Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Гибнут плавни и дубы

4 июля 2011 10:00 / Политика

Разрушение экологической и исторической среды города Ломоносова, которому несколько последних лет пытаются противостоять общественники и ученые, идет полным ходом. Этой зимой началось строительство Многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка». В результате уже засыпан исторический Ольгин канал, давший название близлежащему поселку. Погибают знаменитые плавни Кронштадтской колонии, каждый год принимавшие тысячи перелетных птиц и очищавшие воды петербургской акватории от нечистот. А затем подрядчики добрались и до рощи, состоящей из дубов, которые, вполне возможно, видели еще Петра Первого.

Промзона на месте Ломоносова — не миф, а реальность ближайшего будущего
 



Прощайте, плавни
«Спасибо, мне уже посчастливилось», — сказал однажды грустный ослик Иа-Иа, глядя на свой подарок ко дню рождения. Чувства депрессивного зверька должны быть хорошо понятны жителям Ораниенбаума.
На пресс-конференции в Институте региональной прессы, традиционно принимающем в своих стенах представителей протестующей общественности Ломоносова, чуть не каждый выступавший мрачно пошутил о трехстах подарках к наступающему в этом году 300-летию города — эти подарки власти обещали преподнести жителям к юбилею Ораниенбаума.
— Пока что мы получили «подарок», за который вряд ли можно поблагодарить, — говорит житель поселка Ольгин канал Вячеслав Линс. — Это начало строительства порта Бронка, которое приведет не только к тяжелым экологическим последствиям, но и к гибели нашего поселка.
О строительстве ММПК «Бронка» и сопряженных с этим проблемах «Новая» писала не раз. До сих пор главной бедой, которую предвидели в связи с этим строительством, было загрязнение воды Финского залива. Для порта придется как намывать новую территорию — практически весь ММПК планируется построить на ней, — так и проводить дноуглубительные работы: в самой акватории порта, а также во время рытья подходного канала. Потому как исторически дно здесь очень неглубокое, и большим кораблям будет не подобраться.
В результате намыва новой земли и особенно дноуглубления в воде появляется взвесь — мельчайшие частицы глины и песчаной пыли, которые не оседают годами: муть от намывных работ на Васильевском острове висит в воде до сих пор. Частицы этой взвеси душат водные растения и мелких животных, убивают икру рыб.
Когда-то почти весь берег в окрестностях Петербурга был покрыт камышовыми зарослями — плавнями. В них кипела жизнь сложной экосистемы: бактерии, водоросли и мелкие животные поедали друг друга и заодно любую грязь. Благодаря этому естественному фильтру вода в акватории Невы оставалась чистой. Однако теперь от этого мощного биобуфера сохранились лишь жалкие остатки. Один из последних — плавни Кронштадтской колонии, соседствующие с будущим портом. Петербургские ученые давно настаивали на том, чтобы придать этому заповедному месту охранный статус. Но очевидно, что скоро охранять будет уже нечего.
— Плавни уже сейчас наполовину погибли, — говорит Владимир Журавлев, депутат муниципального совета МО город Ломоносов. — Если не остановить работы в ближайшее время, погибнут совсем.
— У нашего 40-тысячного города нет очистных сооружений: канализационный сброс идет прямо в залив, — рассказывает Вячеслав Линс. — И если раньше он хоть как-то очищался в камышовых зарослях, то в настоящее время с уничтожением экологического буфера данная ситуация грозит экологической катастрофой. Теперь же с моря потянуло запахом нечистот.
Куда же смотрели городские власти, давая разрешение на строительство Бронки, удивится читатель. Ведь должен же был застройщик проводить оценку воздействия на окружающую среду? Оценка действительно была проведена по заказу инициатора и инвестора проекта — ООО «Феникс». И он же оплатил аж две общественные экспертизы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
— Экспертизы заказывали московским организациям — как будто поближе нет ученых, всю жизнь занимающихся исследованием Финского залива! — возмущается Владимир Журавлев. — При этом ОВОС — четыре толстых тома — перед общественными слушаниями в 2009 году положили в муниципальном совете, но ни фотографировать, ни взять с собой не разрешили. Поэтому показать его экспертам мы не смогли, а без специальных знаний в такой документации не разобраться.
На прямой вопрос «Новой» о том, «была ли у жителей возможность ознакомиться с ОВОС Бронки, получить на руки, скопировать», ООО «Феникс» как нельзя более прямо ответило: «Общественные слушания по ОВОС проводились 31.07.2009 г. в соответствии с действующим законодательством. Материалы проекта были доступны для общественности в период с 02.07.2009 по 31.07.2009 г.».
При этом ни компания «Эко-Сервис», сделавшая ОВОС, ни ООО «Феникс», по словам Владимира Журавлева, не предоставили документацию даже в ответ на запрос депутата Законодательного собрания Владимира Зуйкова: ему сообщили, что этот труд является ноу-хау компании, а значит, составляет коммерческую тайну.
«Новая» поинтересовалась у ООО «Феникс», действительно ли в ОВОС есть ноу-хау и в чем оно заключается. Ответ — снова верх конкретности: «Проектная документация, обсуждаемая на общественных слушаниях, была представлена в муниципальное образование «город Ломоносов» в оговоренные законом сроки. Материалы проекта были доступны для общественности в период с 02.07.2009 по 31.07.2009 г.». Вроде и вопросы задаются, и ответы даются на русском языке, а ощущение — как от разговора слепого с глухим.
Между тем какое влияние окажет порт на окружающую среду — жители Ломоносова не знают до сих пор, но предполагают, что влияние, несмотря на все заверения строителей, окажется более чем пагубным.

Шум по поводу шума
В своем обращении в Счетную палату от 30 июня 2011 г. депутаты муниципального совета Ломоносова взывают о помощи: «Напротив ж/д станции Кронштадтская колония строителями порта уничтожается памятник природы — дубовая роща усадьбы Дубки с сохранившимися до наших дней уникальными трехсотлетними дубами, посаженными по повелению Петра I, о чем есть дошедшие до наших дней исторические свидетельства».
— Уже сейчас, в самом начале работ, многие реликтовые деревья были уничтожены, — говорит Владимир Журавлев. — Оставшиеся пока не рубят, но земля вокруг перепахана бульдозерами — долго они так не протянут.
Однако ООО «Феникс» категорически отрицает свою причастность к гибели деревьев: «Отдельно стоящие на территории дубы частично были утрачены при строительстве существующей жилой застройки (поселок Ольгин Канал)». Вот так: погибли, мол, много лет назад ваши дубы, а не этой весной.
Кстати, жители оного поселка Ольгин Канал из последних сил жалуются на шум: территория строительства прилегает к поселку вплотную. «Жителей поселка фактически выживают из их домов путем круглосуточной работы строительной техники рядом с жилыми домами, ссылаясь на то, что строящейся объект имеет федеральное значение», — пишут депутаты в том же обращении в Счетную палату.
Казалось бы, уж шум во время строительства — проблема неизбежная — но и этот факт отрицает в своем ответе ООО «Феникс»! «Раз в две недели, в дневное и ночное время при работающей технике и во время технологических перерывов, осуществляются замеры уровня шума на границе жилой застройки, ближайшей к площадке строительства. Согласно протоколам измерений испытательной лаборатории ЗАО «СПЭК», значимые превышения санитарных норм по шуму в дневное и ночное время отсутствуют, однако движение автомашин по шоссе и прохождение поездов приводит к краткосрочному возрастанию уровней шума».
— Вот это да! — изумляется Вячеслав Линс. — Все время до 2011 года считал, что я живу на природе, в довольно-таки тихом месте.

Подарок
Население Ломоносова всерьез обеспокоено тем, что из их прежде тихого, симпатичного и крайне ценного с исторической точки зрения городка с большим туристическим потенциалом собираются сделать промзону. Строительство порта Бронка с одной стороны города, мусоросжигательного завода и снегоплавильни — с другой, вырубка окружающих лесов для строительства транспортных подходов к порту — все это убьет старый Ораниенбаум, отрицательно скажется на местном парке — государственном музее-заповеднике. А если еще возобновится в самом центре города строительство Ломоносовского грузового терминала (бывший порт Янтарь) — тогда вообще пиши пропало. Пару лет назад этот проект заморозили после грандиозного скандала: заказчик ЗАО «ЛГТ», имея разрешение на создание склада песка, начал, по мнению местных жителей, намывать территорию будущего порта. Прокуратура посчитала, что этот огромный намыв — все-таки склад песка… Какой может быть склад на воде — до сих пор загадка. Но, к счастью, работы остановились — то ли из-за недостатка средств, то ли из-за того, что заказчик не смог в чем-то договориться с администрацией.
— Мы стали заложниками бюрократических интересов, — поясняет Владимир Журавлев. — Петербургские власти, видимо, хотят, чтобы новые порты были на территории этого субъекта. Перенести Бронку немного в сторону, за дамбу, — значит отдать ее Ленобласти.
Жители Ломоносова требуют немедленно прекратить строительство порта — это был бы лучший подарок к 300-летию города, который можно представить.