Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Культурная контрреволюция на моховой

3 марта 2011 10:00

Картина с запрещенной выставки «Бездомная», художник Шэнь Дацы

«Несправедливость где-либо — угроза справедливости повсюду»

Выставка картин «Истина — Доброта — Терпение» должна была открыться в петербургском Доме национальностей на Моховой 26 января и продлиться до 9 февраля. Но открытие не состоялось. Этот запрет нельзя считать событием исключительным.
Движение Фалуньгун (или Фалунь Дафа, буквально: «практика колеса закона»), инициатор несостоявшейся выставки, не в первый раз сталкивается с табу на свои мероприятия в Петербурге.


Картина с запрещенной выставки «Бездомная», художник Шэнь Дацы


Дракон выходит из себя. И из тебя
О том, что выставку запретили, «Новой» сообщили правозащитники. В петербургском центре духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа» эту информацию подтвердили. По словам директора центра Ирины Ошировой, им отказано было в последний момент, когда картины, просмотренные специалистом, уже находились в выставочном зале и шли последние приготовления.
— Оставались только некоторые не доставленные приглашения, которые мы поспешили доставить. Они, очевидно, и спровоцировали отказ, — объясняет она. — Никаких запретительных бумаг нет — телефонный звонок из высокого кабинета — и всё… Если говорить о причинах запрета, нельзя обойти одну из важнейших: к сожалению, в людях страны, долгое время находящейся под гнетом тоталитарного режима, часто дает о себе знать генетический страх. Трудно убить дракона в себе. Этот страх сохраняется, вопреки утверждению Мартина Лютера Кинга в том, что «несправедливость где-либо — это угроза справедливости повсюду». В свою очередь, во властных структурах распространен совершенно иной, классический принцип поведения: как бы чего не вышло.
Фалуньгун — не религия, но центр, как правило, информирует о своих мероприятиях чиновников отдела по связям с религиозными организациями администрации Петербурга. Правда, на этот раз вслед за тем, как в отдел было отнесено приглашение, администрация Дома национальностей объявила организаторам выставки, что открытия не будет.
До сих пор картины 12 художников из США, Канады, Австралии, Таиланда, Китая экспонировались в 24 странах мира. В том числе и в России: выставка вызывала неизменный интерес у посетителей в Москве, Красноярске, Иркутске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Астрахани и других городах. Случались и запреты, которые властные и силовые структуры объясняли наличием ряда межправительственных соглашений. Причем какой-либо экспертизы художественных произведений, как правило, не проводилось.
Практически все работы носят документальный характер. Помимо светлых полотен, в экспозиции есть и те, что рассказывают о репрессиях. Например, художница из Оттавы Кэтлин Гиллис одну из своих работ назвала «Бескомпромиссное мужество». На картине изображен Лю Чэнь Цзюнь, который после 21 месяца пребывания в тюрьме умер от пыток. Он был приговорен к 19 годам заключения за участие в трансляции по телевидению Китая программ, разоблачающих жестокое преследование приверженцев Фалуньгун. На другой картине — «Бездомная» (художник — Шэнь Дацы) видим девочку, которая потеряла родителей и стала бездомной. Двери дома опечатаны.

Не дышите
В Поднебесной, стране чая, фарфора, шелка, драконов и принцесс, к Фалуньгун относятся не просто отрицательно — движение, основанное в Китае отставным военным, учителем Ли Хунчжи в 1992 году, в конце девяностых было запрещено и ознаменовано волной многолетних репрессий и смертей. Тем не менее в мире оно распространилось. В Канаде с конца 2009 года даже действует организация «Парламентские друзья Фалуньгун».
Возникновение движения исследователи связывают с традиционными практиками. Говорят, что оно возникло на основе известной дыхательной гимнастики цигун и, кроме того, содержит элементы буддизма, даосизма и китайских народных верований.
В Китае Фалуньгун Дафа считается организацией, нацеленной на подрыв политического и общественного строя коммунистической державы. Но сами приверженцы движения утверждают, что политикой не занимаются, не имеют корыстных намерений и отношения к каким-либо видам бизнеса. Они уверены: репрессии вызваны тем, что китайские власти, напуганные невероятным размахом движения (до 70 млн человек к концу XX века), противостоят попытке возродить традиции докоммунистической культуры страны.
Как утверждают российские синологи (синология, китаеведение — комплекс наук, изучающих древний и современный Китай), Фалуньгун — не религия. Скорее, некая духовная практика. Отсутствуют храмы, богослужения, священнослужители.
Интересно, что постановление о запрете, подготовленное в конце девяностых годов «Обществом по изучению Фалуньгун» коммунистического Китая, в родных для движения краях распространено не повсюду. Запрет не действует в Гонконге и на Тайване.

Невеликая китайская стена
В России центр духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа» существует с 2003 года. Несмотря на то что запрета в нашей стране на движение нет, случается, его приверженцев насильно выдворяют из России.
«Новой» уже приходилось писать о случаях, когда китайских диссидентов быстро, бесплатно и безвозвратно высылали из Петербурга в Китай. Например, о 72-летнем профессоре Гао Чуньмане, которого взял под свою защиту верховный комиссар ООН, а сдали в 2007 году властям Китая петербургские чиновники. На родине он подвергался репрессиям, в городе на Неве в свое время учился, до депортации в Петербурге прожил около 15 лет.
Примерно тогда же из Петербурга в Пекин была депортирована 44-летняя гражданка Китая Ма Хуэй с восьмилетним ребенком — до того проживала в России пятнадцать лет, ее дочь родилась в Петербурге. Не помогло то, что женщина имела статус беженца ООН (непосредственно в нашей стране такой статус ей получить не удалось) и в Красном Кресте значилась как лицо, нуждающееся в защите. Наши правозащитники объясняли: Россией ратифицирована 33-я статья Международной конвенции, по которой страна не вправе высылать тех, кому на родине может угрожать опасность. Женщину и ребенка не спасло и то, что ее муж, тоже гражданин Китая, легально работал в России.
В марте 2008 года был сорван концерт китайской труппы «Божественное искусство», запланированный на сцене Александринского театра. По неофициальной информации, когда в спецслужбах и китайском консульстве узнали о том, что несколько номеров концертной программы рассказывают об учении Фалуньгун, представление рекомендовали отменить. Что и было сделано, хотя 50 процентов билетов на «Божественное искусство» было продано уже в первые три дня после появления концертных афиш (см. № 21, 24 за 2008 год).
В подготовленном российским правозащитным центром «Сова» докладе, анализирующем основные тенденции «неправомерного антиэкстремизма», говорится о том, что «алгоритм преследований определяется в зависимости от текущих потребностей тех, кто их организует». Причем часто «преследуются те, кого нельзя ассоциировать с терроризмом или иными реально опасными действиями». К таковым авторы исследования причисляют Фалуньгун.
Интересно, что в прошлом году директор петербургского центра Ирина Оширова пыталась получить копию решения, принятого по результатам проверки Городской прокуратуры, проведенной еще в 2007 году на предмет «исполнения действующего российского законодательства». В ответе ведомства было четко сказано: «нарушений не выявлено», «оснований для мер прокурорского реагирования не усмотрено». Но в ознакомлении с документами надзорного производства из-за грифа «секретно» ей отказали.
Безусловно, у нас и без Фалуньгун достаточно жертв охоты на ведьм. Помнится, в советские времена под запретом была йога, и люди, стремящиеся запрет обойти, употребляли более безопасный термин «корригирующая (исправляющая) гимнастика». Современной России знакома система запретов на инакомыслие, несогласие, и на линии огня — другие объекты неправомерного преследования. Эта, как кому-то покажется, сомнительная аналогия тем не менее позволяет оценить опасность явления, сведенного к приятной и понятной власти идее: запрещать и не пущать. Несмотря на уроки прошлого, мы все еще до конца не осознаем, что недалеко ушли от того времени, когда тоталитарный режим СССР уничтожал миллионы собственных граждан.

Евгения ДЫЛЕВА


Прямая речь
Наталия ЕВДОКИМОВА, советник председателя Совета Федерации, ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга:
— В день открытия я собралась на выставку «Истина — Доброта — Терпение», посвященную Китаю. Мне интересна история и культура этой древней страны. В конце 90-х я побывала там, ездила в составе официальной делегации петербургского ЗакСа. Но тогда, в 1998 году, нам показали отлакированную сторону общественной жизни Поднебесной. Помнится, меня приятно удивили доброжелательные улыбающиеся люди. А через несколько лет увидела журнал «Великая эпоха», из которого узнала о Фалуньгун. Честно говоря, до конца не понимаю причину такого яростного преследования этого движения на родине. Вероятно, любое объединение свободных людей опасно для тоталитарного режима.
Последние события — негласный запрет выставки — расцениваю так: наши чиновники просто решили перестраховаться. Не в первый раз сталкиваюсь с подобной ситуацией. Например: отказ принять официальную делегацию из Тайваня (как на это посмотрит старший брат Китай?). Причем официально причины отказа никто не озвучивал.