Ретроспективный парк культуры и отдыха
Директор Русского музея Владимир Гусев отчитался: 70% положенных на реконструкцию Летнего сада бюджетных средств (2,3 млрд руб.) уже освоено. Независимые эксперты, проинспектировавшие результаты этого освоения, констатировали: южную часть теперь можно считать утраченной, а для сохранения северной необходимо немедленно остановить затеянные преобразования, сосредоточившись на спасении того подлинного, что еще осталось. Предмет главной тревоги — судьба петровского дворца. В результате земляных работ, нацеленных на музеефикацию гаванца, фасад с юга оказался обнажен. Но никаких действий по консервации, укреплению и реставрации дворца даже не планируется. Нет средств, объясняют в руководстве музея, а новые инвестиции если и поступят, то не раньше 2016 года.
Вторичный продукт переваренных средств
О заложенных в проект реконструкции Летнего сада опасностях и критике градозащитников «Новая» уже сообщала достаточно подробно (№ 21 за 2009 г.). С первыми итогами развернувшейся затем бурной деятельности независимые специалисты смогли ознакомиться по завершении зимы — когда с таянием снега обнажились «мины» пострашнее собачьих.
Представителей региональных отделений ВООПИиК и ИКОМОС (Международного совета по охране памятников) встретили на объекте замдиректора ГРМ Владимир Баженов и автор проекта реконструкции архитектор Николай Иванов. Увиденное глава петербургского ИКОМОС Сергей Горбатенко оценивает как «временной винегрет» из того подлинного, что еще сохранилось с XIX века, и громадья фальшивок — заново отстроенных без должного научного обоснования петровских «затей», которые были утрачены еще к концу XVIII века. Попытка вернуть саду черты эпохи веселой Елисавет изначально представлялась нелепицей: при чем тут тогда фельтеновская решетка, делавшаяся в 1770–1784 гг. для сада уже совсем иного облика, созданный Росси Кофейный домик, знаменитая порфировая ваза?..
Андрей Ухналев напоминает в этой связи о Флорентийской хартии, посвященной методам реставрации исторических садов:
— Один из основополагающих ее принципов гласит, что никакое время не может быть предпочтительнее, необходимо уважать последующие стадии эволюции. Здесь же задана реконструкция на совершенно конкретный период — елизаветинский, принятый за время расцвета, остальное подтягивается к нему. И совершенно игнорируются все 250 лет истории, что связаны и с Пушкиным, и с Ахматовой, и с Остроумовой-Лебедевой… При этом новоделы, имитирующие «затеи» XVIII века, внедряются в структуру сада, совершенно отличного от того, каким он был в ту пору.
На сегодня уже процентов на 80 отстроена Малая оранжерея. Единственным источником для ее воссоздания, поясняет Михаил Мильчик, послужил фрагмент плана Петербурга, выполненный Сент-Илером. Никакой иконографии, фиксации облика не сохранилось, так что обошлись отсылами к известным аналогам. Только один из откопанных археологами фонтанов — «Лакоста» — консервируется (для сохранности над ним будет поставлен современный павильон), а целый ряд сооружается заново. Выполненный с нуля Коронный фонтан уже торчит близ Лебяжьей канавки. Стоящий неподалеку памятник Крылову все-таки решили не переносить, как задумывалось сначала. Но не отказались и от идеи устройства боскетов (замкнутых пространств, окруженных со всех сторон зелеными стенами из деревьев, кронам которых с помощью стрижки придается определенная форма). Таким образом, усаженный тут в 1855 году дедушка Крылов будет заключен в стилизованную на XVIII век зеленую рамку. Еще один стопроцентный новодел — боскет «Птичий двор». От него, учтя критику Совета по сохранению культурного наследия, обещали отказаться. Однако обещания не выполнили. На выходе нас ожидает масштабное сооружение, включающее (помимо живой изгороди) фонтан, павильоны «Голубятня» и «Соболиные клетки», соединенные ограждением на кирпичном цоколе и железобетонном фундаменте. У современной версии «Голубятни» (площадью без малого 90 квадратов) стены из газобетонных блоков, сложная кровля с балюстрадой, предусмотрены санузел и электрощитовая. Населять «Птичий двор» представителями фауны, как это было в XVIII веке, все-таки не решились — тут обещают устроить экспозицию обнаруженных в саду археологических находок.
Близко к завершению строительство хозяйственного корпуса — он был тут и раньше, только деревянный, теперешний возводят из кирпича.
Зелень глаза застит
Ожидаемая итоговая картина: из 27 зданий и сооружений на территории сада 19 придется на заново отстроенные. Плюс цепочка воссозданных прудов и ликвидирующие былую прозрачность сада плотные стены шпалерника.
— Они превратят ранее открытый в нижнем ярусе зеленый массив в узкие коридоры. Привычный Летний сад, в котором статуи воспринимались не только вдоль аллей, но и выглядывали в неожиданных ракурсах из-за зелени в его панорамах, существовать больше не будет, — с горечью заключает Сергей Горбатенко.
Планируемое воссоздание берсо (трельяжной галереи) на так называемой Школьной аллее перекроет удивительную перспективу, открывавшуюся до сих пор от боковых ворот невской ограды.
— Эта перспектива включает разновременные элементы: аллею петровского времени, ворота — екатерининского, фасад Михайловского замка в конце перспективы (время императора Павла) и, наконец, Эльфдаленскую вазу, относящуюся к эпохе Николая I. Четыре этапа, укладывающиеся в 140 лет, и три памятника (сад, замок и ограда) создали великолепную целостную перспективу, ансамбль, полный гармонических взаимосвязей, — поясняет Андрей Ухналев
С появлением берсо этот удивительный вид будет перечеркнут.
В ответ на возражения научных сотрудников распорядители реконструкции замечают: да ладно, если впоследствии эксперты решат, что берсо или огибную аллею надо убрать, мы уберем. Возникает резонный вопрос: так, может, не стоит ее и городить? На что сторонние скептики замечают — а как же тогда осваивать средства!.. Колоссальные суммы уже оприходованы на закупку посадочного материала для массивов будущих зеленых стен.
По словам Владимира Баженова, шпалерные липы специально выращивались в Германии, в питомнике Лорберг (ближе и дешевле, видать, не нашлось).
Подкоп под дворец Петра
А вот денег на консервацию и реставрацию Летнего дворца нет. Хотя она изначально была включена в проект реконструкции сада.
Но зачем же тогда принялись за земляные работы под стенами петровского дворца? — недоумевают эксперты. Так, разъяснят им, ради создания еще одного музейного объекта — чтобы показать, как прямехонько к царскому порогу причаливали лодки и ялики. Снятый полутораметровый культурный слой обнажил каменное мощение гаванца, вон можно увидеть и сохранившиеся причальные кольца. Гаванец примыкает к самому цоколю здания, который предполагается открыть.
— В процессе работ оказался обнажен и фундамент, но при этом никаких инженерно-укрепительных действий не предпринимается. И, как нам сказали в руководстве музея, не будет в ближайшем будущем, — говорит Михаил Мильчик.
Не решен вопрос и о том, на какие деньги после завершения реконструкции будет поддерживаться и содержаться весь этот диснейленд, учиненный на потеху обывателю в историческом саду. По оценкам специалистов, эксплуатация испохабивших его новодельных «затей» может обойтись гораздо дороже самого их сооружения.
Неутешительные итоги проведенной инспекции стали поводом для созыва экстренного совместного заседания петербургских отделений ИКОМОС и ВООПИиК. Решено направить обращение премьер-министру, министру культуры и губернатору Санкт-Петербурга, обозначив самые вопиющие нарушения, сопровождающие реконструкцию Летнего сада. Прежде всего акцент будет сделан на необходимости принять срочные меры по спасению дворца Петра I. Средства, как полагают инициаторы послания, могут быть изысканы и за счет перераспределения выделенных на реконструкцию сада сумм. Еще не поздно отказаться от дорогостоящей и губительной идеи устройства двухметровых шпалер и прочих пока не воплощенных новаций. Вне всякого сомнения, самое пристальное внимание происходящему с Летним садом — объектом всемирного наследия — уделят и эксперты ЮНЕСКО, которые прибудут в наш город в конце мая.
Татьяна ЛИХАНОВА
«…Итог уже виден, и для него достаточно одной фразы: Летнего сада больше нет. Нет того сада, который петербуржцы любили, в котором находили покой, в котором, как нигде более в современном городе, можно было ощутить всю глубину трехсот лет его истории.
…Летний сад русской культуры придавлен теперь чудовищным нагромождением новодельных «затей», число которых превзошло уже все допустимые пределы и продолжает множиться. Старый сад становится метафорой нашей современной культуры, из которой напористая пустота суррогатов вытесняет подлинное, истинное, настоящее на обочину жизни».
Андрей УХНАЛЕВ, заведующий сектором изучения историко-художественного комплекса «Летний сад — Летний дворец — Домик Петра I» Государственного Русского музея