Власть изъяла «власть»?
4 июля журнал с фотографией Валентины Матвиенко, дующей в дудочку, с заголовком «За сосули перед Отечеством» на обложке поступил в продажу, а уже 5 июля исчез из всех киосков.
— 6 июля в петербургскую редакцию «Коммерсанта» читатели начали сообщать, что не могут найти «Власть» — издания нет в продаже. После этого сотрудники редакции обошли десятки киосков. Лично мне в двух местах продавцы честно сказали — 5 июля журнал был изъят из продажи, — рассказывает главный редактор петербургского «Коммерсанта» Андрей Ершов.
По его подсчетам, из продажи исчезло почти 90% тиража. Произошло это в основном у крупных сетевиков — «Роспечать», «Нева-пресс» и «Метропресс». У мелких распространителей номер остался в продаже.
Несмотря на то что предполагаемое изъятие произошло в начале прошлой недели, сам «Коммерсант» сообщил об этом почти неделю спустя. В редакции утверждают, что все это время проверяли информацию.
— Я не могу озвучить свои соображения, по чьей инициативе это было сделано, так как не имею бесспорных доказательств. Но нужно понимать, что сети имеют льготы при аренде торговых площадей и сильно зависят от городского правительства, — намекает Ершов.
Распространители уверяют, что номер раскупили читатели. Корреспондент «Новой» обошел киоски в разных районах города и обратил внимание на то, что практически везде на вопрос: «Власть» есть?» — киоскеры реагировали настороженно и стремились как можно быстрее закончить разговор. «Значит, в этот раз раскупили быстрее обычного», — позволила себе ехидную улыбку продавец недалеко от метро «Петроградская».
Руководство компаний, занимающихся распространением, также отказывается от причастности к изъятию. «Тираж был передан для распространения в торговые сети. Журнал находился в продаже, а затем, в соответствии с существующим порядком, непроданные экземпляры стали возвращаться на склад», — гласит официальное заявление ЗАО «Нева-пресс».
— Такое поведение распространителей легко понять, — говорит собеседник, близкий к издательской деятельности. — Распространители, по сути, являются заложниками городской власти. Сегодня они не выполнят просьбу, завтра не получат согласования на аренду половины своих киосков, а послезавтра вообще лишатся бизнеса.
В петербургском Союзе журналистов не торопятся делать громкие заявления. Его председатель Людмила Фомичева считает, что доказательств того, что тираж был скуплен или изъят, нет:
— Если номер был действительно пущен под нож — это посягательство на свободу слова. Но я внимательно прочитала статью в «Коммерсанте», где они рассказывают обо всех перипетиях. Там нет никаких доказательств, — сказала Фомичева и заверила, что если появятся дополнительные данные, Союз не оставит их без внимания.
В Комитете по печати правительства города уверяют, что журнал не изымали.
— Никаких распоряжений по изъятию журнала мы дать не могли, — заявил «Новой» председатель комитета Александр Коренников. — По той простой причине, что от Комитета по печати распространители не зависят. Кроме того, с нашей стороны это была бы просто глупость. Какой смысл изымать из киосков 2500 экземпляров журнала, если в сети его читает в десятки раз больше людей. Здесь же не дураки сидят, чтобы не суметь просчитать последствия такого шага.
С логикой людей из Смольного сложно не согласиться. Тем более что один из его обитателей на условиях анонимности прокомментировал скандал так: «Это дело рук не сторонников Валентины Ивановны, а ее противников. Которым выгодно представить ее ретроградом, рвущим тиражи в клочья. Ведь ясно как белый день, что про исчезновение журнала протрубят все и мало кто будет разбираться, сколько ступеней в этой игре».
Олег МУХИН