Ледовые торосы хоккейных полей
Пока страна осваивает миллиарды на строительстве объектов для зимней Олимпиады в субтропиках, средства на развитие физкультуры и спорта в регионах тают, как снег в мае. А толпы беснующихся фанатов, большинство из которых молодежь из спальных районов, никогда не занимавшаяся спортом, громят станции метро. В Петербурге, северном городе, остро не хватает льда — такого, на котором обычные мальчишки могли бы попробовать себя в хоккее.
По мнению специалистов, российский хоккей не добьется побед на ближайших олимпиадах
В бой идут одни малыши
— Мы впервые в этом году решили провести международный турнир для самых маленьких, — рассказывает Анатолий Янкевич, директор специализированной детско-юношеской школы Олимпийского резерва по хоккею. — Для старших ребят турниры проводятся регулярно, а младшим особенно нужен стимул для продолжения занятий. Вот мы и решили устроить большой праздник хоккея.
Спортивный клуб СКА, региональная общественная организация «Хоккейный клуб СКА Санкт-Петербург» и непосредственно Федерация хоккея Петербурга турниры для подростков начали проводить еще несколько лет назад. Это было связано с выдающимся тренером, педагогом, легендарным вратарем и олимпийским чемпионом Николаем Георгиевичем Пучковым. Сначала были турниры мастеров, которые возродил не менее известный и заслуженный тренер Рафаил Газизович Ишматов в 1999 году. В 2005 году Николай Георгиевич умер, и через год после его смерти турниру было присвоено имя Пучкова. В скором времени изменилась концепция подготовки команд мастеров, и тогда турнир передали ученикам хоккейных школ.
К турниру имени Пучкова за эти годы уже привыкли, он стал традиционным, но он для старших — 13–14-летних. Правда, одного турнира и для них оказалось недостаточно, и был учрежден второй — памяти замечательного тренера Олега Сивкова. Он сформировал ту самую команду, которая единственный раз в истории петербургского хоккея завоевала золотые медали юниорского чемпионата в 1977 году. Среди тех игроков был, кстати, Алексей Касатонов.
Рождественский турнир — так назвали организаторы праздник спорта и зимних каникул — пройдет с 3 по 7 января. Участвовать в нем будут 10-летние хоккеисты.
— Они уже участвуют в первенстве города, но это очень длительный процесс, — рассказывает Владимир Кузьмин, руководитель рекламно-информационного отдела РОО «Клуб СКА». — А детям нужен праздник сейчас, им сразу нужен результат. Такие краткосрочные турниры, как рождественский, воспитывают мотивацию. Тем более что мы сможем посмотреть, как играют в хоккей в других городах.
В Петербург приедут команды из Белоруссии, Латвии, из Твери, участвуют питерские — СКА, «Локомотив», «Спартак». Понятно, что проигравших на таком турнире не будет — все получат подарки, все сходят в аквапарк, в музеи и кино. Всего приедет около 150 мальчишек, плюс родители и тренеры, для которых армейцы устроят настоящий новогодний праздник.
Лед в России — острый дефицит?
Звучит странно, но это факт: Северо-Западный регион — не самый сильный в северных видах спорта. Если в Петербурге еще есть какие-то площадки с качественным искусственным льдом, на котором можно заниматься круглый год, то в Архангельской, Мурманской, Новгородской, Псковской области нет вообще ничего. В Псковской только собираются открывать дворец спорта, но сейчас псковичи ездят к соседям в Эстонию тренироваться и играть.
— Первая проблема — материально-техническая база, в первую очередь наличие льда, — говорит Рафаил Ишматов, заслуженный тренер, кандидат педагогических наук, директор по спортивной работе СКА. — В Петербурге на сегодняшний день лед теоретически есть, а практически — нет. Мы на естественном льду заниматься не можем, а искусственного не хватает.
Недавно организаторы турнира сами посчитали, сколько у нас в городе приходится населения на специализированную ледовую арену. Конечно, в супермаркетах есть лед, но хоккеем там не займешься. И оказалось, что в Петербурге положение дел в три раза хуже, чем в Татарстане, в два раза хуже, чем в Ярославле, и в полтора хуже, чем в Москве.
При этом Питер — северный город. И хотя уже принято решение Комитетом по физической культуре и спорту создать 115 открытых площадок в городе, а в районах стали открываться катки, появляются они и во дворах, но для постоянных тренировок катки не очень приспособлены. А в крытых катках на каждую площадку приходится около 307 тысяч человек. Даже если убрать пенсионеров, грудных детей и беременных женщин, очереди должны тянуться на километры.
О спорт, ты деньги. И здоровье
Когда Федерация фигурного катания забила тревогу — мол, известные профессионалы уходят, а им на смену никого нет! — на телеэкранах началось ледовое безумие: на фигурные коньки встали певцы, актеры, политики и все, кто мог привлечь к экранам массового зрителя. А заодно и детей в секции. Но фигурное катание — дорогостоящий вид спорта, туда попадают дети тех, кто может платить деньги. Хоккею же нужны массовые игроки. И если еще сравнительно недавно в секции хоккея приходили уличные мальчишки, дети рабочего класса, то сегодня такие дети не могут заниматься, хотя уличных мальчишек по-прежнему много. Получается, что в хоккее такие же проблемы, как во всей стране: расслоение общества, отсутствие материально-технической базы.
Потому что сегодня в хоккей играть могут себе позволить только дети тех, кто может платить: коньки стоят 400 долларов, клюшка — сто. И хотя в спортивном клубе СКА занятия в хоккейной секции совершенно бесплатные — родители не платят за лед и работу тренера, легче от этого не становится. И педагоги просто не могут отобрать детей.
— Набирать набираем, но отбора нет вообще, — рассказывает Рафаил Ишматов. — Хотя у нас в школе обучение бесплатное, но на этапе спортивно-оздоровительной работы — это группы для детей от 5 до 10 лет — родители оплачивают только форму. Вот если с ребенком, то есть с его родителями подписывается контракт, то у него все будет бесплатно, даже экипировка.
Но подписание контракта происходит, когда юному хоккеисту исполняется 10 лет, не раньше. В этом году в младшие группы набирали детей 2005 года рождения, и всего набралось около 60 мальчишек. Вместе с филиалом в Петергофе хоккеистов-юниоров всех возрастов получается от 750 до 850.
Но даже из тех детей, которых родители приводят в секции хоккея, сложно выбрать будущих спортсменов. Потому что начинать тренерам приходится буквально с нуля. Если лет двадцать назад в хоккей приходили мальчишки с семи лет, которые уже неплохо бегали на коньках, из них действительно выбирали — кто быстрее бегает, у кого координация лучше. И потом их шлифовали. А сейчас приходят дети, которые никогда не стояли на коньках, и тренер не может разглядеть в нем будущую звезду хоккея.
— Но даже среди тех, кого привели родители и кто, по крайней мере, не боится встать на коньки, очень непросто выбрать, — сетует Рафаил Ишматов. — Сейчас приходят, не умея держаться на льду, не умея координировано двигаться, физически неразвитые, со слабым здоровьем.
И приходится тренерам несколько лет заниматься с таким малышом не отрабатыванием профессиональных навыков, а самой элементарной физкультурой, оздоровлением. Недаром эти группы так и называются — спортивно-оздоровительные. Отдельная проблема — родители: они сами зачастую не подают ребенку примера здорового образа жизни. Если раньше и взрослые выходили вечером на площадку во двор попинать мяч, в волейбол, с бадминтоном, то сейчас взрослых и детей не оторвать от компьютера и телевизора.
Канада нам — вторая родина
Считается, что если запустить массовую рекламу с участием известных спортсменов, то граждане сами потянутся в эти виды спорта. Но в реальной жизни, к сожалению, так не происходит. И если в 2008 и 2009 годах наши хоккеисты и становились чемпионами мира, то в предыдущие годы они показывали слабые результаты, да и перспективы на ближайшую Олимпиаду у наших хоккеистов слабые.
— Сейчас реклама мало что меняет, и это объяснимо, — считает Владимир Кузьмин. — Изменилась оценка игроков социумом — раньше их знали в лицо, они были героями, они постоянно играли в чемпионате страны. А теперь это миллионеры, которые приезжают раз в год на чемпионат мира и уезжают на свои Майами. У них никак не получается быть национальными героями, потому что они к нации не имеют отношения.
Наши футболисты в массе своей намного меньше востребованы в зарубежных спортивных клубах, чем хоккеисты, — российские хоккеисты намного больше играют в НХЛ и других подобного уровня командах. Успехи в хоккее несопоставимы с успехами в футболе. Причем востребованы в мире не хоккеисты из Питера и Москвы. А спортсмены из небольших городов, где традиционно хоккей был ведущим видом спорта. В таких городах, как Череповец, Магнитогорск, массовость намного выше, там почти поголовно мальчишки с детства гоняют шайбу, там есть из кого выбирать. Да и другие факторы играют роль.
В Канаде, в США — странах с традиционно высоким уровнем хоккейной подготовки — в школьных учебных программах есть хоккей, там вузы играют между собой постоянно, там хоккей — национальный вид спорта. Кстати, в Канаде на пятидолларовой купюре изображены все этапы становления профессионального хоккеиста: сначала родитель ведет ребенка с клюшкой, потом дети сами играют, следующий этап — взрослая команда.
— На сегодняшний день у наших российских хоккеистов на ближайшей Олимпиаде мало перспектив, — считает Рафаил Ишматов. — Нужны серьезные перемены, нужен анализ всех сфер подготовки спортсменов высокого уровня. У нас много хорошего и полезного делается для сегодняшнего дня, а про завтра, про перспективу мало кто думает. И мы очень надеемся, что Рождественский турнир для юных хоккеистов заставит взрослых и ответственных людей обратить серьезное внимание на эти проблемы.
В бой идут одни малыши
— Мы впервые в этом году решили провести международный турнир для самых маленьких, — рассказывает Анатолий Янкевич, директор специализированной детско-юношеской школы Олимпийского резерва по хоккею. — Для старших ребят турниры проводятся регулярно, а младшим особенно нужен стимул для продолжения занятий. Вот мы и решили устроить большой праздник хоккея.
Спортивный клуб СКА, региональная общественная организация «Хоккейный клуб СКА Санкт-Петербург» и непосредственно Федерация хоккея Петербурга турниры для подростков начали проводить еще несколько лет назад. Это было связано с выдающимся тренером, педагогом, легендарным вратарем и олимпийским чемпионом Николаем Георгиевичем Пучковым. Сначала были турниры мастеров, которые возродил не менее известный и заслуженный тренер Рафаил Газизович Ишматов в 1999 году. В 2005 году Николай Георгиевич умер, и через год после его смерти турниру было присвоено имя Пучкова. В скором времени изменилась концепция подготовки команд мастеров, и тогда турнир передали ученикам хоккейных школ.
К турниру имени Пучкова за эти годы уже привыкли, он стал традиционным, но он для старших — 13–14-летних. Правда, одного турнира и для них оказалось недостаточно, и был учрежден второй — памяти замечательного тренера Олега Сивкова. Он сформировал ту самую команду, которая единственный раз в истории петербургского хоккея завоевала золотые медали юниорского чемпионата в 1977 году. Среди тех игроков был, кстати, Алексей Касатонов.
Рождественский турнир — так назвали организаторы праздник спорта и зимних каникул — пройдет с 3 по 7 января. Участвовать в нем будут 10-летние хоккеисты.
— Они уже участвуют в первенстве города, но это очень длительный процесс, — рассказывает Владимир Кузьмин, руководитель рекламно-информационного отдела РОО «Клуб СКА». — А детям нужен праздник сейчас, им сразу нужен результат. Такие краткосрочные турниры, как рождественский, воспитывают мотивацию. Тем более что мы сможем посмотреть, как играют в хоккей в других городах.
В Петербург приедут команды из Белоруссии, Латвии, из Твери, участвуют питерские — СКА, «Локомотив», «Спартак». Понятно, что проигравших на таком турнире не будет — все получат подарки, все сходят в аквапарк, в музеи и кино. Всего приедет около 150 мальчишек, плюс родители и тренеры, для которых армейцы устроят настоящий новогодний праздник.
Лед в России — острый дефицит?
Звучит странно, но это факт: Северо-Западный регион — не самый сильный в северных видах спорта. Если в Петербурге еще есть какие-то площадки с качественным искусственным льдом, на котором можно заниматься круглый год, то в Архангельской, Мурманской, Новгородской, Псковской области нет вообще ничего. В Псковской только собираются открывать дворец спорта, но сейчас псковичи ездят к соседям в Эстонию тренироваться и играть.
— Первая проблема — материально-техническая база, в первую очередь наличие льда, — говорит Рафаил Ишматов, заслуженный тренер, кандидат педагогических наук, директор по спортивной работе СКА. — В Петербурге на сегодняшний день лед теоретически есть, а практически — нет. Мы на естественном льду заниматься не можем, а искусственного не хватает.
Недавно организаторы турнира сами посчитали, сколько у нас в городе приходится населения на специализированную ледовую арену. Конечно, в супермаркетах есть лед, но хоккеем там не займешься. И оказалось, что в Петербурге положение дел в три раза хуже, чем в Татарстане, в два раза хуже, чем в Ярославле, и в полтора хуже, чем в Москве.
При этом Питер — северный город. И хотя уже принято решение Комитетом по физической культуре и спорту создать 115 открытых площадок в городе, а в районах стали открываться катки, появляются они и во дворах, но для постоянных тренировок катки не очень приспособлены. А в крытых катках на каждую площадку приходится около 307 тысяч человек. Даже если убрать пенсионеров, грудных детей и беременных женщин, очереди должны тянуться на километры.
О спорт, ты деньги. И здоровье
Когда Федерация фигурного катания забила тревогу — мол, известные профессионалы уходят, а им на смену никого нет! — на телеэкранах началось ледовое безумие: на фигурные коньки встали певцы, актеры, политики и все, кто мог привлечь к экранам массового зрителя. А заодно и детей в секции. Но фигурное катание — дорогостоящий вид спорта, туда попадают дети тех, кто может платить деньги. Хоккею же нужны массовые игроки. И если еще сравнительно недавно в секции хоккея приходили уличные мальчишки, дети рабочего класса, то сегодня такие дети не могут заниматься, хотя уличных мальчишек по-прежнему много. Получается, что в хоккее такие же проблемы, как во всей стране: расслоение общества, отсутствие материально-технической базы.
Потому что сегодня в хоккей играть могут себе позволить только дети тех, кто может платить: коньки стоят 400 долларов, клюшка — сто. И хотя в спортивном клубе СКА занятия в хоккейной секции совершенно бесплатные — родители не платят за лед и работу тренера, легче от этого не становится. И педагоги просто не могут отобрать детей.
— Набирать набираем, но отбора нет вообще, — рассказывает Рафаил Ишматов. — Хотя у нас в школе обучение бесплатное, но на этапе спортивно-оздоровительной работы — это группы для детей от 5 до 10 лет — родители оплачивают только форму. Вот если с ребенком, то есть с его родителями подписывается контракт, то у него все будет бесплатно, даже экипировка.
Но подписание контракта происходит, когда юному хоккеисту исполняется 10 лет, не раньше. В этом году в младшие группы набирали детей 2005 года рождения, и всего набралось около 60 мальчишек. Вместе с филиалом в Петергофе хоккеистов-юниоров всех возрастов получается от 750 до 850.
Но даже из тех детей, которых родители приводят в секции хоккея, сложно выбрать будущих спортсменов. Потому что начинать тренерам приходится буквально с нуля. Если лет двадцать назад в хоккей приходили мальчишки с семи лет, которые уже неплохо бегали на коньках, из них действительно выбирали — кто быстрее бегает, у кого координация лучше. И потом их шлифовали. А сейчас приходят дети, которые никогда не стояли на коньках, и тренер не может разглядеть в нем будущую звезду хоккея.
— Но даже среди тех, кого привели родители и кто, по крайней мере, не боится встать на коньки, очень непросто выбрать, — сетует Рафаил Ишматов. — Сейчас приходят, не умея держаться на льду, не умея координировано двигаться, физически неразвитые, со слабым здоровьем.
И приходится тренерам несколько лет заниматься с таким малышом не отрабатыванием профессиональных навыков, а самой элементарной физкультурой, оздоровлением. Недаром эти группы так и называются — спортивно-оздоровительные. Отдельная проблема — родители: они сами зачастую не подают ребенку примера здорового образа жизни. Если раньше и взрослые выходили вечером на площадку во двор попинать мяч, в волейбол, с бадминтоном, то сейчас взрослых и детей не оторвать от компьютера и телевизора.
Канада нам — вторая родина
Считается, что если запустить массовую рекламу с участием известных спортсменов, то граждане сами потянутся в эти виды спорта. Но в реальной жизни, к сожалению, так не происходит. И если в 2008 и 2009 годах наши хоккеисты и становились чемпионами мира, то в предыдущие годы они показывали слабые результаты, да и перспективы на ближайшую Олимпиаду у наших хоккеистов слабые.
— Сейчас реклама мало что меняет, и это объяснимо, — считает Владимир Кузьмин. — Изменилась оценка игроков социумом — раньше их знали в лицо, они были героями, они постоянно играли в чемпионате страны. А теперь это миллионеры, которые приезжают раз в год на чемпионат мира и уезжают на свои Майами. У них никак не получается быть национальными героями, потому что они к нации не имеют отношения.
Наши футболисты в массе своей намного меньше востребованы в зарубежных спортивных клубах, чем хоккеисты, — российские хоккеисты намного больше играют в НХЛ и других подобного уровня командах. Успехи в хоккее несопоставимы с успехами в футболе. Причем востребованы в мире не хоккеисты из Питера и Москвы. А спортсмены из небольших городов, где традиционно хоккей был ведущим видом спорта. В таких городах, как Череповец, Магнитогорск, массовость намного выше, там почти поголовно мальчишки с детства гоняют шайбу, там есть из кого выбирать. Да и другие факторы играют роль.
В Канаде, в США — странах с традиционно высоким уровнем хоккейной подготовки — в школьных учебных программах есть хоккей, там вузы играют между собой постоянно, там хоккей — национальный вид спорта. Кстати, в Канаде на пятидолларовой купюре изображены все этапы становления профессионального хоккеиста: сначала родитель ведет ребенка с клюшкой, потом дети сами играют, следующий этап — взрослая команда.
— На сегодняшний день у наших российских хоккеистов на ближайшей Олимпиаде мало перспектив, — считает Рафаил Ишматов. — Нужны серьезные перемены, нужен анализ всех сфер подготовки спортсменов высокого уровня. У нас много хорошего и полезного делается для сегодняшнего дня, а про завтра, про перспективу мало кто думает. И мы очень надеемся, что Рождественский турнир для юных хоккеистов заставит взрослых и ответственных людей обратить серьезное внимание на эти проблемы.
Наталья ШКУРЕНОК,
фото из архива СКА