Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Особенности петербургского омбудсменства

13 октября 2011 10:00

Экс-омбудсмен Игорь Михайлов обратился в Октябрьский районный суд Петербурга с требованием признать незаконным избрание на пост уполномоченного по правам человека Алексея Козырева. Последний, напомним, не так давно заявил о своем желании подать в отставку, объясняя это тем, что «справедливо дать новому руководству Петербурга возможность решить, кому быть уполномоченным по правам человека». Козырев подчеркивает, что «уходит с чистой совестью и краснеть не будет».

Михайлов торопится оспорить избрание Козырева, пока тот не ушел по собственному





Михайлов с ножиком в спине жить не привык
Скандально известный общественный деятель Игорь Михайлов по случаю увольнения Козырева фактически устроил бенефис — в форме пресс-конференции. Сообщил, что изначально в Петербурге закладывалась традиция «не привязывать срок полномочий омбудсмена к мандату депутатского корпуса», поделился мнением насчет ухода своего преемника («Если бы он был снят, то у него совесть была бы гораздо чище, нежели он своей добровольной отставкой будет ловить политическую конъюнктуру»), а также не преминул обратиться к каноническим и религиозным источникам.
Михайлов заверил, что «не собирается на этот пост снова», однако хочет доказать, что был отстранен незаконно. Он полагает, что по отношению к нему было совершено «предательство с нарушением закона со стороны государственной власти». «А я не привык жить с ножиком в спине!» — подчеркнул он.
Бывший омбудсмен, кстати, не отрицает, что сам является автором изменений регионального закона об уполномоченном, которые ныне его не устраивают («Да, это сделал я! Дурак!»), однако пытается найти себе оправдание в том, что он «все же не всё Законодательное собрание» и неизвестно, «куда смотрело юруправление парламента».
Единственным условием досрочного принудительного снятия с должности УППЧ, по его мнению, должен стать приговор суда по уголовному делу. Причин для добровольной отставки он видит немного: состояние здоровья или некие морально-нравственные обстоятельства, а не «по завершении электорального цикла».
Михайлов считает, что трудился на посту уполномоченного хорошо. Он с ностальгией предается воспоминаниям о психотипе каждого сотрудника аппарата УППЧ, ведь все его подчиненные тогда «подверглись опросу». Немало среди них, утверждает опальный правозащитник, людей с высоким IQ. «Не знаю, что я делал плохо. Лучше бы мне сказали», — воскликнул он.

Козырев краснеть не будет
Несмотря на нежелание встречаться с журналистами тет-а-тет, Козырев весьма спокойно комментирует свою отставку. Правда, во-первых, все же призывает некоторые СМИ, сообщившие, будто написать заявление по собственному его попросил лично Георгий Полтавченко (у которого якобы имеется кандидатура на этот пост), «сменить источник». Во-вторых, полагает, что его предшественник, цепляющийся за юридические крючки, не прав. «Это совершенно не так, — заявил он «Новой». — О том, что я уйду, было известно Матвиенко и Тюльпанову. Говорил об этом еще до того, как фамилия нового губернатора проявилась».
Омбудсмен действительно встречался с новым градоначальником, который, по его словам, «высказал сожаление», узнав о решении Козырева уйти на вольные хлеба.
Более того, Козырев признался, что изначально решение занять должность уполномоченного ему далось нелегко. «Тогда я долго думал. Оставил даже за собой моральное право уволиться, — вспоминает он. — Развивалась ситуация с Михайловым, и, видимо, подумали, что с мной скандала точно не будет».
Он обращает внимание, что избран Заксобранием по представлению Валентины Матвиенко. Его полномочия в соответствии с законом заканчиваются в декабре 2014-го. «В город пришел новый губернатор, скоро будет переизбран состав ЗакСа. Нужно развязать руки новому руководству Петербурга, чтобы дать возможность решить, кому быть уполномоченным. Это цивилизованный способ», — заявил он и привел в качестве примера опыт Швеции, где омбудсмен «независим от депутатов, но должен ими поддерживаться».
Козырев опровергает предположения наблюдателей, считающих его громкий уход красивым пиар-ходом. По его словам, увольнение является продуманным шагом, поскольку он «никогда в жизни не хотел занимать чиновничьих постов». «Если предложат идти на второй срок, то я с вероятностью 99% откажусь. Буду очень признателен, если не попросят вновь стать омбудсменом, — добавил он. — А к формулировкам «бороться», «сдаться», о которых говорит Михайлов, отношусь с юмором».
Козырев продолжит работу в комиссии по помилованию, которую возглавляет. Кроме того, останется президентом правового кинофестиваля «Надежда». Не исключает, что займется правозащитной деятельностью на общественных началах.
Пост уполномоченного чиновник, по его словам, несмотря на то что «можно было сделать больше», покидает с чистой совестью. В свою копилку он вносит хорошую работу с военным призывом (люди в погонах теперь его не любят), помощь колясочникам в метро и заключение около двух десятков соглашений с федеральными структурами («теперь нас не смогут послать»).

Александра ГАРМАЖАПОВА