Кто настроит рояль?
Выдающийся пианист Павел Егоров уверен: раньше рояли в Консерватории звучали хорошо, а теперь плохо. Профессор кафедры специального фортепиано, народный артист России недоумевает: «На днях я играл в консерваторском Малом зале имени Глазунова — инструмент не узнать, хотя по номеру это тот самый Stainway, который я сам выбирал в Гамбурге». По его словам, почти в любом классе у роялей то струн не хватает, то строя нет.
И Егорову, и его коллегам по кафедре специального фортепиано эта ситуация кажется нетерпимой еще и потому, что в этом году впервые Конкурс имени Чайковского пройдет не только в Москве, но и в Петербурге. В Москве будут состязаться пианисты и виолончелисты, в Петербурге — скрипачи и певцы. Председатель оргкомитета — маэстро Валерий Гергиев, почетным председателем конкурса вокалистов заявлен сам Пласидо Доминго. Конкурс пройдет с 16 по 30 июня в Консерватории, Капелле, Концертном зале Мариинского театра и Большом зале Филармонии.
Профессора и преподаватели Консерватории бьют тревогу. Среди них, кроме Егорова, такие известные музыканты, как Александр Сандлер и Нина Серегина. По их мнению, рояли непригодны для эксплуатации из-за смены команды настройщиков, которая произошла в конце марта.
С 1988-го до сего года настройкой всего парка роялей Консерватории занимались ежедневно десять настройщиков производственного кооператива «Камертон». (Еще восемь присоединялись для капитального ремонта.) С инструментами с 1960 года работали практически те же самые люди. Участок настройки и реставрации при комбинате Ленинградского отделения Музфонда СССР был создан из лучших настройщиков города по инициативе Василия Соловьева-Седого.
Руководству Консерватории, потратившему 7 млн рублей на ремонт крыш, после которого случился грандиозный потоп, показалось, что вуз тратит слишком много денег на настройку роялей. Мнение преподавателей было проигнорировано, и в конце 2010 года объявили тендер на обслуживание консерваторских роялей. Председателем тендерной комиссии был назначен проректор по административно-хозяйственной работе Дмитрий Гусев.
Если говорить коротко, то конкурс выиграла фирма «Рояль», раньше сотрудничавшая с Консерваторией только в области поставок музыкальных инстументов. Однако то, как развивались события сразу после объявления тендера, позволяет предположить, что конкурсная комиссия сама не очень хорошо понимала, чего хочет. Вроде объявили конкурс, а месяц спустя единственным участником признали «Камертон», хотя «Рояль» учел все требования и предложил контракт на 30% ниже лимита финансирования. Естественно, «Рояль» обратился в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика — и 16 февраля ФАС признала жалобу обоснованной, а в действиях конкурсной комиссии обнаружила нарушения законодательства РФ.
В результате «Рояль» победил, но, судя по всему, победа оказалась пирровой. Практически все преподаватели уверены, что экономия, на которую пошли проректоры, гибельно сказывается на инструментах, и в штыки встречают «новичков».
По словам Сергея Смолянинова, проректора СПбГК, формально был реализован 94-й федеральный закон — о тендерах, но фактически это привело к хаосу в настройке инструментов. «На сегодня все настройщики города, которые что-то собой представляют, трудятся в «Камертоне». Руководители, которые пришли с новым ректором (о бесконечных конфликтах в Консерватории «Новая» писала в № 8, 23 за 2011 г.), когда им сказали, что есть проблемы с концертным Стейнвеем (стоимостью более 4,5 млн рублей), ответили: плотник разберется». И эти же люди, проводя тендер, решили сэкономить на настройке».
Смолянинов утверждает, что фактически «Рояль» предоставил одного настройщика, хотя официально числится девять. А чтобы новому человеку разобраться со всеми особенностями 450 консерваторских инструментов, нужно не просто немалое время — огромное.
С ним согласен и Павел Егоров: «Наши прежние настройщики прошли школу на фабрике роялей «Я. Беккер», они не просто настройщики, а интонаторы, редчайшие специалисты, которые воспитываются десятилетиями. Новые мастера не умеют настроить инструмент на слух — они настраивают по электронному камертону, что в принципе невозможно, потому что интонация не совпадает с математической цифрой!»
По тому, как новых настройщиков приняли в Консерватории, может создаться впечатление, что они и сами не рады тому, что выиграли конкурс.
Сергей Кузнецов, руководитель фортепианной сервисной службы компании «Рояль», считает, что противодействие «Рояль» ощущал и в процессе подписания контракта, и сейчас — в процессе работы. До сегодняшнего дня специалисты, работающие в стенах Консерватории, сталкиваются с нежеланием сотрудничать. Некоторые инструменты, по его словам, остро нуждаются в ремонте, но специалисты «Рояля» не могут получить к ним доступ. Кузнецов уверен, что, хоть нагрузка на инструменты очень велика — они эксплуатируются по 15 часов в день, — при умелом комплексном подходе их можно привести в порядок. «Инструменты находились без обслуживания в течение двух месяцев, так как руководство Консерватории затянуло подписание контракта, что сказалось на их состоянии. Девять наших фортепианных мастеров ежедневно качественно выполняют свою работу. Все свои обязательства по контракту мы выполняем».
Представителей «Рояля» удивляет недоверие и сомнение в их профессионализме. В редакцию «Новой» они прислали длинный список благодарностей и полученных наград. Вопрос, правда ли, что они настраивают не на слух, а с помощью электронных камертонов, Сергей Кузнецов прокомментировал так: «Понятия «электронный камертон» не существует. Скорее всего, имеется в виду прибор для измерения точной высоты тона в герцах. Наши специалисты настраивают инструменты традиционно, по слуху, а прибор для измерения точной высоты тона в герцах используют не для настройки инструментов, а только для окончательной проверки. Это мировая практика».
Все это, возможно, и так. Скорее всего, и преподаватели, и сами настройщики оказались заложниками непродуманной политики руководства вуза: сначала ради экономии отказаться от проверенных специалистов, а потом принять в штыки тех, кто пришел вместо них.
Получается, что от системного кризиса в руководстве Консерватории кроме людей, страдают и рояли. Исполняющий обязанности ректора Дмитрий Часовитин вынужден признать, что не удовлетворен сегодняшней настройкой роялей. При этом он старается сохранять хорошую мину при плохой игре и клянется, что «руководство Консерватории гарантирует, что мы изыщем возможности настроить все инструменты к Конкурсу имени Чайковского».
До которого остался всего месяц. Хотелось бы, чтобы консерваторские начальники сумели выполнить свое обещание, а то как-то срамно будет смотреть на морщащегося от диссонансов Пласидо Доминго.
Вячеслав КОЧНОВ
Виктор БОГОРАД, cartoonbank.ru