Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Настоящий патриотизм — это либерализм

20 декабря 2010 10:00

К 100-летию со дня кончины Василия Караулова — выдающегося борца за свободу совести в России

В Петербурге презентовали проект «Русского либерального наследия»



Василий Караулов
Василий Караулов


Вчера исполнилось ровно сто лет со дня кончины Василия Караулова, выдающегося христианского политика, одного из лидеров кадетской партии начала ХХ века. В декабре 1910 года в Петербурге за его гробом, по воспоминаниям современников, шло не меньше 100 тысяч человек. В декабре 2010 года на пресс-конференцию, посвященную памяти Караулова, в петербургском Институте региональной прессы (ИРП) собралось чуть больше десяти участников. Возможно, это показывает соотношение между теми, кто следовал идеям христианского либерализма сто лет назад, и теми, кому они интересны сейчас, а возможно, что и ничего не показывает — просто так сложились зимние звезды над городом, где в полузабытой могиле лежит полузабытый пророк, пытавшийся отвести от России угрозу хаоса и смуты.
Трое выступавших — философ и политик Алексей Кара-Мурза, доктор философских наук Ольга Жукова и внучатая племянница героя дня Ирина Караулова — приехали на мероприятие прямо с Волковского кладбища, где расчищали от снега могилу Василия Андреевича. На небольшом экране сотрудники ИРП продемонстрировали фотоснимки, запечатлевшие результат ручной работы философов — сверкающий чистотой надгробный камень. Кара-Мурза заверил, что теперь обелиск не останется без внимания не только родственников кадетского лидера, но и фонда «Русское либеральное наследие», в котором сам Алексей Алексеевич является президентом, а Ольга Жукова — членом совета.
— В России всегда было так заведено: либералы в одну сторону, православные — в другую, — посетовал Алексей Кара-Мурза. — Христианство и либерализм воспринимаются не как синонимы, а как антонимы. Но этот раздрай ни к чему хорошему не приведет. Либеральные ценности заключены внутри христианства. Авторы философского сборника «Вехи» пытались стянуть эти два полюса. В Караулове эти два полюса наконец соединились. Христианские либералы видели в нем своего представителя в Госдуме. Бердяев ставил Василия Андреевича в один ряд с философом Соловьевым и писателем Достоевским — вершинами русского национального самосознания. Возвращение памяти о таких фигурах, как Караулов, может стать платформой для построения современного христианского либерализма.



По словам Кара-Мурзы, в бывшем Союзе правых сил (к которому Алексей Алексеевич имел прямое отношение, входя в его федеральный политсовет) программу «Русского либерального наследия» восприняли как свою. Фраза Петра Струве «Я либерал, и потому патриот» (Или «Я западник, и потому националист») может стать одним из негласных девизов новой версии российского либерализма — например, для вновь созданной оппозиционной коалиции Немцова, Рыжкова, Касьянова и Милова. Особый провиденциальный смысл может приобрести название коалиции — Партия народной свободы, то есть кадеты.
— Настоящий патриотизм — это либерализм, — считают Алексей Кара-Мурза и Ольга Жукова. — Мы стараемся показать это на примере таких фигур, как Караулов, деятельность которых отсекает как правых, так и левых радикалов, дает шанс пройти по кромке между обеими безднами.
Внучатая племянница Василия Андреевича — кандидат химических наук, доцент кафедры химии Петербургского университета технологии и дизайна Ирина Караулова — рассказала о семейном древе своего великого предка, на котором он принадлежит к 15-му поколению, а она сама — к 19-му. Карауловы — новгородский дворянский род, чьи представители носили генеральские эполеты и участвовали в войнах с Наполеоном. Во всех родовых имениях Карауловых были храмы — поэтому обращение Василия Андреевича к христианству было возвращением к истокам, к тому, что он помнил о себе с детства. В одном из таких имений — селе Успенское Псковской губернии — когда-то гостила английская писательница Этель Лилиан Войнич (в девичестве Буль), для которой революционер-народник Караулов стал прототипом знаменитого Овода. В менее известном романе Войнич «Оливия Лэтам», где рассказывается о пребывании в Успенском, Карауловы выведены под видом семьи Дамаровых.
Проект «Русского либерального наследия», успешно стартовавший не только в Москве, но и в некоторых российских регионах, начинает действовать в Петербурге. «Новая в СПб» по мере своих скромных сил будет способствовать развитию проекта.

Валерий БЕРЕСНЕВ


Русский Овод

Василий Караулов — человек удивительной судьбы, проделавший путь от радикального народничества к либерализму. В молодости был активным членом «Народной воли», узником Шлиссельбургской крепости. Пробыв более четверти века в тюрьмах, на каторге и ссылке, Караулов путем феноменального самообразования сделался энциклопедически образованным человеком, убежденным христианином и борцом за свободу совести в России. Член Центрального комитета Конституционно-демократической партии, он был избран депутатом 3-й Государственной Думы, где стал одним из лучших ораторов, борцом с религиозным фанатизмом за свободу вероисповедания. Внезапная смерть Караулова 19 декабря 1910 г. потрясла Петербург, а затем всю мыслящую Россию. За его гробом на Волковское кладбище через весь город шло более 100 тысяч человек — таких похорон Петербург не знал со дня прощания с Тургеневым. Могила Караулова на Волковском кладбище до революции была культовым местом для всех борцов против религиозной нетерпимости, клерикализма и черносотенства за подлинную свободу веры и убеждений.
В середине декабря 1910 г. Василий Андреевич серьезно заболел пневмонией и 19 декабря скончался «от паралича сердца вследствие крупозного воспаления легких». 21 декабря, в день похорон, рано утром в квартиру покойного пришел полицейский пристав и в категоричной форме потребовал, чтобы ему показали все надписи на венках и лентах. Ввиду тесноты в квартире многочисленные венки были вынесены на лестницу и здесь тщательно осмотрены приставом, который, после некоторого раздумья, признал их допустимыми. Гроб вынесли на руках соратники Караулова по кадетской партии — Шингарев, Колюбакин, Некрасов, Кутлер, Винавер. Учащаяся молодежь образовала вокруг гроба цепь — в начале одиннадцатого началось движение процессии к зданию Государственной Думы. На Шпалерной, перед Таврическим дворцом, думское духовенство отслужило литию. Потом опять по Потемкинской, затем по Кирочной и Знаменской улицам процессия двинулась в южную часть города, на Волковское кладбище. Корреспондент «Утра России» на следующее утро написал: «На тротуарах огромное количество публики. Все углы Лиговки, Пушкинской и Знаменской густо усеяны народом».
К полудню процессия достигла кладбища. По просьбе старообрядцев им была предоставлена возможность нести гроб. Приехал из Москвы Александр Гучков, который в числе других друзей покойного выносил на руках гроб из кладбищенской церкви. Организаторы были заранее предупреждены о запрете говорить над могилой речи политического характера: видимо, власти помнили, в какую манифестацию превратились недавние похороны С. А. Муромцева в Москве. Речь над могилой держал только близкий друг покойного — известный сибирский депутат-кадет Николай Некрасов: «Дорогой Василий Андреевич! Уста наши заграждены. Мы не можем говорить о том, что мы знаем, что сам ты считал наиболее драгоценным в своей жизни и деятельности. Говорить обиняками невозможно у отверзтой могилы того, кто был вдохновенным проповедником вечной правды, и мы предпочитаем молчать… Сохраним же наши мысли о нем до того счастливого момента, когда, хороня своих друзей, мы сможем у их гроба свободно и смело давать оценку их личности и деятельности».
Через несколько дней после похорон в память о Караулове состоялось и специальное заседание петербургского Религиозно-философского общества (РФО), активным членом которого он являлся. Известный философ и религиозный мыслитель А. А. Мейер вспоминал об этом заседании: «Для РФО этот человек был особенно дорог тем, что сумел в своей тонкой и чуткой душе совместить горячее и живое общественное чувство, заставившее его испытать все ужасы каторги, — с глубокой христианской религиозностью. Это было то сочетание, которые главные деятели общества, задававшие в нем тон, хотели видеть вообще в русской интеллигенции. Вечер в память Караулова снова подчеркнул, что РФО живет одной жизнью с русской интеллигенцией, но живет по-своему, не совпадая с нею, в ее все еще довольно упорном отчуждении от религии».
Некролог на смерть Караулова опубликовал в «Русской мысли» и другой лидер русского христианского либерализма — Петр Струве. «В этой замечательной фигуре образованного человека, верного церкви и церковной религии и страстно любившего политическую свободу и ее правовые формы, воплотилась одна из роковых загадок русской жизни. Не знаю, как и почему, но душа его одинаково тянулась и к традиции, и к революции, и к старине, и к новизне. Она страстно искала слияния старины с новизной, не по оппортунистическому расчету, не из тактики, а движимая глубочайшей эстетической потребностью, охватывавшей все существо этого человека… Вся его личность как будто спрашивала, возможен ли и как, какими путями, какой ценой, с какими жертвами воплотится в русской жизни этот желанный синтез традиции и революции». Струве далее отметил, что «защита свободы совести со стороны Караулова, верного сына православной церкви, была для него не случайным и личным делом, а осуществлением личными силами великой исторической задачи — примирения веры и свободы. Вне такого примирения ему не мыслилась возможность прочного духовного и общественного развития русского народа и даже сама крепость русского государства».
Струве очень точно обозначил два главных вопроса, которые всю жизнь волновали Караулова: «Может ли православная церковь так, как она исторически сложилась, со всем ее прошлым, принять свободу совести, освободиться от цезаропапистской прикрепленности к государству, стать свободной и независимой церковной общиной, а не церковью-ведомством?» и «Может ли современное сознание, современная религиозность примириться с той церковно-догматической связанностью, которой отмечены все исторические церкви?». «Я не знаю, — закончил свою статью-некролог Струве, — как отвечал самому себе Караулов на этот последний вопрос. Но я думаю, что чем менее догматичен и внутренне нетерпим человек, тем легче его религиозному сознанию, не отрываясь от той или иной исторической церкви, оставаясь, так сказать, в ее ограде, сохранить свою собственную религиозную индивидуальность. Такие люди, быть может более чем фанатические приверженцы догматов, составляют истинную соль всякой церкви… И великое значение свободы совести и веротерпимости заключается в том, что только она позволяет церковным организациям, исторически сложившимся, удерживать в своей среде эту незаменимую драгоценную «соль», которая ищет любовного и достойного примирения между индивидуальной религиозностью и соборным благочестием, — примирения, одинаково далекого и от лицемерного расчета, и от догматического изуверства, и от мистической экзальтации. Таков был Караулов».
9 мая 1912 г. на могиле Караулова на Волковском кладбище был установлен памятник. Первоначально на гранитном постаменте под бронзовым бюстом были выбиты слова из известной думской речи Караулова: «Да, я был каторжником, с бритой головой и кандалами на ногах…» Но петербургский градоначальник не разрешил открытие памятника с подобной надписью, и она была прикрыта железной доской.
После революции исторические захоронения на Волковском кладбище сильно пострадали. Исчез и бюст Караулова. Но на гранитном памятнике еще можно прочитать первоначальный текст из думской речи великого поборника свободы совести.

Алексей КАРА-МУРЗА