре 2008 г. Александр Викторов покидал Смольный хоть и с плохо скрываемой обидой, но без особых тревог за свое дальнейшее бытование. Еще в пору своего знойного чиновничьего лета Александр Павлович подготовил на случай суровой зимы отличные сани — обеспечил благополучное будущее проекту коммерческой застройки одного из привлекательнейших уголков исторического Петербурга, реализацией которого и занялся, пересев в кресло генерального директора ООО «Петровский альянс».

Грядущая застройка Петровского острова учитывает интересы экс-главы КГА, но игнорирует интересы защиты объектов культурного наследия
 


 


Зачистка территории
Территория, маркированная скучным юридическим адресом «Петровский пр., участок 1 (юго-западнее пересечения с рекой Ждановкой), участок 2 (юго-западнее пересечения с Ждановкой)» — это около 3 га на Петровском острове, к концу XIX в. ставшем излюбленным местом отдыха горожан. Дачи, прекрасный парк, клубы гребного и парусного спорта… «Только в обычные дни на гулянья в парк приходило с семьями до 16–18 тысяч человек. В особые дни театрализованных представлений на Восточном пруду — до 80 тысяч. К услугам горожан предоставлялись карусели, аттракционы, стрельбища, игра в рюхи, «Американские горы», прогулки на лодках и шлюпках, «Водные горы» со спуском катающихся на водную гладь р. Ждановки» — так сообщается в справке историко-культурной экспертизы, заказанной «Петровским альянсом» еще в феврале 2008 г. архитектурной мастерской Никитина (имеющей репутацию придворной мастерской Смольного).
Век двадцатый внес свои коррективы: началось масштабное наступление промышленных объектов; правда, и о строительстве новых спортивных сооружений в советские годы не забывали. Будущий инвестор озаботился зачисткой территории под свой проект еще три-четыре года назад. В декабре 2007 г. КУГИ направил «Петровскому альянсу» официальное письмо, по которому тот получил право включать в границы проектирования и застройки участки, на которых располагаются корпуса СПб ГУП «Спецтранс», подлежащие сносу. Государственное предприятие, обеспечивающее очистку рек и каналов города, против предложенной передислокации (с попутным изъятием из его хозяйственного ведения объектов недвижимости, попадающих в зону будущей застройки) возражать не стало — в Смольном обещали не обидеть, подобрав приемлемое новое место. Однако предлагаемый теперь переезд Спецтранса с Петровского острова, где тот находился с тридцатых годов прошлого века, в Колпинский район трудно назвать разумным хозяйским решением — ведь такое перебазирование неминуемо повлечет существенное увеличение расходов на доставку техники для очистки водных артерий Петербурга.
Не стали церемониться и с охранным статусом Большого Петровского парка, оттяпав изрядный кусок исторической зеленой зоны в интересах грядущего застройщика.
В заявленных планах — сооружение гостиничного комплекса и яхт-клуба. Можно ожидать, что, как уже частенько случалось в нашем городе, на выходе получится замаскированное под апарт-отель элитное жилье с причалом для частных парусных судов счастливых обладателей дорогих квартир.

Городу в минус, инвестору в плюс
Ключевые документы, ставшие основанием для проектирования на стадии «эскизный проект» (ООО «Архитектурная мастерская Цыцина), «Петровский альянс» получил в ту пору, когда Александр Викторов возглавлял КГА: постановление правительства Санкт-Петербурга от 3 июня 2008 г., разрешительные письма КГА датированы октябрем 2007 — февралем 2008 г., КГИОП — апрель 2008 г.
В ноябре 2009 г. Смольный передал инвестору целевым назначением (то есть даром) этот прелестный выходящий на воду участок в парковой зоне. И уже новый главный архитектор, покладистый Юрий Митюрев, согласовал своим письмом объемно-пространственные решения в феврале 2009 г.
Можно ожидать, что и переезд в Колпино единственного в городе завода, строящего и ремонтирующего дноуглубительную технику и чистящего акваторию Невы, не обременит инвестора, а ляжет на плечи налогоплательщиков. Во всяком случае, прошлой осенью гендиректор ЗАО «Стремберг» («Петровский альянс» — его «дочка») Георгий Тарасов сообщал журналистам, что пока не решено, кто будет оплачивать перевод Спецтранса и строительство для него новых зданий — город или инвестор.
Вся отданная «Петровскому альянсу» земля относится к территории Большого Петровского парка — памятника регионального значения, где законом запрещено любое новое строительство. Однако глава КГИОП Вера Дементьева уже заявила прессе, что полагает таковое возможным. При этом госпожа Дементьева ссылается на генплан, согласно которому в данной зоне возможно строительство гостиниц, центров развлечений и специальных спортивных сооружений. Но предпочитает не акцентировать внимание на том, что градостроительные регламенты не распространяются на территории объектов культурного наследия, где запрещено проектирование и проведение любых работ, за исключением тех, что направлены на сохранение памятника, не нарушают его целостности и не создают ему никакой угрозы.

В нарушение закона
По мнению члена совета Петербургского отделения ВООПИиК Людмилы Семыкиной, утвержденные КГИОП выводы экспертизы Никитина могут быть оспорены, как и выданные по проекту «Петровского альянса» согласования:
— Во-первых, проигнорированы требования закона Санкт-Петербурга о границах зон охраны в части дополнительных ограничений, налагаемых режимом зоны регулирования застройки (ЗРЗ-2), к которой отнесена рассматриваемая территория. Этим законом, в частности, для набережных Малой Невы предусмотрено «соблюдение композиционных принципов застройки, характерных для исторической части, — формирование силуэта застройки набережных, чередование непрерывного фронта застройки с архитектурно-ландшафтными элементами и градостроительными ансамблями», «линия застройки — на расстоянии 50 м от берега с организацией зеленой зоны с двухрядными аллейными посадками». А в отношении Петровского острова предписано «сохранение зеленых насаждений» и «применение рассредоточенной застройки, зеленых насаждений в квартале — не менее 50 процентов». А тут, в представленных на публичных слушаниях материалах проекта планировки, получается только 12,3%. Во-вторых, в приложениях к постановлению городского правительства вообще нет чертежа территории с особыми условиями ее использования (объект культурного наследия, зоны охраны и так далее), словно речь идет о пустыре, а не о памятнике регионального значения. В-третьих, любые преобразования территории памятника могут быть направлены только на сохранение или восстановление предметов охраны. А представленные в материалах проекта планировки страницы экспертизы мастерской Никитина (согласованной КГИОП в 2008 г.) не дают представления о том, чем обоснована заявленная возможность «органичного включения в парковую композицию» многоэтажной гостиницы с паркингом, — заключает эксперт.
Вообще материалы, представленные на публичных слушаниях по планировке Петровского острова, вызывают немало вопросов. Например, содержащееся в них примечательное утверждение: «По существующему зданию по адресу Петровский пр., 2, лит. Г, на следующей стадии проектирования будут выполнены обмеры и техническое обследование, подтверждающее его аварийное техническое состояние». О как! Обследование еще только намечается, а результат заранее известен. Далее утверждается, что «эскизным проектом предусматривается строительство девяти корпусов от 5 до 6 этажей с максимальной высотой до парапета для 5-этажного корпуса +18,400 м, для 6-этажного корпуса +19,700 м». При этом на чертеже указаны высотные отметки корпусов 8 и 9 — до 27,6 м.
В будущем «социально значимом» объекте (под него и была бесплатно отдана земля, продажа которой на торгах могла бы существенно пополнить городской бюджет) декларируется создание аж 13 номеров категории «Президентский», 119 люксов, 10 полулюксов и всего 20 стандартных номеров.

Татьяна ЛИХАНОВА