Следствие дошло до койки
Возобновив в конце октября следствие по делу об убийстве депутата Госдумы РФ Галины Старовойтовой, сыщики первым делом решили допросить авторитетного петербургского предпринимателя, бывшего депутата от ЛДПР Михаила Глущенко. Тем самым они подтвердили намерение если не доказать, то как минимум еще раз попробовать установить причастность скандального бизнесмена, уже обвиненного в вымогательствах и убийстве, к этому громкому преступлению. На раскрытие одного из самых резонансных дел 90-х (установление заказчиков и привлечение их к уголовной ответственности, организаторы и исполнители уже наказаны. — Ред.) у следователей осталось всего ничего: срок давности истекает в 2013 году.
Михаил Глущенко (четвертый слева в белой майке) в начале спортивной карьеры
Михаил Глущенко, некогда влиятельный участник т. н. тамбовского бизнес-сообщества, в криминальных кругах больше известный как Миша Хохол, содержится под арестом в питерском СИЗО № 5 с июня 2009 года. Именно тогда он вернулся в Россию из Испании, где скрывался с 2002 года (как раз с момента ареста убийц Старовойтовой), чтобы обменять просроченный паспорт, и был задержан правоохранительными органами, едва переступил порог отдела милиции. На сегодняшний день Глущенко предъявлено обвинение в вымогательствах у петербургских предпринимателей — братьев Вячеслава и Сергея Шевченко — $10 млн, а также в организации убийства Вячеслава Шевченко (тоже экс-депутата Госдумы от ЛДПР), его делового партнера Юрия Зорина и их переводчицы на Кипре в марте 2004 года.
По сведениям «Новой», еще с конца 90-х годов спецслужбы рассматривают Мишу Хохла и как возможного заказчика убийства Галины Старовойтовой (сейчас проходит по этому делу свидетелем). Он был близко знаком с убийцами и их соучастниками. Неоднократно фигурировал в их показаниях. Офис охранного предприятия «Благоверный князь Александр Невский», где готовилось убийство политика, располагался в одном здании с приемной депутата Глущенко. А Юрий Колчин, организатор преступления, в 2005 году осужденный на 20 лет строгого режима, служил у него водителем и охранником. Тем не менее твердых доказательств причастности авторитетного бизнесмена к убийству, несмотря на огромную работу, проделанную за 13 лет, у следствия до сих пор нет.
За 13 лет дело Старовойтовой приостанавливалось и возобновлялось уже не менее десяти раз, в последний — 30 октября 2011 года. Формально следователи реанимировали его на основании запроса, поступившего в Управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти от депутата Государственной Думы РФ Владимира Васильева, а тот, в свою очередь, получил обращение от организации «Фонд гуманитарной помощи жителям Санкт-Петербурга». По словам директора и учредителя фонда Натальи Гаркавенко, ходом расследования вдруг озаботились малообеспеченные петербуржцы. И в криминальных и адвокатских кругах Петербурга в это мало верят, тем более что фонд опосредованно связан с Сергеем Шевченко и женой его убитого брата Вячеслава.
— Такая инициатива малоизвестной организации сразу породила мысль о намерении оппонентов заставить следствие вновь обратить внимание на Глущенко. К этому ранее стремился и осужденный за организацию убийства Старовойтовой Юрий Колчин, в начале 2011 года показавший, что преступление заказал Михаил Глущенко, — прокомментировал «Новой» соратник Галины Васильевны по партии «Демократическая Россия» Юлий Рыбаков.
Между тем 3 ноября, вскоре после возобновления громкого дела, Михаила Глущенко по решению врачебного консилиума из петербургского СИЗО № 5 этапировали в тюремную больницу имени Гааза. Госпитализации долго добивались и родственники, и защита обвиняемого из-за его состояния здоровья.
— Моего мужа несколько месяцев убивали лишением необходимой медицинской помощи, — говорит супруга подследственного Ирина Глущенко. — Михаил — инвалид, с трудом передвигается, у него тяжелейшая гипертоническая болезнь III степени, давление постоянно около 230–250.
Как сообщили корреспонденту «Новой» в Управлении ФСБ по Петербургу и Ленобласти, 9 ноября Куйбышевский районный суд Петербурга удовлетворил ходатайство спецслужб о допросе бывшего депутата Госдумы по делу об убийстве Галины Старовойтовой в больничной палате. Но, посетив подследственного в больнице, оперативники все равно не смогли его допросить.
— Мой подзащитный очень плох. Из-за медицинских препаратов, которые принимает Глущенко, пока он физически не в состоянии отвечать на вопросы следователей, — пояснил «Новой» его адвокат Александр Афанасьев.
11 ноября УФСБ по Петербургу и Ленобласти вновь обратилось в суд с ходатайством о запросах в больницу имени Гааза и СИЗО № 5. Следователи требуют уточнить диагноз Михаила Глущенко и ориентировочные сроки завершения его лечения. Как объяснили «Новой» адвокаты, когда и куда теперь явятся с вопросами чекисты — зависит лишь от решения суда.
Напомним, что Глущенко уже допрашивался по «делу Старовойтовой». Прежде он настаивал, что убийство Галины Васильевны было на руку братьям Шевченко.
— В конце 90-х это часто обсуждалось в определенных кругах. Якобы братья Шевченко, особенно Сергей, хотели забрать себе комплекс объектов на Невском проспекте, на углу с Садовой улицей, в частности Гостиный двор, а Старовойтова им в этом мешала — везде клеймила как бандитов. Такая версия тоже есть в деле, — отметил адвокат Афанасьев, — но я не знаю, рассматривается ли она следствием сегодня или отметена.
Нина ПЕТЛЯНОВА