Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Генплан будут менять

13 декабря 2010 10:00

В ближайшее время Законодательному собранию будет представлен ежегодный доклад правительства «О ходе реализации Генерального плана развития Санкт-Петербурга». Предварительное обсуждение документа состоялось в минувший четверг в комиссии ЗакСа по городскому хозяйству.

А пока обсуждают доклад о его реализации



Председатель КГА Юлия Киселева, представлявшая доклад, заявила, что в нем проанализировано использование территориальных ресурсов, тенденции градостроительного развития, вопросы охраны окружающей среды, жилищного строительства, транспортной инфраструктуры.
По ее данным, за 2005–2009 годы площади, вовлеченные в градостроительную деятельность, выросли на 1,6%, а доля земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, в общей площади города составляет 48,6%. Темпы роста экономики города таковы: в 2005–2009 годах валовой региональный продукт вырос в 2,2 раза. Инвестиции в основной капитал в 2009 году составили 324,7 млрд рублей, а объем иностранных инвестиций в экономику города — 5,5 млрд долларов (6,7% от общего объема иностранных инвестиций по России в целом). Население города на 1 января 2010 года составило 4,6 млн человек, за прошедший год оно увеличилось еще на 18,3 тыс. человек…
Говоря о стратегических проектах, Киселева отмечает, что наиболее успешно развивается автомобильный кластер — при этом в условиях финансового кризиса происходило перенесение сроков реализации стратегических проектов, и наиболее уязвимыми оказались те, что реализуются на принципах «государственно-частного партнерства». Приоритетными, по ее словам, сегодня являются «проекты с выраженной социальной составляющей» — например, строительство стадиона на Крестовском острове и проект развития аэропорта Пулково.
В генплане планируется «превращение Санкт-Петербурга в центр туризма мирового значения» — к 2025 году предполагается увеличение числа гостей Санкт-Петербурга до уровня не менее 8 млн человек в год. В 2009 году город посетило, несмотря на кризис, 5 млн туристов, — на 6,4% больше, чем в 2008-м. Надо развивать гостиничный фонд, где сегодня на тысячу жителей приходится 5,7 номера, считает председатель КГА.
Еще одна сфера, которая нуждается в срочных мерах, — транспортная. В 2009 году в городе выполнялись работы только по тем объектам, которые были начаты ранее, а реализация таких проектов, как Орловский тоннель, строительство моста через остров Серный, реконструкция Литейного моста, была приостановлена. Теперь, по словам Юлии Киселевой, вывод Адмиралтейских верфей с территории Ново-Адмиралтейского острова позволяет начать сооружение моста в створе 16–17-й линии Васильевского острова с выходом на Английский проспект и правую набережную реки Пряжки.
Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования, по данным доклада, на конец 2009 года составила 22,2 кв. м на человека. Отметим, впрочем, что в этом показателе учитываются и городские леса — без них картина была бы куда более грустной.
«Есть тяжелые районы, — заявила Киселева, — например, Адмиралтейский, Василеостровский, Приморский и Центральный, где показатели генерального плана выполнены лишь на 31–40%». А вот уровень роста офисных площадей, установленный в генплане к 2015 году, достигнут уже сейчас (помнится, сторонники «Охта-центра» сетовали на нехватку офисных площадей, которые должна была обеспечить башня. — Б. В.).
По мнению Киселевой, надо вносить изменения в генеральный план в связи с изменившимся потребностями города, развитием социальной структуры и экономическими условиями. В частности, они должны касаться строительства таких объектов, как новый зоопарк в Северо-Приморской части города, Новоадмиралтейский мост, новые судостроительные верфи и так далее. Потребуется, по словам Киселевой, и внесение соответствующих корректировок в Правила землепользования и застройки. Наконец, она полагает, что в целях «оптимизации процессов строительства и улучшения инвестиционного климата» надо инициировать в Госдуме изменения Градостроительного кодекса. Цель — упростить процедуру внесения изменений в генпланы Москвы и Санкт-Петербурга, если эти изменения относятся лишь к отдельным районам (чтобы не надо было проводить публичные слушания по всему городу, как этого сейчас требует закон).
Излишне каверзных вопросов депутаты Юлии Киселевой не задавали.
Юрий Карпенко поинтересовался, почему в городе 3 тысячи гектаров земли не использовано — ему ответили, что задача освоить абсолютно всю территорию не ставилась, потому что надо развиваться и дальше.
Отвечая на вопрос о создании магистралей-дублеров, которые бы разгрузили основные, Киселева сказала, что пока есть только мысли — например, о дублере Приморского шоссе. А на вопрос зампреда комиссии Сергея Малкова о том, учитывает ли администрация, реализуя проект по строительству ЗСД, многочисленные возражения экологов и биологов, Киселева заявила, что есть «очевидное столкновение интересов» и что, с одной стороны, надо обеспечивать город инфраструктурой, с другой — на таких территориях «общественность всегда задает вопросы».
Впрочем, как она считает, степень воздействия трассы на окружающую среду — не столько вопрос выбора ее местоположения, сколько вопрос конкретного проектирования. С чем, заметим, сама общественность (о мнении которой не раз рассказывала «Новая») вряд ли согласится: проблема именно в прокладке ЗСД — мимо Юнтоловского заказника и западного берега Васильевского острова.
«Городские леса все равно будут вырублены, — поделился прогнозом депутат Карпенко. — Может, стоит создать лесозащитный пояс вокруг города?»
«Я не согласна с изменением генплана и исключением из него городских лесов, — ответила Киселева. — Как бы ни развивалось строительство, надо сохранить зеленые насаждения, ведь мы развиваемся как европейский город».

Борис ВИШНЕВСКИЙ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close