Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Конец таинственного острова

4 августа 2011 10:00

В зданиях бывших складов предполагается разместить центр искусств с музеем, центр кино и моды с магазинами, залами для показов мод и кинотеатром и гастрономический центр с рынком, ресторанами и оранжереями на крышах. В каждом из них появится своя школа, где смогут учиться и совершенствоваться в своем искусстве молодые художники, дизайнеры, кулинары. В здании бывшей тюрьмы предполагается разместить гостиницу. На острове также найдется место для офисных помещений.

В конкурсе на лучшую концепцию развития Новой Голландии победил проект американского архитектурного бюро Work AC. По их задумкам, таинственный остров должен стать «городом в городе», который поддерживает различные культурные программы



Американские архитекторы не сочли нужным замыкать пространство новым корпусом со стороны Крюкова канала. Вместо него они предлагают установить замаскированную ландшафтом платформу, в которой можно спрятать парковку и служебные помещения. А слегка наклонная площадь платформы, обращенная вглубь острова, позволит использовать ее как амфитеатр.
Эта концепция стала третьей по счету…

Первая попытка

Попытка № 1. Проект Фабрицкого
Попытка № 1. Проект Фабрицкого


Первый проект реконструкции Новой Голландии был разработан архитектором Вениамином Фабрицким еще в советские времена. По его замыслу, остров превращался в «храм культуры».
— Мы предлагали создать там филиалы крупнейших музеев мира — директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский эту идею горячо поддержал, — вспоминает Фабрицкий. — Именно в Новой Голландии должна была появиться вторая сцена Мариинского театра. Туда же мы хотели перевести Военно-морской музей — там есть выход к воде и, соответственно, возможность показать старинные корабли во всей красе. Ко мне обращались подводные археологи, рассказывали, что можно поднять затонувшие на небольшой глубине суда, в том числе, например, шхуну Петра I. Кроме того, в Новой Голландии должны были появиться концертные и театральные залы, Музей современного искусства…
Проект Фабрицкого предусматривал возведение недостроенного в XVIII веке корпуса. «Речь шла не о том, чтобы повторить проект Чевакинского — я убежден, что это должно быть современное здание, но при этом его надо органично вписать в ансамбль», — поясняет архитектор. Фабрицкий также предлагал открыть исторические интерьеры, убрав межэтажные перекрытия и перегородки.
Вениамин Борисович вспоминает, как знакомые по его просьбе рассказали о наработках, связанных с реконструкцией Новой Голландии, Григорию Романову. Романов замысел одобрил, но оговорился, что вначале надо завершить дамбу, потому что два таких глобальных проекта одновременно городу не потянуть…
«Первым руководителем города, которым сам пришел ко мне в мастерскую, был Анатолий Собчак», — говорит Фабрицкий.
В это время речи о том, чтобы государство взяло на себя расходы по реконструкции комплекса, уже не было — проекту начали искать инвестора. Крупные компании, желающие взяться за его реализацию, находились. Однако обстоятельства сложились так, что к работам на острове ни одна из них так и не приступила…

Вторая попытка

Попытка № 2. Проект Фостера
Попытка № 2. Проект Фостера


Ее предпринял Шалва Чигиринский. В конкурсе победил проект Норманна Фостера, предусматривающий новое масштабное строительство на историческом острове. По замыслу архитектора, там должен был появиться не только новый корпус вдоль Английского канала, но и Дворец фестивалей, а также амфитеатр. Фабрицкий в конкурсе участвовать не смог, но позднее по приглашению Чигиринского принимал участие в доводке фостеровского проекта, вызвавшего немало нареканий.
«Вместо того чтобы ставить задачу сохранения архитектурного ансамбля Новой Голландии, КГИОП ограничился требованием по сохранению ряда зданий, — говорит зам. генерального директора НИИ «Спецреставрация» Михаил Мильчик. — Высотные ограничения прописаны не были, равно как и необходимость сохранения видовых характеристик. В результате купол Дворца фестивалей изначально поднимался над существующими корпусами, а одно из его крыльев оказалось в створе знаменитой арки. Когда я задавал вопросы по этому поводу, мне отвечали — ну и прекрасно, люди должны увидеть, что на острове что-то есть, и захотеть туда зайти».
Позднее, по словам Фабрицкого, крылья все-таки решили укоротить. Претерпела изменения и красивая, на первый взгляд, идея сделать шекспировский театр в здании бывшей тюрьмы. Расчеты показали, что устроить там универсальный зрительный зал возможно, только если снести внутренние стены исторического здания. Решено было отказаться от стационарной сцены на воде, которая закрыла бы движение по каналам внутри Новой Голландии — вместо нее сочли возможным использовать понтоны, которые легко можно отогнать к берегу. С учетом замечаний Фабрицкого был также переработан проект нового корпуса. По новому проекту в зданиях бывших складов должна была разместиться гостиница и различные магазинчики, поэтому исторические интерьеры были обречены, но Вениамин Борисович не оставлял надежды на то, что удастся уговорить инвестора отдать часть старой застройки под музей или галерею.
Согласно планам инвестора, реконструкция Новой Голландии должна была завершиться к 2010 году. Позднее сроки окончания работы были перенесены на 2012 год. Но в итоге воплотить задуманное Чигиринский так и не сумел.

Третья попытка

Попытка № 3. Проект Work AC
Попытка № 3. Проект Work AC


Специалисты по-разному оценивают победившую концепцию. Фабрицкий убежден, что со стороны Английского канала необходим именно новый корпус, замыкающий ансамбль. Идея отдать большую часть площадей под рестораны и бутики его тоже не вдохновляет.
— С архитектурной точки зрения победивший проект — один из самых слабых. А его политическую составляющую я до конца не понимаю, — говорит архитектор Никита Явейн, который сам участвовал в конкурсе.
Иной точки зрения придерживается профессор Академии художеств Владимир Лисовский:
— Я нигде не нашел информации о том, какое задание получили архитекторы и какие ограничения перед ними были поставлены. Но, судя по тому, что все авторы работ обошлись без высотных доминант, а кроме того, достаточно деликатно отнеслись к историческим пространствам, новый инвестор учел те критические замечания, которые звучали в адрес проекта Фостера.
По мнению Лисовского, большинство идей, которые предлагали авторы, лежали на поверхности. Например, разбивка исторических корпусов, предназначенных для хранения леса, на отдельные секции.
— Интересна идея американцев совместить разные образовательные функции, — считает он. — Они крайне аккуратно обошлись с историческим пространством, внеся туда минимум своего. Предлагаемое ими новое сооружение выглядит достаточно мягко, при этом оно позволяет, с одной стороны, решить вопросы размещения объектов инфраструктуры, а с другой — организовать амфитеатр.
Все собеседники отмечают, что от концепции до ее воплощения путь неблизкий. В проекте должны быть предложены решения многих технических проблем, учтены вопросы, связанные с окупаемостью. Как показывает опыт, на этой стадии даже самая замечательная концепция может измениться до неузнаваемости…
— Когда Анатолий Собчак впервые пришел ко мне в мастерскую и познакомился с проектом, он сказал: «Через три года мы воплотим ваши замыслы в реальность!» Я тогда сказал, что хорошо бы, чтобы это хоть через 15 лет случилось, но Собчак стоял на своем… С тех пор прошло 20 лет, — грустно вспоминает Фабрицкий. — Помню, я сказал Чигиринскому, рьяно взявшемуся за реконструкцию, что первый наш инвестор ушел после событий 1993 года, второй — после дефолта. «Что еще может случиться? Мировой финансовый кризис?» — мрачно пошутил я. «Ну какой может быть мировой финансовый кризис?» — отмахнулся тот…
Удастся ли Роману Абрамовичу то, что не получилось у его предшественников, и какой вид примет Новая Голландия после реконструкции, покажет время… Напомним, что, согласно инвестиционному договору, работы должны быть закончены в течение семи лет — к 2017-му…

Виктория РАБОТНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА