Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смерть по встречной

7 февраля 2011 10:00

Бабушка погибшего Евгения Григоровского - Ида Петровна Григоровская

Война на дорогах безжалостнее, чем просто война

Продолжается судебный процесс по делу о гибели 24-летнего петербуржца Евгения Григоровского во время ДТП на Дальневосточном проспекте. Пытаясь избежать лобового столкновения с выскочившим на встречную полосу автомобилем сопровождения ГИБДД, он резко вывернул руль. Машина пересекла полосы движения, ударилась о поребрик, ее подбросило, развернуло, она врезалась в столб освещения…
Это произошло три с половиной года назад. С тех пор еще не раз по вине «не простых» автомобилей, мчащихся вне всяких правил, случались подобные аварии.




Осторожно, милиция!
Долгое время дело старательно замалчивалось и затягивалось, были даже попытки прикрыть его окончательно. Но судебное разбирательство ДТП на Дальневосточном все-таки началось в августе минувшего года. При участии обеих сторон обсуждались обстоятельства дела, заслушивались свидетели. Представители ведомства, в котором служили ответчики, на одном из последних заседаний заявили, что необходимости выезжать на встречную полосу тогда у экипажа милицейского форда не было, никакого важного задания они не выполняли. Ехали в Пулково. Если бы даже что-то их в городе задержало, в аэропорту есть резервная точка, так что слишком спешить все равно бы не пришлось.
Несмотря ни на что, ответчики признать вину не торопятся, отбиваются, адвокат приводит все более странные, непостижимые доводы. Например, вопреки показаниям свидетелей, говорит о высокой скорости — около 100 километров в час, с которой якобы ехал Евгений Григоровский. Трудно понять, откуда такая цифра, по какой мифической шкале высчитана. Можно ли в пробке ехать так быстро?
Кстати, известно, что экспертиза разбитой машины не проводилась. Больше того, через несколько дней после гибели Жени на стоянку, где она находилась, наведывались незваные гости. Потрошить машину приезжал автомобиль некой «частной охраны».
Трудно понять и такое заявление со стороны ответчиков: свидетелей, утверждавших, что скорость, с которой Женя тогда ехал, не превышала 50–60 километров в час, необходимо подвергнуть судебно-психиатрической экспертизе. Этот абсурд судьей был отклонен с уточнением: подобная экспертиза в любом случае проходит только после добровольного согласия тех, кому она назначается.
На последнем заседании прозвучала и вовсе нелепость: адвокат, настаивающий на невиновности подзащитных, старался убедить судью в том, что разделенный на две части Дальневосточный проспект можно рассматривать как две отдельные трассы.
— В страшном сне такое не приснится, — комментирует это заявление бабушка погибшего Жени — Ида Петровна Григоровская. — Скажите на милость, как можно в здравом уме и твердой памяти такое заявить? Что было бы с человеком, решившим, что это действительно так, рванувшим навстречу одностороннему движению? Мой внук ушел от лобовой атаки ценой собственной жизни и тем самым спас тех, из-за кого произошло ДТП, тех, что, не остановившись, скрылись с места аварии, даже не попытавшись оказать пострадавшему помощь. Один из свидетелей утверждает, что, когда подбежал, у Жени еще был пульс, потом трагическое стечение обстоятельств — трудно было вызвать скорую, в той части Дальневосточного дома далеко, не сразу сориентируешься, какой адрес назвать... Теперь, на суде, ответчики прибегают к разным уловкам — требовали даже замены якобы не слишком объективного судьи.

Когда бы не было так страшно…
Читая в интернете народные комментарии к новому страшному происшествию на Рублево-Успенском шоссе, при участии «не простого» автомобиля высокопоставленного чиновника Гарри Минха, понимаем, что никто не гарантирован от лобового столкновения. Даже скорость одного из участников ДТП 40 км/час безопасности не гарантирует.
Напомним, 19 января столкнулись автомобиль Opel и VIP-машина полпреда президента в Госдуме Гарри Минха. Водитель Минха погиб, 23-летняя Елена Ярош, находившаяся за рулем автомобиля Opel, была доставлена в больницу в тяжелом состоянии. Чиновник о подробностях аварии не сообщил, сославшись на то, что в пути читал газету, затем заснул, а проснулся уже в момент ДТП.
«Наивный» народ принялся на многочисленных форумах комментировать это событие так и этак. «Нормальным людям уже и по встречке не проехать, «опели» топчут…» «Уверен, вот-вот появится ранее судимый безработный бомж, который прольет свет на эту темную историю…» «Хочу спросить: гаишники, а гаишники, а куда девался видеорегистратор водителя BMW, который был в момент аварии присосан к ветровому стеклу?..»
Все это было бы смешно, когда бы не было так страшно. По статистике ежегодно на российских дорогах гибнет более 30 тысяч человек, и все чаще аварии происходят при участии VIP-транспорта и милицейских машин ДПС.
В ноябре 2010 года была поставлена точка в деле о ДТП на Ленинском, когда столкнулся Citroen (в этой машине погибли два врача, одна из погибших — специалист мирового масштаба в области акушерства и гинекологии Вера Сидельникова) и Mercedes-Benz вице-президента ЛУКОЙЛа. Уголовное дело закрыто. Виновницей аварии признана погибшая владелица автомобиля Citroen. Никого не смущает тот факт, что народ не поверил следствию. По результатам опроса, проведенного Левада-центром, только 13% опрошенных поверили в официальные данные, а 68% уверены в правоте независимых экспертов, утверждающих, что на встречную полосу выехал именно Mercedes-Benz — и именно эта «не простая» машина стала причиной гибели двух женщин…

Без шанса на спасение
Процесс по делу о гибели Евгения Григоровского, все же начавшийся только спустя три с лишним года после трагедии, в большой степени результат усилий адвоката Григоровских Романа Иванюхина и бабушки погибшего Иды Петровны. Люди, которые в курсе событий, не перестают удивляться: как у нее сил хватает.
— Терять мне нечего, бояться тоже. Женю уже не вернешь, но безнаказанность тех, кто «равнее», множит число трагедий, — объясняет она, продолжая надеяться на справедливое судебное решение, которого пообещала себе добиться, стоя в день похорон на могиле внука.
Как-то в суде Ида Петровна не выдержала ухмылки одного из ответчиков, Павлова.
— Еле меня от него оттащили, — рассказывает об инциденте. — Судья тогда очень строго указал мне на то, что подобное поведение недопустимо. После заседания к нему подошел младший внук Алеша и за меня извинился, а тот сказал просто: «Твою бабушку можно понять». С тех пор сажусь подальше от тех, кого мы считаем виновными в смерти Жени. Но приговор пока не прозвучал…
Предыдущее судебное заседание проходило 17 января. Следующее состоится 9 февраля, и не факт, что будет последним.
— Помню случай из детства, Мама в самую трудную блокадную зиму привела домой незнакомца. Бабушке объяснила, что не могла пройти мимо, потому что он погибал, — с горечью говорит Ида Петровна, перебирая связанные с судом бумаги. — Чем смогли поддержали, отпоили кипятком. Правда, на ночь не оставили. Запомнилось, как мама страшно переживала, что утром, выйдя из дома, найдет его мертвым и сразу поймет: могла спасти и не спасла. Чем болен тот, кто способен, создав аварийную ситуацию, трусливо скрыться с места происшествия, бросить пострадавшего, не использовать даже малый шанс на его спасение?

Евгения ДЫЛЕВА
Фото автора


Под текст
Невысокая плата за жизнь
К несчастью, нередки случаи, когда человек, попавший под колеса машины, остается без помощи. Виной тому безнаказанность виновных в этом водителей.
На днях Следственное управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области прекратило дело (по ч. 3, ст. 264 УК РФ — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) по факту гибели 34-летнего петербуржца, сбитого молодым человеком без прав, управляющим чужой иномаркой.
Следствие пришло к выводу, что виноват сам пострадавший, несмотря на то что свидетели утверждали, что погибший переходил улицу, когда на светофоре горел зеленый. Автомобиль Mercedes, который двигался с огромной, вдвое превышавшей разрешенную, скоростью, даже не притормозив, с места происшествия скрылся, а позже был брошен неподалеку от места преступления. Теперь, очевидно, за гибель человека водитель заплатит незначительный штраф размером, согласно КоАП, не более 2,5 тысяч рублей, который вряд ли существенно повлияет на достаток его семьи (мама — владелец мясоперерабатывающей фирмы).
Другим фактом безнаказанности может служить и такой случай: под колеса автомобиля в Шушарах 22 января попал 30-летний житель Пушкина Александр Ануфриев (возвращался с хоккейного матча). Он был сбит вне зоны пешеходного перехода предположительно между 1 и 4 часами ночи. Микроавтобус «Газель» не остановился. Неизвестно, сколько времени пострадавший оставался без помощи и кто вызвал скорую, на которой он был доставлен в больницу.
У Александра были украдены два мобильных телефона и банковские карты. Только благодаря тому, что у похитителей не поднялась рука забрать водительские права, родные быстро его нашли. Под утро с тяжелыми травмами он оказался в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе, был прооперирован. Но спасти его врачам уже не удалось, Александр умер, не приходя в сознание. Без отца остался малолетний сын.