Тайна прокурорского берега
Есть в Выборгском районе одно уникальное место — берег Нахимовского озера между поселками Цвелодубово и Овсяное. Помимо природных красот, у него есть одна мистическая особенность: сколько бы местные жители ни просили областную прокуратуру проверить этот берег на предмет нарушений природоохранного законодательства (например, захвата и застройки участков Лесного фонда, огораживания берегов), данный орган под разными предлогами это делать отказывается.
Служители Фемиды никак не могут отыскать заповедного пути к предположительно незаконному коттеджному поселку
Фантомы
В лучшем случае сотрудники прокуратуры отвечают, что не нашли дороги к указанным нарушениям, 2) дорогу нашли, но нарушений не увидели, 3) не нашли в обращении телефонов заявителей, чтобы взять их с собой показать дорогу, 4) телефоны нашли, но не смогли дозвониться. А еще есть у руководства областной прокуратуры беспроигрышная метода: в свои официальные приемные часы не оказываться на рабочем месте. Чтобы делегации жителей с озера Нахимовское, приехавшие лично воззвать к совести прокурорского начальства, возвращались домой несолоно хлебавши. Причем практикуют эту методу решительно все — от начальников отделов до самого прокурора Ленинградской области Сергея Литвиненко.
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Потому что два коттеджных поселка, не обозначенные ни на какой карте, построенных на территории Гослесфонда и заказника «Илола», огороженные забором по урез воды, стоят на вышеуказанном берегу уже несколько лет. И какие бы масштабные акции ни организовывали жители соседних деревень, чтобы призвать на нарушителей справедливое наказание, контролирующие органы упорно не видят мистических коттеджей.
А в народе меж тем тот берег прозвали «прокурорским». Конечно, не потому, что его столь пристальным невниманием почтила прокуратура. Дело в том, что среди особняков, выстроенных цепочкой вдоль берега озера, есть один, в котором, по словам охраны, проживает заместитель областного прокурора. Охранник называет его Сергеем Владимировичем. Но — обо всем по порядку.
Искали, но не нашли
Первый раз жители поселков Цвелодубово, Рощино и Ганино обратились в прокуратуру по поводу прокурорского берега еще в июне месяце. Перед этим незаконный коттеджный поселок продемонстрировали тележурналистам НТВ, причем охрана в довольно резкой форме попыталась их изгнать. Охранникам не понравилось то, что журналисты и сопровождающие их местные активисты шли вдоль забора поселка, по муниципальной (!) дороге. Люди вынуждены были пригрозить жалобой областному прокурору — лишь после этого бдительные стражи оставили их в покое. Жалоба с приложением 509 (!) подписей местных жителей действительно вскоре была отправлена на имя С. И. Литвиненко. В ней авторы просили прокуратуру проверить факты нарушений Водного, Лесного и Земельного кодексов (огораживания береговой полосы, строительство в лесу, самозахват земель) на берегах озера Нахимовское. Прокуратура на обращение отреагировала: провела проверку, даже четыре исковых заявления в Выборгский суд направила. Но почему-то на прокурорский берег так и не заехала.
По словам исполнителя проверки помощника природоохранного прокурора ЛО А. В. Марченко, он «не нашел туда дороги». Тогда авторы обращения напомнили ему, что с целью лучшей ориентации на местности сотрудников прокуратуры они поместили в своем письме фразу: «Просим пригласить нас в качестве участников проверки». На это возражение Марченко ответил, что не нашел в обращении номера телефона заявителей. После указания ему на номер телефона в тексте обращения Марченко выразил сожаление, что не заметил его сразу, и заявил, что, к сожалению, проверка уже проведена и в повторной проверке он необходимости не видит.
Само собой, выборгские активисты подобным ответом не удовлетворились. Они отправили на имя Литвиненко повторное обращение, теперь уже с жалобой на бездействие Марченко. Вскоре было получено уведомление, что заместителю начальника отдела по надзору за федеральным законодательством О. В. Васильевой поручено провести повторную проверку, уже с участием заявителей. Снова забрезжила надежда, однако быстро потухла: поступил ответ за подписью заместителя природоохранного прокурора ЛО О. В. Ермолина, из которого следовало, что он также не видит необходимости в проведении повторной проверки. Неплохо, правда? Областная прокуратура (начальство) дает поручение, а природоохранная — отказывается его выполнять.
Не принимали и не будем принимать
Не понимая еще истинной причины такого упрямства, активисты пошли в прокуратуру лично: 4.10 — на прием к дежурному прокурору и 12.10 — на прием к О. В. Васильевой (ее начальник Д. В. Мельник в свои приемные часы отсутствовал). Любопытно, что в ходе беседы Васильева заверила представителя местной инициативной группы, что примет меры, чтобы поручение, данное ею Ленинградской природоохранной прокуратуре, было выполнено. Однако несколько дней спустя был получен ответ, подписанный Васильевой и датированный 11.10, то есть составленный за день до встречи. В нем Васильева отказала заявителям в проведении проверки на данном участке берега без объяснения конкретных причин. А ведь всего день спустя, 12.10, она уверяла, что примет меры!
В конце октября люди вновь отправились в прокуратуру — теперь уже на прием к заместителю областного прокурора П. Ф. Панфилову. Его, как и следовало ожидать, в приемные часы также не оказалось на месте. На следующий день шестеро представителей поселков Ганино, Цвелодубово и Рощино вновь явились обивать прокурорские пороги. В тот день, согласно расписанию, прием был у Самого — у областного прокурора С. И. Литвиненко. Угадайте, присутствовал ли он на работе? Правильно, его не было, и большая толпа страждущих приема напрасно ждала в коридоре.
Звонили, но не дозвонились
Поскольку активисты не сдавались и продолжали забрасывать прокуратуру жалобами, последняя решила отвязаться раз и навсегда. В конце ноября пришел очередной ответ, в котором уже упоминаемый Д. В. Мельник сообщил, что проверка… уже проведена! Само собой, никаких построек на указанном участке берега не найдено. А чтобы заявители снова не пошли канючить, почему, мол, нас не пригласили лично показать эти постройки, в письме было специально указано, что-де мы вам звонили-звонили (целых два раза), а вы были вне зоны действия сети!
Конечно, после этого можно было обращаться к оператору связи, просить детализацию звонков в указанные даты, а потом идти в суд с опровержением факта прокурорского дозвона… Но, согласитесь, если прокуратура настолько сильно не желает видеть коттеджи-привидения, что готова выдумать нелепую историю про «не дозвонился», то цепляться к подобным мелочам уже бесполезно. Соседние коттеджные поселки прокуратура соглашается замечать и проверять, но этот — ни в какую. Кстати, в областной прокуратуре действительно работает человек по имени Сергей Владимирович — это зам областного прокурора Есипов. К нему, между прочим, активисты также дважды пытались попасть. Есипов их не принял: узнав по телефону у охранника, кто и по какому делу к нему просится, он отказал без объяснения причин.
Не хотелось бы быть пессимистами, но, увы, приходится. В случае с прокурорским берегом мы столкнулись с такой стеной коррупции, которую не пробить даже очень назойливыми и массовыми обращениями. Кто бы ни были хозяева дач на прокурорском берегу, прокуратура либо боится, либо просто не хочет тревожить их покой.
В качестве последней надежды ждут сейчас жители Нахимовского ответа на письмо помощника спикера СФ Сергея Миронова Наталии Евдокимовой, отправленное ею по просьбе жителей в Генеральную прокуратуру. Евдокимова лично участвовала в акции протеста жителей Нахимовского на прокурорском берегу летом этого года. (В тот день участники акции наблюдали, как охранники пропустили через шлагбаум к коттеджам две дорогие черные иномарки. Из неофициальных источников удалось узнать, что эти машины относятся к служебному парку МВД.)
Впрочем, жители не намерены сдаваться. Чего бы это ни стоило, но они намерены довести историю с прокурорским берегом до конца. Необходимо, чтобы надзорные органы и нашли, и увидели, и проверили эти коттеджи. Ибо, если прокуратура сама игнорирует закон, то как она сможет требовать исполнения закона от всех остальных?
Ирина АНДРИАНОВА, движение «Против захвата озер»
Фото автора