Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Почем кавказ для народа?

1 августа 2011 10:00


Северный Кавказ обходится нам в 4 трлн рублей. Почти столько планируется выделить в соответствии с программой, разработанной Минрегионом на период до 2025 года. Ответить на вопрос, зачем так много денег выделяется, увы, нетрудно.
Прежде всего надо сказать, что российские власти окончательно утвердились в представлении, будто Кавказ спасут рабочие места. Теперь умами правителей страны овладела именно эта «экономическая» теория, не слишком популярная десять лет назад, когда крик «Мочить!!!» разносился от Москвы до самых до окраин и с южных гор до северных морей. Силовой подход не сделал Кавказ счастливым, а лишь заставил боевиков притаиться в ожидании лучших времен. Кремль прекрасно это понимает. И люди в Кремле думают, что, если перековать мечи на орала, юные бородатые парни, никогда в жизни не знавшие иной работы, кроме войны, вдруг займутся мирным созидательным трудом.
Такие простые ответы на сложные вопросы приходят от ощущения полной безнадеги. А также от ощущения, что денег в казне очень много и народ за их растрату все равно со своих избранников не спрашивает.
Но есть, думается, еще одна причина невероятной щедрости Кремля. Куда ушли деньги, вложенные в Кавказ, никто никогда проконтролировать не сумеет. Даже последствия Олимпиады-2014 можно при желании разгрести. Даже финансовую подоплеку саммита АТЭС-2012 можно выяснить. Даже к футбольному чемпионату мира можно подъехать с проверкой. Но на Кавказ в поисках денег не двинется ни один реальный проверяющий. Во-первых, бессмысленно: там можно что угодно взорвать и списать последствия на международный терроризм. А во-вторых, любой проверяющий понимает, что на Кавказе наши законы не действуют. И жизнь человека, который слишком много хочет узнать, не стоит ломаного гроша.
Если мы не хотим самих себя обманывать, стоит признать, что Северный Кавказ (по крайней мере частично) не является регионом, входящим в состав РФ. Чем больше мы слышим заклинаний, будто русский с чеченцем (аварцем, лезгином, ингушом и т. д.) — братья навек, тем яснее становится, что подобной словесной эквилибристикой пытаются замаскировать нарастающие трудности.
Редкий человек в здравом уме и твердой памяти решится сегодня путешествовать по Северному Кавказу с миссией, которая не нравится местному населению. И дело здесь вовсе не в отсутствии порядка. Порядок там есть, но совсем другой. Не тот, который у нас.
Дело дошло уже до того, что болельщики московских футбольных клубов бойкотируют матчи, проходящие на стадионах Северного Кавказа. Именно те люди бойкотируют, которые сами любят подраться, но хорошо при этом понимают, что в Грозном или Махачкале они ничем защищены не будут. Никакими законами.
С этой же проблемой только что столкнулся питерский «Зенит» при гостевой игре с дагестанским «Анжи». Стоило нашим забить гол, как на трибунах начался откровенный беспредел. Даже матч пришлось остановить.
Любопытно, кстати, что само устройство клуба «Анжи» является ярким отражением проблемы Северного Кавказа в целом. Почему? Да потому что один из российских олигархов вложил в него кучу денег и накупил зарубежных игроков, включая бразильского чемпиона мира прошлых лет. При этом клуб в Дагестане существует лишь виртуально. Тренируется в Подмосковье, чтоб уровень жизни и безопасности был повыше. Без этого условия, может, и звезд зарубежных не удалось бы приобрести.
В итоге, когда приходит пора проводить матч, дагестанские ребята (хозяева игры) садятся в самолет и летят в Махачкалу из Москвы, а питерские ребята (гости) садятся в другой самолет и летят в Махачкалу из Петербурга. Применительно к спорту это курьез: можно посмеяться. Но по такому же имитационному принципу ведь строится вся российская политика на Северном Кавказе: имитируется существование местной экономики, имитируется соблюдение российских законов, имитируется стремление народа жить в составе РФ. Потом все это показывают по TV как матч на стадионе в Махачкале, и обыватель думает, будто и впрямь играет дагестанская команда.

Дмитрий ТРАВИН, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге