Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Оскудела талантами?

7 июля 2011 10:00

Кризис доверия — на такой ноте подошел к своему финалу XIV Международный конкурс имени Чайковского, завершившийся в первых числах июля гала-концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Уже сама по себе международная составляющая когда-то одного из самых престижных конкурсов в мире, проводимого раз в четыре года, была более чем скромной. Практически при полном отсутствии музыкантов из Европы и Северной Америки погоду на сценах обеих столиц делали участники из Южной Кореи и Монголии, в то время как россияне, составлявшие львиную долю конкурсантов, потерпели сокрушительное поражение.

Россияне потерпели сокрушительное поражение на конкурсе Чайковского



Несмотря на то что Гран-при конкурса достался россиянину — Даниилу Трифонову, обладателю первой премии на конкурсе пианистов, — в списках победителей во всех четырех номинациях (фортепиано, скрипка, виолончель и вокал) российских музыкантов практически нет.
Из пяти премий у виолончелистов россиянам не досталось ни одной. У вокалистов в призерах лишь одна участница из нашей страны — сопрано Елена Гусева. Скрипач Сергей Догадин (вторая премия) — единственный россиянин, удостоившийся приза в своей специальности.
«Маэстро Гергиев поставил правильную цель, но получилось, что по количеству скандалов нынешний конкурс едва ли не превзошел предыдущие», — считает музыкальный критик Гюляра Садых-заде, чей блог о ходе выступлений вокалистов публиковался на сайте конкурса.
Публика и критики в Москве, где состязались пианисты и виолончелисты, были шокированы решением жюри не допустить в третий тур пианиста Александра Лубянцева, чьи вступления слушатели встречали бурными овациями.
Недоумевали и те, кто следил за конкурсом вокалистов в Санкт-Петербурге. Труднообъяснимо решение жюри не допустить в финал самую яркую российскую вокалистку — сопрано Ольгу Пудову, солистку Академии молодых певцов Мариинского театра. Особенно если учесть, что на конкурсе вокалистов россияне выступили слабее всего. Среди призеров лишь москвичка Елена Гусева (третья премия). Две первых премии (сопрано Сун Янг Сео и баритон Чжон Мин Парк) уедут в Южную Корею, а вторая премия (Энхбат Амартувшин) — в Монголию.

Пытка колоратурой
Несмотря на подавляющее численное преимущество — из сорока вокалистов, получивших право участвовать в конкурсе, три четверти представляли Россию, Украину и Казахстан, — полки российских конкурсантов на конкурсе вокалистов были разгромлены в пух и прах.
Честное и очень смелое решение приняли члены жюри скрипичного конкурса, решившие не присуждать в этом году первую премию за отсутствием достойных кандидатов — редкий случай в истории конкурса.
Невысокий уровень подготовки некоторых российских участников озадачил слушателей, вызвав предположения, что кое-кто из исполнителей получил место в финале не без протекции влиятельных членов жюри. «Пилоколоратура» — такое нелестное прозвище получила от присутствовавших в зале критиков одна из российских конкурсанток. Выступления еще одной представительницы России не выдержала легендарная румынка Илеана Котрубаш. Член жюри покинула зал, не дослушав исполнительницу.
«Например, Ангелина Никитченко была настолько невыразительной, что у меня вызывало много вопросов решение жюри вообще допустить на конкурс эту исполнительницу», — недоумевает петербургский музыкальный критик Владимир Дудин.
Музыкальные критики, освещающие конкурс, были ошеломлены решением жюри в отношении Пудовой, уверенно блиставшей колоратурой, очаровавшей яркостью тембра, свободой и задором исполнения и безупречностью фразировок. Эта исполнительница, казалось, волновалась меньше остальных, что неудивительно: Пудова, что называется, проснулась знаменитой после участия летом 2010 года в спектакле «Адская комедия» с участием звезды Голливуда Джона Малковича, где с блеском исполняла барочные арии. Этот проект стал прорывом певицы.

Недоверие Запада

А что же европейцы и американцы?
Единственная певица из Европы — французское меццо-сопрано Од Экстремо — покинула Санкт-Петербург уже после первого тура. Таланты канадского сопрано Янник-Мюриэль Ноа также не получили достойной оценки жюри, а это значит, что и североамериканцам на нынешнем конкурсе ничего не досталось — по той простой причине, что Ноа была их единственным делегатом.
На вопрос, почему международная составляющая конкурса оказалась более чем скромной, существует два возможных ответа: либо европейские и североамериканские музыканты были отсеяны в результате предварительного отбора, либо исполнители из этих стран конкурс и вовсе проигнорировали.
Предполагают, что, например, для иностранных певцов факторами «против» являются: уже собственно имя Чайковского, предполагающее необходимость русской программы, а значит — пения на русском языке, кроме того, дальность расстояния и визовый вопрос. Однако же эти обстоятельства не смутили в свое время американку Дебору Войт, с триумфа которой на конкурсе Чайковского в 1990 году началось ее победное шествие по ведущим сценам мира.
Очевидно, дело все-таки в репутации самого конкурса, в непредвзятости которого молодые зарубежные музыканты, похоже, в последние годы сомневаются.
Главе конкурса Валерию Гергиеву — художественному руководителю Мариинского театра, который наверняка надеялся открыть на конкурсе новые имена, — удалось привлечь в жюри конкурса выдающихся музыкантов с мировыми именами, среди которых пианист Ван Клиберн, скрипачи Леонидас Кавакос и Анне-Софи Муттер, певица Рената Скотто.
Однако репутация любого музыкального конкурса складывается не в последнюю очередь из его способности открывать таланты, а чтобы их открыть, одаренных исполнителей нужно для начала привлечь к участию. С этим у конкурса пока большие проблемы.

Галина СТОЛЯРОВА