Депутаты считали наши деньги
Закон о городском бюджете на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов вчера был принят в первом чтении Законодательным собранием. За него проголосовали 40 депутатов, трое против и трое воздержались.
Губернатор Георгий Полтавченко, представляя бюджет, заявил, что город обладает значительными финансовыми ресурсами, которые обеспечивают решение необходимых задач. И потому в бюджете в полном объеме сохраняются доплаты пенсионерам, расходы на развитие здравоохранения, образования, другие социальные программы. Неотложный вопрос, по его словам, — подготовка к зиме, чтобы петербуржцы «могли спокойно ходить по улицам».
Расходуем…
Самая большая доля бюджетных расходов, по словам Полтавченко, — 23% — пойдет на решение дорожно-транспортной проблемы, поскольку петербуржцы продолжают жаловаться на пробки и состояние дорог. Будет продолжена государственная поддержка крупных транспортных проектов — в частности, строительства ЗСД, на который 20 млрд рублей в 2012 году выделит федеральный бюджет и 3,7 млрд — городской (на увеличение уставного капитала ОАО «ЗСД»). Этот проект, в отличие от некоторых других, не будет подвергаться сокращениям.
9% от всех расходов бюджета, по словам губернатора, пойдет на решение жилищных проблем горожан — строительство жилья, капитальный ремонт домов и так далее. При этом в 2012 г. будет построено около 400 тысяч кв. метров жилья для государственных нужд (на эти цели пойдет 12,7 млрд рублей). Для примера, в 2011 г. строится чуть менее 300 тыс. кв. метров. 3,5 млрд пойдет на целевые программы улучшения жилищных условий (для молодежи, работников образования и других), 1 млрд — на расселение коммуналок (в два раза больше, чем в 2011 году).
«Надеюсь, что вы проголосуете за бюджет в первом чтении», — закончил свое выступление Полтавченко. Острых вопросов депутаты ему не задавали — вежливо подчеркивая, что новый губернатор представляет бюджет, разработанный еще прежней командой. В ответ Полтавченко соглашался рассмотреть все предложения об увеличении тех или иных расходов, но неизменно отмечал, что на все, на что хотелось бы, денег не хватит. «Конечно, в Москве больше возможностей для социальных выплат, — заявил он. — Но через Москву проходит 80% всех российских финансов, а в Петербурге куда меньше, чем оставшиеся 20%».
Глава Бюджетно-финансового комитета городского парламента Вячеслав Макаров внесенный губернатором бюджет похвалил, отметив «продуктивный диалог депутатов с администрацией», который помог, в частности, увеличить расходы на капремонт многоквартирных домов. По его словам, ко второму чтению БФК внесет поправки, а также будет просить губернатора учесть в своей поправке, например, рост расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь. Одобряет бюджет и глава Контрольно-счетной палаты Вадим Лопатников. Который, правда, заметил, что «практически во всех отчетах КСП, направляемых депутатам, говорится о завышении смет, фиктивных актах выполнения работ и прочем бесхозяйственном расходовании бюджетных средств»…
Представители трех фракций поддержали бюджет — хотя и разными словами. Так, глава фракции ЛДПР Елена Бабич заявила, что их фракция «собиралась голосовать против, но услышав, что будут поправки ко второму чтению, решила голосовать за» и что «сегодня не время мегапроектов» (заметим, что как-то не вспомнить, чтобы ЛДПР выступала против «мегапроектов» при прежнем губернаторе). Не стали его поддерживать коммунисты, а также часть «эсеров», оставшихся верными Сергею Миронову.
…И ужимаемся
Теперь о том, что будет происходить при втором чтении бюджета, намеченном на 19 октября, и о чем уже неделю говорят в Смольном.
На следующей неделе должна быть подготовлена губернаторская поправка к бюджету и обсуждается вопрос об исключении расходов на ряд крупных проектов, причем именно тех, которые были визитной карточкой прежней смольнинской команды. Речь идет о строительстве Орловского тоннеля, Новоадмиралтейского моста, моста через остров Серный и проекте легкорельсового трамвая.
Инициативу о секвестировании этих расходов проявил вице-губернатор Сергей Вязалов, назвавший себя сторонником «консервативной позиции по поводу кризиса», а посему надо урезать все, что можно.
Заложенные в бюджет на 2012 год средства — 3,4 млрд рублей на увеличение уставного капитала ОАО «Орловский тоннель» (в том числе около 1,5 млрд на приобретение проходческого щита, поскольку тоннель предполагается строить закрытым способом, аналогичным метрополитену), 1,5 млрд на строительство Новоадмиралтейского моста, 1,1 млрд — на реконструкцию Песочной набережной и набережной Адмирала Лазарева и строительство моста через остров Серный.
Отметим, что общая стоимость Орловского тоннеля — около 48 млрд рублей, из них городской бюджет в течение нескольких лет должен выделить около 22 млрд по схеме государственно-частного партнерства. Стоимость Новоадмиралтейского моста пока точно не оценена, но понятно, что речь пойдет о многих миллиардах рублей. Если сокращение произойдет, сэкономленные 6 млрд рублей, видимо, направят на социальные нужды и жилкомхоз.
Источники «Новой» в Комитете финансов говорят, что вопрос о сокращении расходов на ряд крупных проектов действительно обсуждается. Но окончательно ситуация определится на следующей неделе, когда губернатор Георгий Полтавченко подпишет поправку ко второму чтению.
Как расценивать весьма вероятный отказ от замыслов прежней администрации — как изменение политики амбициозных проектов, которая не раз критиковалась в «Новой», или как суровую необходимость реагировать на нехватку средств — пока сказать сложно, но второй вариант видится более вероятным. И в Мариинском дворце, и в Смольном говорят о новой волне кризиса — предвидя которую, лучше заранее ужаться в расходах.
Владимир МАКСИМОВ
cartoonbank.ru