Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Новоадмиралтейский тупик

11 апреля 2011 10:00

Одобренная Смольным новая переправа через Неву ведет в никуда: поток машин попадет в ловушки узких улиц и набережных. Но ради этой сомнительной затеи готовы поставить на кон судьбу старейшего кораблестроительного предприятия, отечественного судоходства и уникальных памятников. По мнению экспертов, рискованная авантюра преследует единственную цель: освободить под коммерческую застройку 15 гектаров земли в историческом центре.

Лоббируемый чиновниками проект моста не решает никаких проблем, но угрожает стратегическим интересам города и страны





Дети лейтенанта Шмидта
С тем, что новые мосты Петербургу нужны, никто не спорит. Недоумение вызывает выбранное место: всего в километре от Благовещенского моста. При съезде на Адмиралтейскую сторону автомобильный поток направляется на набережные Пряжки, Мойки и в закоулки Коломны. В обратном направлении транспорт выводится на Большой проспект, через 16–17-ю и 18–19-ю линии.
При реконструкции моста Лейтенанта Шмидта (после обновления — Благовещенского) рядом была поставлена переправа-дублер. Специалисты предлагали не разбирать конструкцию, пока не будет отремонтирован Дворцовый мост. Но чиновники их не послушали. Зато теперь спешку с выселением Адмиралтейских верфей объясняют якобы катастрофическим состоянием Дворцового, нагрузку которого и должен на период его лечения принять на себя новый мост.
— Это миф, — убежден Андрей Горев, завкафедрой организации перевозок автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ. — Идущий через Дворцовый мост поток новая переправа не осилит. Если пустить по ней трамваи, тогда еще был бы какой-то эффект. Да еще с учетом возобновления их движения по Садовой, заявленного на конец года. Все вместе позволяет восстановить рельсовое сообщение между двумя берегами. Однако трамвайным мост делать не хотят, только автомобильным. Но мы ведь не машины перевозим, а людей, о них и надо думать. Еще больше насыщать центр города автомобилями бессмысленно. Личный транспорт нужно выводить на объездные дороги, чтобы не простаивали в центре часами в пробках.
Да, для Васильевского острова нужна дополнительная переправа. Вот только где? В первом варианте генплана предлагалось проложить тоннель, но гораздо западнее — через Наличную улицу, Кожевенную линию, через Екатерингофку к Обводному каналу. Такой путь обеспечивал связь с северными районами через остров Серный, был гораздо эффективнее и экономичнее нынешней затеи.
— Теперь про остров Серный забыли, а новый мост решили строить гораздо восточнее. Так, мол, будет дешевле. Но реализация всего комплекса работ потребует в три раза больше средств, чем стоимость самого моста (4,5 млрд руб. — так он оценен на официальном сайте горзаказа. — Прим. ред.). Только на организацию подходов к нему с юга потребуется затратить около шести миллиардов рублей. А подходов с севера нет вообще.

Топорное решение
Чтобы в одной гигантской пробке не встала вся Адмиралтейская сторона, необходимо сооружение дополнительных мостов через малые реки, развязок, пробивок улиц Степана Разина и Циолковского и пр. Но власти обещают сделать это… лишь к 2025 году.
В обратном направлении транспорт выводится на Большой проспект, через 16–17-ю и 18–19-ю линии.
— Как этот поток там протиснется, при заявленной пропускной способности моста 4900 машин в час? Что, проложат под линиями тоннели или соорудят над домами эстакаду? — недоумевает Андрей Горев.
Все перекрестки будут закупорены, загазованность вырастет в разы, уровень шума тоже. Качество жизни здесь резко упадет, как и цена недвижимости, за которую люди выкладывали немалые суммы. Усугубят экологические проблемы и запланированные вырубки: под топор пойдут липы на наб. Лейтенанта Шмидта, бульвар на 16–17-й и зеленые насаждения на 18–19-й линиях — всего около 250 деревьев. Не станет их и вдоль Пряжки, где намерены расширить набережную.
Жители попадающих в зону реализации проекта кварталов пишут письма во все инстанции и готовятся к массовым протестным выступлениям. Некоторые опасаются, что могут и вовсе лишиться своих домов.

Гублю тебя, Петра творенье
Застройка набережной Лейтенанта Шмидта формировалась еще в XVIII веке. Здания здесь стоят на деревянных лежнях. Любое внедрение в почву приведет к изменению уровня грунтовых вод и загниванию дерева. Что неминуемо при запланированном устройстве двух тоннелей вдоль Невы, куда будут уходить идущие с моста машины.
— Дома все поплывут, — предостерегает архитектор Рафаэль Даянов. — А ведь это уникальная, возникшая по планам Трезини застройка!
Зодчий напоминает, что после сооружения тоннеля на съезде с Литейного моста (1967 г.) стал сползать к Неве весьма добротный дом на наб. Робеспьера, построенный только в 50-е годы XX века. В итоге его пришлось снести.
При выходе на Новоадмиралтейский остров трасса перерезает его примерно посредине. Пролегая прямо по фундаменту церкви Спаса на Водах. Храм был воздвигнут на народные деньги в память о погибших в Русско-японской войне моряках. Взорван в 1932 году. Уже несколько лет действует общественный комитет по воссозданию Спаса на Водах. Его усилиями и опять же на народные деньги отстроена заново часовня.
— Теперь главный архитектор Митюрев говорит нам — ну и что, перенесете на другое место. Создается впечатление, что диплом архитектора он купил в подземном переходе! — возмущается глава комитета Владимир Бельков.
На острове мост продолжит эстакада, поднятая на высоту около 20 метров. Губительное соседство для уникального исторического комплекса, автором планировки которого является император Петр I. Во всей России ничего подобного нет. А здесь сохранились и первый в мире крытый каменный эллинг, и большой корабельный дом с кузницей, и много чего еще — памятники занимают почти четверть определенной под застройку территории.

Корабли гонят прочь
Тем временем вице-губернатор Сергеев, проваливший уборку города от снега, решил отличиться на ниве зачистки невских пейзажей. Отвечая на обращение группы граждан, возмущенных планами строительства нового моста, он заявил:
— Строительство моста позволит перенести причальные сооружения для швартовки судов, которые в настоящий момент располагаются вдоль набережной Лейтенанта Шмидта, благодаря чему общий вид на исторические набережные города станет прозрачней, вернется традиционный облик исторической панорамы набережной Лейтенанта Шмидта, не заслоняемый пришвартованными судами.
Вот так. Плохому чиновнику в морской столице и корабли мешают.
— Господину Сергееву с его искусствоведческими изысками нужно пойти в четвертый класс, где начинают преподавать петербурговедение, — полагает сопредседатель регионального ВООПИиК Александр Марголис.
А для начала можно рекомендовать ознакомиться с поэмой «Медный всадник», сочинение А. С. Пушкина. Только не в сокращенном для недорослей варианте, а в полном. Где те самые нетленные строки о кораблях, что толпой стремятся к нашим пристаням.
Вице-губернатору, равно как и его непосредственному начальству, стоило бы знать и содержание постановления правительства РФ за подписью Путина В. В. — от 24 декабря прошлого года. Которым граница Большого порта Санкт-Петербург фиксируется по Благовещенскому мосту и включает территорию Адмиралтейских верфей, а затем продолжается по правому берегу Невы и западному берегу Васильевского острова.
Собственно, такие очертания Большой порт Петербурга обрел еще в 2002 г., когда вышло постановление городского правительства, а последний документ за подписью премьера РФ уточнил и закрепил их на федеральном уровне. В границах Большого порта нельзя строить ничего, что грозит помешать свободному заходу морских и океанских судов, причем в любое время суток.
Строительство такого моста без согласований «Росморречфлота» эксперты называют чистой авантюрой. Здесь проходит до 7 тысяч судов в год (не менее трети из них — танкеры), длина некоторых превышает 100 метров. Вот и представьте, каково им будет вписываться в 36-метровый разводной пролет Новоадмиралтейского моста, да еще ночью. К тому же здесь фарватер делает резкий поворот, а корабли идут вниз на большой скорости. Совокупность рисков в такой ситуации специалисты оценивают как запредельную.

Дружеский намыв
Итак, моряки теряют самый широкий и безопасный для маневрирования участок акватории Большой Невы. А предприятие «Адмиралтейские верфи» — возможность пользоваться плавучими кранами, с помощью которых перемещают крупногабаритные блоки строящихся подлодок. Но до судьбы старейшего судостроительного предприятия (ему 306 лет), похоже, вообще дела нет.
Альтернативную площадку в Кронштадте обещают создать не ранее 2016 года. А высвобождать существующую велят уже в нынешнем.
— Никто не думает о профессиональном коллективе, а это 6000 человек! — возмущается депутат Алексей Ковалев. — Далеко не все из них смогут мотаться на работу в Кронштадт. На карту поставлены стратегические интересы государства, ведь мы остаемся крупнейшим экспортером вооружений, в том числе плавсредств, многие из которых именно здесь производятся. У верфей госзаказы набраны до 2015 года, они теперь под угрозой срыва.
Эксперты полагают, что все делается с целью отдать эту землю под коммерческую застройку. Среди возможных интересантов называются структуры компании «Новатэк», существенная доля которой принадлежит люксембургскому фонду Volga Resources. Ее главный бенефициар — Геннадий Тимченко, поминаемый то и дело как «друг Владимира Владимировича». Тимченко является одним из учредителей петербургского клуба дзюдо «Явар-Нева» (Путин — его почетный президент), застраивающего нынче остров Бычий и намытую подле территорию.
Структуры «Новатэка» получили право и на создание намыва в акватории Финского залива у Сестрорецка. Обращение воды в твердь было узаконено распоряжением за подписью премьер-министра и внесением поправок в федеральное законодательство. Вся процедура оказалась совершена в рекордные сроки — всего за три месяца. Под альтернативную площадку Адмиралтейских верфей тоже планируется искусственно образовать землю — 50 га возле острова Котлин.
При этом городской комитет по землепользованию отказал Адмиралтейским верфям в проведении кадастрового учета их объекта. Оспаривая это решение, предприятие подало иск в Арбитражный суд, рассмотрение дела намечено на июнь.

Татьяна ЛИХАНОВА


P. S. Проект Новоадмиралтейского моста обсудили на закрытом совещании у вице-губернатора Молчанова. Все те аргументы против, что мы изложили выше, прозвучали и на этой встрече. Большая их часть была предъявлена Алексеем Ковалевым. Однако принимающая сторона «приняла к сведению» лишь возражения представителей отрасли судоходства. Моделирование, проведенное институтом водных коммуникаций, показало: проход нефтеналивных судов под мостом практически невозможен. Из-за сильного течения на изгибе Невы они с большой вероятностью будут биться об опоры переправы. Институту поручено просчитать вероятность аварий при расположении моста под иным углом. Также стало известно, что Морской совет Санкт-Петербурга рассмотрит проект 14 апреля.