Все прошло по-домашнему, привычно...
Оппозиция ждала, что при новом губернаторе «Стратегия-31» пройдет как-то по-новому.
Однако все было обыденно: над Гостинкой кружил вертолет, оппозиционеры устраивали сидячую забастовку, а журналисты их фотографировали и переругивались с омоновцами.
Задержания сопровождались аплодисментами сочувствующих, иногда хлопали прошедшим переаттестацию полицейским, которых таким образом пытались застыдить.
— Чё, демократия в город пришла? — ехидно бросил один из журналистов, работавший в Мариинском дворце на утверждении нового губернатора.
В толпе мелькали знакомые лица оппозиционеров, появился на площадке и активист арт-группы «Война» Леонид Николаев. Он, правда, особенно не активничал и наблюдал за происходящим со стороны. Омоновцы довольно слаженно окружали «зачинщиков», после чего, грубо отталкивая многочисленных представителей прессы, вели несогласных к автобусам. Лимоновцев, которые, сцепившись наручниками, попытались в формате сидячей забастовки потребовать соблюдения 31-й статьи Конституции РФ, быстро погрузили в припаркованные милицейские автобусы.
Наблюдалась замена и в рядах полицейских, традиционно призывающих несогласных разойтись. Известный своей вежливостью старший лейтенант Сергей Пестриков из органов уволился.
Когда после нескольких волн задержаний участники «Стратегии-31» слонялись по площади, к ним присоединился неизвестный в костюме медведя — мужчина держал копию башни Газпрома, яблоки, а на его футболке замечены надписи, обличающие «Единую Россию».
В стане сотрудников правопорядка наблюдалась растерянность.
— Медведя забирайте! — нетерпеливо крикнул старший. Подчиненные бросились на косолапого.
— Мишку не трогайте, — возмущались несогласные.
В стороне тем временем бабушки-оппозиционерки обрабатывали новенького — полицейского, который сегодня дебютировал в качестве сотрудника с мегафоном.
— Мы сюда не от сладкой жизни пришли! Нас вынуждают выходить. Не дай бог, если Матвиенко дадут звание почетного гражданина Петербурга. За что? — говорили они.
К 19.00 почти все другороссы были задержаны. Некоторые отдельные активисты пытались садиться на асфальт и молча протестовать, однако не проходило и минуты, как налетали омоновцы и хватали несогласного. Так, например, один из лидеров «Солидарности» Владимир Волохонский пытался читать книгу «Блоги: новая реальность», но ему не удалось осилить и страницы, как он оказался в автозаке.
Не повезло и трем студентам Института кино и телевидения Илье Калинину, Никите Литвинову, Никите Чудакову, которые пришли «поснимать акцию». Через пять минут после начала акции их запихали в автозак и повезли в отдел полиции. Ребята уезжали с мрачным предчувствием, что 1 сентября им придется встретить не за партой, а за решеткой.
Когда акция начала сходить на нет, появился легендарный человек-голубь, которого толпа встретила радостными аплодисментами.
— Голову сними! — нервно обратился к нему полицейский, но после этого оставил попытки пообщаться.
Замели и человека с лопатой, который изображал уборку мусора.
Самой красной тряпкой для омоновцев были изображения Владимира Путина. Они жестко задержали мужчину, поднявшего плакат, на котором нацлидер был изображен с усами Гитлера. И еще одного, который предложил всем «вливаться в «Единый фронт», ведь, если верить его плакату, «еще не все г*вно с нами».
Через полтора часа площадь опустела: несогласные общались в это время с полицейскими в отделениях, а фоторепортеры, хвастаясь сделанными снимками, побрели домой.
Александра ГАРМАЖАПОВА,
фото Михаила МАСЛЕННИКОВА