Корабелам — воду, друзьям премьера — землю
Старейшее судостроительное предприятие должно покинуть Ново-Адмиралтейский остров до конца года. Названы и интересанты в коммерческой застройке освобождаемых территорий — компания «Новатек» Геннадия Тимченко и группа ЛСР Андрея Молчанова. В качестве альтернативной площадки корабелам пока предлагается вода: ее преображение в твердь (посредством создания намыва у острова Котлин) намечено на 2014 год, а завершение создания новой верфи — на 2018-й.
Телепортируй это
В рамках ПЭФ между правительством Санкт-Петербурга, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и ОАО «Адмиралтейские верфи» подписано соглашение о создании нового судостроительного комплекса, основу которого составят перебазируемые мощности Адмиралтейских верфей. Объем инвестиций в реализацию проекта оценивается почти в 40 миллиардов рублей. Срок реализации — 8 лет. Однако, как заявил вице-губернатор Юрий Молчанов, верфи переедут с насиженного места уже до конца текущего года. Ответ на резонный вопрос «куда?» предлагается такой: пока на свою вторую площадку в центре (сейчас АВ занимают в общей сложности 65 га на четырех островах — Ново-Адмиралтейском, Матисовом, Коломенском и Галерном. — Прим. ред.).
— Руководство ОСК и города, наверное, считает, что завод можно, словно детский конструктор, разобрать в одном месте и собрать в другом. Но предприятие — не конструктор, а живой организм. Телепорт еще не изобрели. Само же перебазирование предлагается осуществлять одновременно со строительством, то есть на еще недостроенную верфь. Кто-нибудь думал, как предприятие в таких условиях будет полноценно работать, не нарушая технологический цикл и сроки постройки судов? Кто-нибудь задумывался, что там будет, в Кронштадте-то? Кто-нибудь вообще думал? — задается риторическими, похоже, вопросами Николай, корабел с 20-летним стажем.
Приставка «врио» объясняет осторожность комментариев Михаила Александрова, сменившего на посту гендиректора АВ своего отца, почетного гражданина Петербурга Владимира Александрова. Михаил Владимирович признает, что любое сопутствующее строительство будет затруднять производство судов. Но выражает надежду на то, что интересы предприятия учтут.
Пока, правда, не очень понятно, что может питать такой оптимизм. Еще зимой верфи рассчитывали получить за свой участок площадью 17 га не менее 10 млрд рублей. А согласно подписанному в рамках ПЭФ соглашению, эта сумма составит всего 3,5 млрд. Причем город из бюджета готов выделить лишь миллиард. Остальное предлагается выручить от продажи участка (за вычетом части, отводимой для нового моста и соответствующей инфраструктуры).
Как скоро осуществятся эти гипотетические сделки (торги только обещают назначить на сентябрь), на каких условиях — неизвестно. Хотя глава ОСК Роман Троценко и заверил, что недостатка в желающих застроить Ново-Адмиралтейский остров жилыми и коммерческими зданиями нет. Кто бы сомневался! Среди интересантов были названы компании «Новатек» Геннадия Тимченко («Новая» ранее высказывала предположение, что вся эта история и была затеяна в коммерческих интересах этого бизнесмена, позиционируемого в качестве друга ВВП), а также группы ЛСР Андрея Молчанова (пасынка вице-губернатора Юрия Молчанова) и еще нескольких.
На маячащую за всей этой историей «тень ВВП» указывает и комментарий Александра Вознесенского, директора ООО «Дирекция по строительству Судостроительного комплекса на о. Котлин» (дочерней структуры ОСК).
— Конечно, мы ощущаем личное внимание и поддержку со стороны главы правительства РФ Владимира Путина и вице-премьера Игоря Сечина. Они постоянно придают ускорение нашему проекту, — рассказал господин Вознесенский «Деловому Петербургу».
Человеческий фактор
Строго говоря, пока ускорение придается только процессу выселения верфей.
— Да не может быть, корабелы 306 лет на Ново-Адмиралтейском острове работают, неужели какой-то Путин сможет нас отсюда сковырнуть! — все еще не хотят верить одни.
— Да как они себе представляют перенос стапелей и эллингов, достроечной набережной со всеми коммуникациями? — удивляются другие.
Третьи злорадно напоминают о якобы имевшем место быть выбросе жидкометаллического теплоносителя реактора лодки «проект 705» — мол, тогда, в 70-х годах, пришлось захоронить прямо на острове целое образовавшееся ртутно-никелевое озерцо, знают ли об этом потенциальные покупатели будущего «элитного» жилья?
Вообще, наш блиц-опрос на выходе с проходной АВ показал, что ее работники скептически оценивают перспективы перевода предприятия в Кронштадт.
— Где они там возьмут необходимые 3–4 тысячи специалистов? А большинство наших в Кронштадт переселяться не намерены. Желающих мотаться туда-обратно каждый день тоже не много найдется, дорога занимает полтора-два часа в один конец, да и накладно это, — говорит инженер-технолог Владимир Николаевич.
Инициаторы создания судостроительного комплекса на острове Котлин обещают создание 6500 рабочих мест (откуда взята эта цифра, не очень понятно — поскольку проработанного проекта еще нет). Губернатор Валентина Матвиенко обещает, что для корабелов построят там и жилье, и необходимую инфраструктуру для культурного досуга и занятий спортом. А город-де поможет, не волнуйтесь.
Но пока это только слова, не подкрепленные ни внятными экономическими обоснованиями, ни проработанными планами, ни финансированием.
— Мы все оказались в подвешенном состоянии. Мой младший сын должен на другой год пойти в школу, выбирать ее надо уже сейчас. А ясности с тем, где мы будем жить, работать, куда определить ребенка учиться, нет никакой, — возмущается крановщица Ольга.
Свое уничтожаем, чужое покупаем
Пока вообще непонятно, какие именно специалисты и на какой срок задержатся на «большой земле», а кому придется увольняться или ездить на службу в Кронштадт. На новой площадке, как предполагается, будут создаваться гражданские суда.
По словам Александра Вознесенского, основной продукцией кронштадтской верфи станут транспортные суда типа танкеров, навалочников, контейнеровозов, научно-исследовательские корабли с глубоководными аппаратами, газовозы, ледоколы, верхние строения морских платформ.
Еще в прошлом году источники в ОСК сообщали «Ъ», что в корпорации сомневаются относительно целесообразности развертывания на Котлине военного судостроения — хватит и гражданских заказов. Ставка делалась на создание крупных заказов на суда и плавсредства для освоения континентального шельфа (в частности, те же газовозы). К тому же, как полагали в ОСК, если не переводить в Кронштадт производство подводных лодок, проще будет привлечь к проекту иностранный капитал.
Хотя до настоящего времени Адмиралтейские верфи удачно совмещали военное и гражданское производство.
Нынче тот же господин Вознесенский ограничивается печальной констатацией:
— К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что Россия далеко уже не лидер в мировом судостроении. Номер один — это Южная Корея.
Заключенные в рамках ПЭФ соглашения, надо полагать, поспособствуют увеличению наметившегося отрыва. Российская сторона неплохо постаралась, чтобы обеспечить работой разные страны. Южнокорейская корпорация STX привлечена к строительству нового судостроительного комплекса в Кронштадте. Стоимость проекта оценивается в $720 млн, $100 млн намечено освоить уже в этом году. Для его реализации ОСК и STX создадут СП, в котором последняя получит блокпакет (25%). Схема финансирования и взносы сторон пока держатся в секрете. Анонсировано, что ОСК будет сотрудничать с STX и в строительстве гражданских судов.
Российская сторона надолго обеспечила выгодной работой и корабелов французской верфи в Сен-Назаре: достигнута договоренность о покупке двух производимых там кораблей-вертолетоносцев Mistral (за €1,15 млрд). Как замечают эксперты, такая сделка была очень нужна Николя Саркози, в свою предвыборную пору озабоченному необходимостью минимизировать социальную напряженность. Зачем она нужна России и почему нас нимало не беспокоит предреволюционное состояние на собственном крупнейшем судостроительном предприятии, непонятно.
Еще в 2009-м, когда прибывший в Петербург Mistral демонстрировали нашим военным, ОСК выступала против такой сделки. Тогда наши судостроители говорили о том, что аналогичные корабли мы способны построить самостоятельно.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Павла НИКОНОВА