Порт раздора или гавань согласия?
Новый порт выгоден почти всем. Он выгоден морским перевозчикам — не надо плыть несколько лишних часов до порта в Кировском районе и ждать очереди в загруженном Морском канале, уступая дорогу пассажирским лайнерам. Порт будет принимать контейнеры, накатные грузы (колесную технику) и грузопассажирские паромы. Получателям тоже хорошо — грузы на автомашинах или поездах сразу отправят клиентам по КАДу или железной дороге. Городские власти получают новые налоги и снижение нагрузки на транспортные сети, подходящие к нынешнему порту. Инвесторы рассчитывают на немалую прибыль после ввода порта, поскольку поток грузов в Россию через порты Балтийского моря в последние годы постоянно растет. Правда, есть и те, кому порт невыгоден. Это жители Ломоносова и природа. Но мнение жителей власти предпочитают не учитывать, а природа сама за себя заступиться не в состоянии.
Все в восхищении!
В начале июля в Бронке начались работы — насыпана дамба, ограждающая участок, на котором намоют 85 гектаров для первой очереди порта. Песок и грунт для намыва возьмут со дна Невской губы — за счет добытого в ходе дноуглубительных работ. Для нового порта углубят акваторию и пророют подходной канал глубиной в 14,5 метра, который свяжет его терминалы с Морским каналом.
По словам исполнительного директора ООО «Феникс» (инвестора проекта) Алексея Шуплецова, Бронка, которая находится на пересечении КАДа и железной дороги, — «идеальное место, и другого такого у города просто нет». 15 млрд рублей поступят из федерального бюджета, остальное вложат инвесторы (44 млрд рублей; пока вложено 3 млрд). 90% грузов будут вывозиться автомобилями, 10% — по железной дороге. Выход из порта будет только на КАД — Росавтодор проектирует развязку, — а потому поток грузовиков через Ломоносов, по словам Шуплецова, жителям не грозит.
В преимуществах появления нового порта в этом месте уверены и другие участники его презентации.
Так, по словам заместителя капитана порта Санкт-Петербург Михаила Харьюзова, ситуация с проходом судов через Морской канал будет «значительно разряжена», а в Бронке появятся современные суда, которые по своим габаритам имеют трудности при заходе в акваторию большого порта. «Замечательно сбалансированным проектом, не имеющим изъянов по сравнению с другими» называет его проектировщик — генеральный директор ГТ «Морстрой» Леонид Тозик. «Все риски оценены, негативные последствия максимально снижены, а то, что не удалось снять, будет скомпенсировано», — уверяет он. «Город поддержит строительство Бронки, — говорит зампред городского Комитета по транспортно-транзитной политике Надим Исхаков. А гендиректор агентства «Дорн» и бывший глава этого комитета Андрей Карпов считает, что «на всей окружности КАДа нет более логистически привлекательной точки». Предложение о строительстве порта за дамбой — где он не будет вызывать протестов жителей и не будет угрожать природным объектам (в том числе плавням
Кронштадтской колонии, одному из четырех сохранившихся в Невской губе мест стоянки мигрирующих водоплавающих птиц) — Карпов считает неудачным. По его словам, порт Бронка будет прикрыт дамбой от волнений, а за дамбой пришлось бы строить специальный мол.
Или не все?
Негативные экологические последствия создатели порта признают — но уверяют, что они будут небольшими.
Представитель «Эко-Экспресс-Сервис» (она готовила ОВОС — оценку воздействия объекта на окружающую среду) Владимир Шуйский говорит: «При строгом соблюдении проектных решений и рекомендованных нами природоохранных мероприятий мы вправе ожидать сравнительно небольшого для такого объекта воздействия на биоресурсы». По его словам, выбраны проектные решения, которые позволят минимизировать воздействие на заказник «Лебяжий» и оставить в заданных границах проектируемый заказник «Южный берег Невской губы» (включая и плавни Кронштадтской колонии).
Конечно, по словам Шуйского, порт будет оказывать определённое воздействие и на миграцию перелетных птиц, и на плавни («было бы глупо и лицемерно утверждать, что этого не будет», — говорит он), но есть европейская практика — тесное соседство портовых комплексов и экосистем с высоким уровнем биоразнообразия. Возможно, для улучшения условий миграционных стоянок и гнездования птиц понадобится создание искусственных островов, а для снижения акустического воздействия на фауну будущего заказника может потребоваться и создание шумозащитного экрана.
Новый порт расположен очень выгодно для всех, кроме жителей Ломоносова и экологии
От протестов отмахнулись
«Администрация на всех этапах поддерживала строительство порта, — уверяет первый замглавы администрации Петродворцового района Евгений Моторин. — У нас по сравнению с другими районами выше безработица и ниже зарплата, с появлением порта мы получим более тысячи рабочих мест и поступления в бюджет».
Отношение жителей к порту Бронка Моторин называет «неоднозначным», заявляя, что «дискуссии носили политизированный характер», а возражения граждан были «эмоционального характера или местечкового». При этом чиновник уверен, что «абсолютное большинство жителей Ломоносова поддерживает проект» и что они «выслушивали мнение и граждан, и общественных организаций». Хотя признает, что никаких социологических опросов на эту тему не проводили. А отвечая на ключевой вопрос — что будет с Ломоносовом в ситуации, когда плавни Кронколонии, уникальный естественный фильтр, очищающий акваторию, уже наполовину уничтожены, а очистные сооружения в Ломоносове отсутствуют, — сообщает, что «уже утверждена схема» и «ориентировочный срок завершения строительства очистных сооружений — 2015 год». Как будут жить в Ломоносове ближайшие четыре года, его, видимо, не очень волнует: чиновники районной администрации живут или в Петродворце, или в Петербурге.
«Не знаю, откуда Моторин взял, что большинство жителей поддерживает проект, — говорит депутат Ломоносовского городского совета трех созывов Михаил Евдокимов. — В городе очень сильные протестные настроения по поводу порта, а поддерживают его только руководители трех организаций, прикормленных администрацией. Самого Моторина в Ломоносове на дух не переносят. На общественных слушаниях его только что на части не разрывали: он их проводил, игнорируя протесты и замечания граждан».
По словам Евдокимова, ничего политизированного в возражениях жителей Ломоносова нет — они как могли боролись за сохранение своей среды обитания. Но власть от них просто отмахнулась — объявив протесты «эмоциями».
Это характерный не только для Ломоносова стиль поведения. Сперва власть принимает решение, а потом говорит гражданам: не дело холопов обсуждать барские приказы, как бы вы ни возмущались — все равно будет так, как мы сказали, и вообще, мы лучше знаем, как надо.
«Новая газета» будет и дальше следить за строительством в Бронке.
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото автора