Возвращается боль, потому что ей некуда деться
Спектакль «Александр Галич. Возвращение» — дипломная работа выпускников актерского курса Санкт-Петербургской театральной академии — родился из студенческих работ. Как витраж, он составлен из монологов разных, но объединенных страшной эпохой людей. Эту работу весной 2011 года (в марте) увидят там, где в известные времена размещались сталинские лагеря для репрессированных. Этапы просветительских благотворительных гастролей: Емва, Ухта, Печора, Инта, Воркута, Лабытнанги, Салехард.
Время Галича
По словам художественного руководителя петербугского Интерьерного театра, режиссера Николая Беляка, вместе с коллегами представившего спектакль в пресс-клубе «Зеленая лампа», «прикосновение к тому времени — способ не забывать о том, о чем никогда нельзя забывать».
— Опасный симптом забвения разъедает души, поэтому прошлое необходимо понять, постараться внутренне пережить даже тем, кто в силу возраста не мог быть участником и свидетелем тех событий, — утверждает он. — Вместе с тем «Александр Галич. Возвращение» — вовсе не тот спектакль, который несет некий тезис, обязательный для того, чтобы его принимали или не принимали, — он в состоянии сам себя защитить, в монологах — правда о судьбах людей. Сила именно в этой правде.
Понять атмосферу времени, о котором идет речь, актерам помогли сотрудники научно-информационного центра «Мемориал», над этим проектом они работали вместе с правозащитниками.
— Маршрут проходит по местам особой памяти, помогающей многое осмыслить и понять, — в этом главная ценность проекта, и еще в том, что спектакль — воплощение этой памяти, — считает директор «Мемориала» Ирина Флиге.
«Спектакль для меня по многим причинам — событие личное, как личным остается время Галича, — отмечает главный художник театра Марк Борнштейн. — Когда начиналась работа, о гастролях мы не мечтали, и тем значительнее для театра предстоящие встречи с городами, где актерам предстоит побывать».
К тому же участники гастролей надеются найти в городах живое продолжение спектакля. Это продолжение — в разговорах с бывшими ссыльными и их детьми может послужить основой для нового, не менее содержательного спектакля, — считают они. Нам воздастся огнем и мечом. Известно, что очень трудным временем для Александра Галича было начало семидесятых. В 1971-м «за антисоветские песни» он был исключен из Союза писателей СССР, в 1972-м — из Союза кинематографистов, а в 1974-м вынужден эмигрировать, после чего постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранние произведения были в стране запрещены.
Правозащитники с сожалением констатируют факт: современное историческое знание о Большом терроре и публичная память о нем заметно разошлись. А Ковалевская пустошь сродни бедам нового времени — гибели современников, не отступивших в стремлении доказать что-то важное. Анна Политковская, Станислав Маркелов и Анастасия Бабурина, Наталья Эстемирова — да мало ли еще…
То и дело возвращается боль, о которой говорится в последнем перед гибелью (15 декабря 1977 года) стихотворении Галича:
За чужую печаль и за чье-то незваное детство
Нам воздастся огнем и мечом и позором вранья.
Возвращается боль, потому что ей некуда деться,
Возвращается вечером ветер на круги своя.
Евгения ДЫЛЕВА