Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Боевая группа тату

25 ноября 2010 10:00

Год и десять месяцев продолжается судебное разбирательство по делу группы молодых неонацистов, которым инкриминируется 20 преступных эпизодов, в частности убийство ученого-эксперта Николая Гиренко. За это время в Городском суде прошли слушания и вынесены приговоры по нескольким подобным делам, но до завершения суда над этой группировкой все еще далеко.

Прокуратура завершила предъявление обвинений по делу неонацистской группировки Воеводина — Боровикова





Татуированная угроза
Напомним, из 20 предъявленных преступных эпизодов 13 — это преступления, предусмотренные статьями 209 (бандитизм), 105 (убийство), 282 (разжигание национальной розни) и 222 (незаконный оборот огнестрельного оружия) УК РФ. На скамье подсудимых 14 человек, им предъявлено обвинение в семи убийствах, среди погибших — ученый-этнограф с мировым именем Николай Гиренко. Большая часть жертв — выходцы из азиатских республик, с Кавказа, студенты-африканцы.
Прокуратура завершила предъявление обвинения, зачитав результаты экспертизы. Часть их посвящена описанию и анализу татуировок, которые сейчас подсудимые тщательно прячут от глаз присяжных. Единственным, кто откровенно демонстрировал свою роспись, одевая рубашки с коротким рукавом и тщательно выбривая голову, был подсудимый Воеводин. Сейчас он лишен права присутствовать на судебных заседаниях после двух эпатажных выходок, совершенных в начале лета (Воеводин имитировал попытку суицида, расцарапав себе горло). Повторная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза признала Воеводина полностью вменяемым, но он отказался соблюдать правила поведения в зале судебных заседаний, и судья Вадим Шидловский отправил подсудимого в «отпуск» до конца прений.
Но роспись на теле Воеводина была предъявлена присяжным на фотографиях и слайдах. По мнению экспертов, все семь тату-изображений, которыми изукрашены руки и спина Воеводина, выполнены в нацистской стилистике. Это черепа (так называемые мертвые головы) и кости, имперские орлы, элементы орденов и знаки отличий, которые использовались в Третьем Рейхе. Как считают эксперты, «в состав композиции введены отдельные реальные детали и мотивы эмблематики организаций СС и НСДАП, Национал-социалистской рабочей партии Германии: эмблема «Мертвая голова», элементы униформы войск СС, стилизованные рунические молнии — еще один символ организации СС». А также «символ немецкого национал-социализма — четырехконечная свастика в характерной черно-красно-белой гамме цветов, которые использовались на нарукавных повязках, знаменах и штандартах, геральдический щит с острым нижним завершением, на котором, кроме трех свастик и стилизованного орла, размещено название молодежной экстремистской группировки «Шульц-88».
И еще стилизованные портреты американского расиста Роберта Мэтьюза и героя фильма «Заводной апельсин».
У остальных подсудимых татуировки отличаются только количеством и большим уклоном в символику скандинавско-германского язычества. Которую тоже использовали войска СС. А на спине подсудимого Прохоренко (который убил Николая Гиренко) вытатуирована надпись «Каждому свое» (этот девиз гитлеровцы разместили на воротах лагеря уничтожения «Бухенвальд»). После Второй мировой войны эта фраза стала восприниматься как призыв к массовым убийствам. Подсудимый Малюгин буквально расписан ходовыми цитатами из нацистского лексикона, крестами и свастиками.

Все напечатано
На все десять вопросов, поставленных обвинением перед экспертами по содержанию и оформлению печатных изданий, изъятых у подсудимых, специалисты ответили утвердительно.
Да, слова и выражения в конфискованных журналах и плакатах используют как средства «унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении всех народов, основной территорией проживания которых является Кавказ, Средняя Азия, а также народов, основной территорией проживания которых является Азия, вне территория бывшего СССР, и Африка, а также евреев и цыган, представителей негроидной и монголоидной рас». А также «представителей религиозных групп и их представителей, исповедующих христианство и иудаизм». Да, в этих журналах, газетах, листовках содержится информация, пропагандирующая агрессивные и насильственные действия «против лиц, принадлежащих к национальным группам, основной территорией исторического проживания которых является Кавказ, Средняя Азия, а также народов, основной территорией проживания которых является Азия, вне территория бывшего СССР, и Африка, евреев, цыган». И еще в них содержится «информация, пропагандирующая насильственные действия (включая убийства) против лиц, по роду своей трудовой деятельности относящихся к социально-профессиональной группе работников милиции». Да, в этих печатных материалах «используются оскорбительные характеристики (включающие ненормативную лексику и уничижительные наименования) «для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и пропаганды агрессивных и (или) насильственных действий».
Так что если сами подсудимые неоднократно пытались убедить присяжных в чистоте своих помыслов, в непричастности к агрессивным нацистским движениям, то их татуировки и печатные издания откровенно рассказали о том, чем же на самом деле живут современные российские неонацисты, какой образ мысли и действий они пропагандируют.

Наталья ШКУРЕНОК