Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Музыкальные апокрифы в большом зале филармонии

3 февраля 2011 10:00



Трудно ли быть первой скрипкой в оркестре знаменитого Юрия Темирканова? Об этом и многом другом мы говорили с концертмейстером заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Львом Клычковым в нашей Музыкальной гостиной.
Беседа с ним будет опубликована в одном из ближайших выпусков «Новой».
Сегодня, 3 февраля, Лев Клычков выступает с оркестром в другом качестве — как солист. Под управлением Александра Рудина он исполнит Григорианский концерт Респиги. В концерте также прозвучит музыка Дебюсси и Рихарда Штрауса.
Комментирует программу наш эксперт — заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии Ирина Родионова:
— Это концерт абонемента «Духовная музыка: каноны и апокрифы». Когда мы делали такой абонемент, думали, нужна ли сегодня публике духовная музыка? Ответ оказался неоднозначным. В 80-е годы прошлого века, когда на афишах анонсировалась «Всенощная» Рахманинова, приезжала конная милиция, а если исполнялись мессы Моцарта или «Страсти по Матфею» Баха, всегда был аншлаг. Тогда религия, а вслед за ней и духовная музыка были в атеистическом государстве под негласным запретом. И приход на концерт становился не только поводом послушать великих композиторов, но и возможностью обратиться к собственной душе. Теперь, когда религия поддерживается государством на самом высоком уровне, запретный плод стал не столь сладок, да и с душой пообщаться в суете бывает недосуг. И все же давайте попробуем сделать это.
Сегодня в Большом зале будет звучать музыка Респиги, Дебюсси и Рихарда Штрауса, которую следует отнести к апокрифам. Всплеск интереса к религиозной теме на рубеже XIX–XX веков был связан с творческой попыткой обновления религии, чему активно сопротивлялась сама церковь. Наиболее «невинными» с точки зрения церковной идеологии оказались сочинения Респиги — «Григорианский концерт» для скрипки с оркестром и симфонический опус «Церковные витражи». Респиги, обратившись к устоявшимся веками в церковной службе напевам, попытался освободить их, по его же словам, «от жестких рамок католической литургии». Кстати, Респиги когда-то работал в Петербурге в составе оркестра итальянской оперной труппы и брал уроки у Римского-Корсакова, чье влияние слышно в его больших оркестровых произведениях.
А вот совсем уж вольная интерпретация канонических сюжетов в мистерии Дебюсси «Мученичество Святого Себастьяна» и опере «Саломея» Штрауса эпатировала не только церковь, но и благонравную публику. Парижский архиепископ не рекомендовал прихожанам посещать премьеру мистерии Дебюсси, написанную по пьесе скандального Д’Аннунцио, бежавшего из Италии от кредиторов и живущего в Париже на деньги богатой любовницы. К тому же мистерия была заказана Идой Рубинштейн, которая исполняла главную мужскую роль в спектакле — Святого Себастьяна. Но еще больший скандал разгорелся перед премьерой «Саломеи» Рих. Штрауса по Оскару Уайльду. Она была запрещена в Лондоне (цензурой), Берлине (Вильгельмом II), снята после первых представлений в Метрополитен-опера (решением совета директоров). Главной причиной было искажение библейского сюжета. В опере дочь Ирода и Иродиады Саломея требует отрубить голову Иоанну Крестителю, мстя за отвергнутую любовь. Разумеется, такая мотивация не была принята ни церковью, ни обществом. С тех пор прошло много времени, и оба сочинения обрели жизнь на концертной и оперной сценах. Но шлейф скандальных премьер тянется за ними и поныне.
Кроме сегодняшнего концерта, читателям «Новой» стоит не пропустить ближайшие премьеры в Большом зале:
11 февраля весь вечер посвящен современной английской музыке: в «Реквиеме» Роуланда Лии (он и дирижирует концертом) будет солировать одна из лучших меццо-сопрано мира Сара Коннолли, а скрипач Майкл Поэл исполнит с оркестром свое сочинение «Карнавал иллюзий», посвященное принцессе Диане, успевшей послушать в записи несколько пьес из цикла.
13 февраля впервые в России под управлением Илана Волкова прозвучит кантата итальянского композитора Луиджи Ноно «Прерванная песнь», известная больше знатокам под названием «Повешенный голос». Эта кантата написана на тексты предсмертных записок героев сопротивления Второй мировой войны, опубликованных в 1954 году с предисловием Томаса Манна. Молодой израильский дирижер Илан Волков — любимец европейской и американской публики. Помимо классики и авангарда, он увлекается проектами, связанными с джазом, роком и электронной музыкой.

Ирина РОДИОНОВА, Вячеслав КОЧНОВ