Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

За некрополь? наряжайся и в пикет

16 мая 2011 10:00

В субботу рядом с местом несостоявшегося строительства «Охта-центра» — там, где в земле сохранились фортификации четырех крепостей, — прошли сразу две акции градозащитников.





Сперва прошла панихида в память воинов, погибших на Охтинском мысу, организованная движением «Охтинская дуга» (службу провел отец Алексий). Потом — серия одиночных пикетов за сохранение археологических памятников Охтинского мыса. В них участвовали 14 человек — активисты «Живого города», «Башне — нет!», «Синей ленты». Участники пикетов, одетые в средневековые костюмы, развернули плакаты, рассказывающие об истории этих земель от эпохи неолита до нашего времени.
«При раскопках на Охтинском мысу были найдены остатки около 500 древних погребений, — говорит археолог Петр Сорокин. — На кладбище русского поселения Невское устье XVI–XVII веков на левом берегу Охты, на котором около 200 погребений: мужские, женские, детские, а также коллективные военные захоронения. Еще около 300 останков были перезахоронены шведами при строительстве Ниеншанца, один из бастионов которого, получивший название Мертвый, был сооружен на месте исторического некрополя».
По словам Сорокина, в научных публикациях есть сведения о существовании здесь братской могилы солдат Петра I, погибших при штурме Ниеншанца в 1703 году. Возможно, именно они и были найдены при раскопках, но точно ответить на этот вопрос пока нельзя: в погребениях, совершенных по христианскому обряду, почти не было датирующих вещей, а одежда не сохранилась.
«Сейчас все человеческие останки временно хранятся на месте раскопок, — говорит Сорокин, — но «Охта-центр» добивается в судебном порядке вывоза останков со своей территории. Мы обсуждали с КГИОП, Росохранкультурой и ОДЦ «Охта» возможность перезахоронения останков здесь же, в специальном склепе, но пока не получили положительного ответа. Такие памятники есть в европейских городах, а мемориальные захоронения — на многих полях сражений».

Владимир МАКСИМОВ