Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Убийство без причины

12 сентября 2011 10:00

Кровавую расправу над собаками в военном городке в/ч № 42289 в поселке Токсово на этой неделе официально признали и следователи, и прокуроры. В массовом расстреле животных подозревают командира в/ч № 42289 Евгения Митяшина. Однако уголовное дело, возбужденное в отношении майора, грозит ему максимум штрафом. И то если дойдет до суда. Петербургские зоозащитники не без оснований сомневаются в этом.

Для чего в воинской части в Ленобласти расстреляли служебных псов?



Все случилось в Токсове в ночь на 28 августа. Как рассказывала «Новая» (см. № 63 от 5.09.2011), десять служебных собак, охранявших склады с боеприпасами на территории военного городка, расстреляли прямо в вольерах. Два пса выжили. Но до сих пор находятся в ветеринарной клинике, причем одна из дворняг в тяжелом состоянии (не может самостоятельно есть, двигаться).
По словам военнослужащих и местных жителей, приказ о расстреле собак отдал командир в/ч № 42289 майор Евгений Митяшин, сам взял в руки оружие, а затем заставил солдат смыть следы. Это плохо удалось.
— Приехав в поселок утром 28 августа, мы увидели окровавленные топоры (ими, по версии следствия, добивали животных. — Ред.), лопаты, кровь в вольерах и солдат с тряпками, оттирающих ее, — говорит председатель региональной благотворительной организации «Право на жизнь» Светлана Лось. — Сняли все на видео, сделали фото.
С этими материалами и заявлением о произошедшем 30 августа зоозащитники обратились в надзорные органы. Начались проверки. По их предварительным итогам военный следственный комитет подтвердил убийство животных. Военная прокуратура сначала опровергла. Командование Западного военного округа и вовсе заявило: «Все собаки (разных пород: кавказские овчарки, московские сторожевые) живы-здоровы. Содержатся в достойных условиях в другом месте».
Отрицать расстрел военные перестали лишь после размещения видеоролика на YouTube (залитые кровью вольеры, брошенные орудия убийства, два выживших пса) и публикаций в СМИ, в том числе в «Новой». 6 сентября корреспонденту позвонили из военной прокуратуры: «Вы думаете, мы не люди?» 7 сентября военный следственный отдел СК РФ по Санкт-Петербургскому гарнизону возбудил в отношении командира в/ч № 42289 Евгения Митяшина уголовное дело по ст. 245, ч. 1 УК РФ «Жестокое обращение с животными».
— Ранее территорию обособленного подразделения воинской части в Токсове охраняли служебные собаки различных пород, которых в ночь на 28 августа из гладкоствольного охотничьего ружья расстрелял Евгений Митяшин, — сообщил «Новой» помощник прокурора Западного военного округа Андрей Гаврилюк. — Семь собак погибли, двум причинены увечья, одна сбежала. Пока найдены тела не всех погибших животных.
— Установлено место захоронения шести собак: их трупы закопали в лесу возле поселка Токсово — это тоже нарушение, как и стрельба в опасной близости с населенным пунктом, — уточнили «Новой» в пресс-службе Главного военного следственного управления СК РФ. — Еще одно тело ищем. Сейчас проводятся необходимые экспертизы останков и улик, изъятых на месте происшествия. Опрашиваются свидетели: личный состав воинского подразделения, сотрудники военизированной охраны, жители поселка.
На главный вопрос о мотиве преступления следователи отвечают: «Обыкновенная жестокость». Однако в это не верят ни военнослужащие, ни зоозащитники, ни люди, владеющие ситуацией.
Во время проверок выяснилось, что еще в апреле этого года в в/ч № 42289 была расформирована кинологическая служба, в мае — списаны все собаки, содержавшиеся в Токсове. По правилам, после выхода на пенсию их следовало отправить на проживание в питомник. Тем не менее снятые с баланса части псы, которых с тех пор кормили здешние жители, ежедневно охраняли склады с боеприпасами. С 27 августа четвероного патруля в военном городке нет. Зато есть заявления сотрудников военизированной охраны об отказе нести службу без собак.
— Самостоятельно командир части Евгений Митяшин не мог принять решение о расформировании кинологической службы, — в интервью «Новой» объяснил пресс-секретарь командующего Западным военным округом Андрей Бобрун. — Кто и почему принял такое решение — разбираемся. Также в рамках расследования уголовного дела будет выясняться: почему списанные собаки несли службу? Почему это были беспородные псы, хотя в документах значатся овчарки?
Сроков предъявления обвинения ни в военном следственном комитете, ни в прокуратуре не называют.
— Для выяснения всех обстоятельств совершения преступления надо в полном объеме провести все следственные действия и процессуальные мероприятия, — говорит заместитель военного прокурора Дмитрий Жульков. — Сколько времени потребуется — неизвестно.
В пресс-службе Главного военного следственного управления добавляют, что предстоит проверить также поступившую информацию об аналогичном расстреле в апреле этого года 16 собак на территории воинской части № 42289 в поселке Кирилловское.
Зоозащитники боятся, что дело, и без того возбужденное по статье, не предусматривающей ничего серьезнее штрафа, до суда не дойдет.
— Командиров наказывают редко, — объясняет свои опасения Светлана Лось. — Сегодня в части полетели первые головы: 9 сентября отправлен в отставку капитан Сергей Сипягин. В ту ночь именно он дежурил на оружейном складе в военном городке, где расположены вольеры. Сам Митяшин на время следствия отстранен от должности. Он был в части. Он позвонил Сипягину и приказал приехать за ним. Капитан оставил свой пост, отправился за командиром. Привез Митяшина в поселок, где тот и учинил расстрел беззащитных псов. Однако, несмотря на результаты проверок и возбуждение уголовного дела, сам руководитель воинского подразделения до сих пор даже не отстранен от должности.
Евгений Митяшин от комментариев отказался.

Нина ПЕТЛЯНОВА


P.S. 10 сентября петербургские защитники животных, правозащитники и просто горожане — всего около 150 человек — вышли на митинг в центре города. Поводом для акции перед Театром юного зрителя на Пионерской площади стал расстрел собак в воинской части. Как рассказал «Новой» организатор митинга — председатель благотворительного фонда «Друг» Андрей Волков, впервые в России уголовное дело по ст. 245 возбуждено в отношении военного — командира части. До сих пор такие факты редко всплывали наружу и чаще всего сходили военачальникам с рук. Теперь главное — не дать это дело замять.