Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Владимир папков: «я собираюсь делать то же, что штольц в «обломове», — улучшать россию»

5 мая 2011 10:00

Владимир Папков родился в Риге, в 90-е годы занимался в Петербурге предпринимательством — владел телекомпанией, окончил здесь факультет журналистики СПбГУ. А в 1998 году эмигрировал в Германию, как сам говорит, «с одним чемоданом». Теперь Владимир Александрович — отец пятерых детей, бизнес-консультант, помогающий русскоязычным предпринимателям организовать свое дело или инвестировать деньги в Германии, а также председатель Северогерманского координационного совета российских соотечественников, представляющий 200-тысячную русскоязычную диаспору Гамбурга. В интервью «Новой» Владимир Папков рассказал о своем вполне воплотимом желании: сделать связь между городами-побратимами Санкт-Петербургом и Гамбургом по-настоящему тесной, вовлечь в нее бизнес и общество, а в идеале — приобщить этим Россию к европейским ценностям.

Проект русско-немецкой школы в Гамбурге десять лет тонет в кулуарах российской бюрократии



Спасибо за межведомственную комиссию!
— Какими ветром вас занесло в Петербург, Владимир Александрович?
— Я представляю русскую диаспору в Гамбурге. Она сейчас очень сильна. На последних выборах в городской парламент впервые прошел бывший гражданин России — это молодой парень Николай Гауфлер, родился он, между прочим, в Челябинске. Я приехал сюда в составе делегации Гамбургского сената модератором встреч в рамках Немецкой недели. Официальное положение помогло в общении с питерскими чиновниками: теперь они более серьезно меня воспринимают.
— А почему это вам так необходимо?
— Есть много проектов, которые можно было бы реализовать между Петербургом и Гамбургом как городами-побратимами. Например, десять лет не решается ситуация с созданием российско-германской школы в Гамбурге. Сенат Гамбурга готов вложить 90% необходимых средств, от российской стороны требуется лишь согласие, подпись под международным договором и оплата работы двух учителей. Платить им придется по западным стандартам — но зато право выбора учителей остается за российской стороной. Важно, что это будет государственная, бесплатная для всех школа. Преподавание планируется сделать на русском и немецком языках, и ходить в нее смогут как представители нашей диаспоры, так и немецкие дети.
— Так в чем проблема?
— Сначала меня футболили питерские чиновники, потом оказалось, что они, несмотря на побратимство, никаких международных бумаг подписывать не могут. Тогда я дошел до министра иностранных дел Лаврова — ему написал запрос депутат Госдумы Константин Затулин. В ответе Сергей Викторович пишет, что о ситуации со школой ему известно и что он делает все возможное, чтобы прийти к решению. Для этого уже создана межведомственная комиссия (как же в таком деле без комиссии!) из представителей Министерства иностранных дел и Министерства образования, которые позаседали и решили, что им надо съездить в Гамбург, разобраться на месте. Было это в мае 2010 года, летом 2010-го обещали приехать — но так никто и не приезжал до сих пор.
Русская диаспора первой в Гамбурге предложила такой проект десять лет назад. За это время по нашим стопам успели пройти итальянцы, испанцы, португальцы и турки! По той же схеме они создали совместные государственные школы: написали запрос в сенат Гамбурга и, получив одобрение, обращались в генконсульство своей страны, в результате заключался межгосударственный договор.

Штольц на ё-мобиле
— Есть ли способ как-то сдвинуть дело с мертвой точки?
— Дело в том, что межгосударственное сотрудничество, даже на уровне побратимства, должно состоять из трех составляющих: общество, бизнес и государство. У нас же осталось только государство: чиновники ездят друг к другу в гости и обмениваются заверениями в дружбе. Они могут устроить, например, концерт детского оркестра — но, опять же, этот концерт делает именно чиновник, и значит, это его «заслуга». Между тем культурные организации сами могли бы организовывать такие мероприятия, лишь при небольшой поддержке государства — и было бы их гораздо больше.
Моя мечта — задействовать все уровни. В первую очередь нужно заинтересовать бизнес, тогда пойдет и благотворительность настоящая. Например, мы уже нашли контакт с Кронштадтом — это традиционно самая «немецкая» часть Петербурга. Наши предприниматели готовы помочь в реставрации Николаевского морского собора, и их инициатива нашла поддержку у администрации Кронштадта.
— Неужели вы думаете, что предприниматель, будучи в здравом уме, если сможет закрепиться в Германии, решит вернуться в Россию и тем более что-то здесь менять?
— Я собираюсь делать то же, что Штольц в «Обломове» — улучшать Россию. Здесь сейчас нет бизнес-элиты, элита — это чиновники. Что неправильно, потому что чиновников нельзя выводить наверх. Русские предприниматели, которые смогут наладить бизнес в Германии, будут способны переломить ситуацию, возвращаясь в Россию с новым опытом. В этом мое глубокое убеждение, и на это моя надежда.

Беседовал Анджей БЕЛОВРАНИН


Официально
Андрей Владимирович БАГАЙ, главный специалист Управления стран Европы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга:
— В Германии создание школ, предусматривающих преподавание на нескольких языках, в том числе для учеников определенной национальности, регламентируется региональным законодательством. Учитывая это, немецкие власти не нуждаются в каком-либо согласовании по вопросу открытия национальных школ из-за рубежа.
На уровне партнерства городов Санкт-Петербург поддерживает связи с организациями соотечественников и с союзами учителей русского языка в Гамбурге. При поддержке администрации Санкт-Петербурга в Гамбург направлялись учебно-методические материалы на русском языке для учащихся и преподавателей.
В настоящее время ряд петербургских школ имеют прочные связи с гамбургскими учебными заведениями.