Востребованные циники
На минувшей неделе исполнилось 100 дней официального губернаторства Георгия Полтавченко. Взвешивая сделанные им заявления, кадровые перестановки и принятые решения, политологи осторожничают: выводы делать рано. Но многие петербуржцы вообще и деятели культуры в частности свой вывод сделали. С иллюзиями расстались даже те, что связывали надежды на обновление с возможностями людей в погонах «навести порядок».
В системе задаваемых Смольным координат нет места самоуважению и человеческому достоинству
Последние кадровые назначения продемонстрировали — можете вопить сколько угодно, решения тут принимаем мы — и вызвали не менее гневную реакцию. Цепочка событий складывалась в бикфордов шнур еще с назначения вице-губернатором, курирующим вопросы культуры, человека, пробующего ее на зуб и оценивающего в условных единицах. Экс-директор Челябинского тракторного завода Василий Кичеджи сразу завел речь именно о деньгах — продвигая тезис о необходимости зарабатывать на культуре. На днях, отвечая на вопрос, чем ему, успешному бизнесмену, интересна нынешняя порученная работа в Смольном, сказал: «Я себя откапитализирую нормально. А потом смогу прийти на любое нормальное место и буду «дорого стоить». С такой шкалой ценностей сделанный в пользу Дмитрия Месхиева выбор представляется вполне закономерным. Нет сомнений, что они сработаются.
Сотрудничающие с Дмитрием Месхиевым на съемочной площадке знают его как режиссера, изначально предупреждающего о запрете на слова «творчество» в его присутствии. Но для Василия Кичеджи важны, очевидно, иные качества: хваткость, амбиции, умение с выгодой для себя осваивать финансовые потоки, притягиваемые благодаря другому умению — быть угодным и послушным власти.
Дмитрий Месхиев всегда рьяно поддерживал «ЕдРо», Валентину Матвиенко (вспомним его гневную отповедь актеру Михаилу Трухину, обвинившему градоначальницу в смерти погибшего под глыбой льда 6-летнего мальчика Вани Завьялова), планы Газпрома по сооружению небоскреба на Охте, выступал за развертывание кинофестиваля на Дворцовой площади (против чего были директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и режиссер Александр Сокуров). Месхиев активно продвигает идею создания на базе Дома кино и кинотеатра «Родина» 7-этажного кинофестивального центра с его передачей питерскому Союзу кинематографистов, который сам и возглавляет; а также истово поддерживает притязания на «Ленфильм» АФК «Система» (куда с 2007 г. входит возглавляемая Месхиевым компания RWS).
Режиссер Александр Сокуров оценивает назначение Дмитрия Месхиева как серьезную кадровую ошибку. Новоиспеченного чиновника он характеризует как человека, «у которого большие проблемы с принципиальностью и нравственными ориентирами», «позволяющего себе публично оскорблять людей и вести себя с развязностью человека, который по случаю в «предбаннике» у миллионеров находится». Возмущен Александр Николаевич и тем, как было проведено это назначение: вопреки ранее данным господином Кичеджи заверениям о том, что выбор будет сделан по итогам консультаций с деятелями культуры, все решили волюнтаристски. По словам режиссера, в последнее время у него было немало встреч с вице-губернатором, каждый раз Сокуров интересовался, кто же возглавит Комитет по культуре, однако ему неизменно отвечали, что решение еще не принято, попутно давая понять — «не ваше дело».
В целом же демонстрируемый властью стиль общения Сокуров характеризует как «сплошное лицемерие и вранье».
К схожим выводам приходит и Алексей Герман-младший, выступивший с открытым обращением к Георгию Полтавченко. Приводим его полностью:
«Уважаемый господин губернатор!
За последнее время я, да и не только я, а огромный город, где живут люди, у которых, кстати, есть чувство собственного достоинства, слышали и видели очень много ваших слов и дел, которые впоследствии расходились с реальностью. Вы говорили о честных выборах, но выборы даже близко не были честными. Вы рассказывали о том, что город — это одна большая семья, но если пройтись по Невскому, то получается, что семья какая-то нездоровая.
Еще недавно, до выборов, вы утверждали, что не допустите уничтожения старейшей студии страны «Ленфильм» АФК «Системой», но на самом деле уже приступили к этому процессу. Иначе как объяснить назначение служащего АФК и архитектора этого поглощения г-на Месхиева на высокий пост. Зачем же тогда были все эти слова о поддержке студии? Наверное, чтобы успокоить городскую интеллигенцию. Обмануть ее.
Скажите мне, неужели вам не кажется абсурдным это страстное желание власти получить поддержку народа, столь же последовательно его обманывать, а потом удивляться, что чувства угасают.
По-своему я человек аполитичный, но для меня, как и для многих моих сограждан, существует та грань, где мое самоуважение и человеческое достоинство не может сосуществовать в тех координатах, которые мне навязывают. Я не быдло. И мы не быдло.
Вчера мой отец спросил у одного из ваших заместителей, г-на Кичеджи: что же происходит с «Ленфильмом», нормально ли все творящееся и не стоит ли отцу покинуть город. Заместитель незамедлительно поддержал это предложение. Безусловно, я понимаю, что наш город большой и, если его покинет мой отец и еще какая-то часть интеллигенции, г-ну Кичеджи и работать будет только удобнее. Никаких вопросов, только подобострастные взгляды. Удобнее будет все-таки уничтожить «Ленфильм», гонять по Невскому молодых, бороться с гомосексуалистами. Кстати, как, например, быть с музыкой Чайковского и с одноименным кафе? Это пропаганда? Но вот вопрос: если будущее нашего города такое, то кто же будет писать книжки, заниматься живописью, театром или жить и работать в других сферах, сохраняя достоинство? ОМОН? Вряд ли. Значит, люди (кто сможет) просто уедут сами или их выгонят насильно, как когда-то мы это уже проходили и с Бродским, и с Довлатовым, и со многими другими. Так?
Уважаемый господин губернатор! У меня к вам есть вопрос: Вам не стыдно? Вы же верующий человек.
И еще: надо ли нам всем уже собирать вещи?
С уважением,
А. А. Герман, кинорежиссер, обладатель Серебряного Льва Венецианского кинофестиваля, многих международных премий, национальной кинопремии «Ника» за 2003, 2005, 2008 годы и т. д. и т. п.».
Вице-губернатор Василий Кичеджи заверил — ничего подобного уважаемому режиссеру Алексею Герману-старшему он не говорил, а список рассматриваемых на пост главы комитета кандидатур, включая и Дмитрия Месхиева, давно был озвучен. Очевидно, сочтя излишним упомянуть о таких «несущественных» деталях, как прозвучавшие следом комментарии попавших в списки людей: одни заявили, что им лично никто не делал такого предложения, другие же не могли принять его априори, в силу своего пенсионного возраста.
Комментируя «Новой газете» слова Василия Кичеджи, Алексей Алексеевич ГЕРМАН сказал:
— И упомянутый в моем письме разговор, и неприемлемый тон — все это было. Не надо уподобляться господину Чурову. Тот, например, утверждает, что видео с фиксацией нарушений на выборах снималось заранее на квартирах. Господин Кичеджи не упоминает, что уже после обнародования моего письма мы встречались и я в присутствии многих людей задал ряд вопросов — и о судьбе «Ленфильма», и о назначении господина Месхиева, и о гражданском обществе. В частности, я спросил: не кажется ли ему странным, что власть считает возможным не интересоваться мнением народа? Будь то выборы депутатов или главы Комитета по культуре. Господин Кичеджи на это сказал, что кандидатуру Месхиева поддержали 99 процентов. Кто эти 99 процентов? Внятного ответа я не получил. У нас, видимо, разный народ — тот, что вижу я, и тот, который они обозначают при своем подсчете голосов. Для меня странно, что в своих комментариях Смольный забывает об этой части нашей беседы. И финал этой нашей встречи тоже оказался достаточно конфликтным.
Василий Кичеджи в разговоре с «Новой» продолжал настаивать, что он лично ничего не говорил о возможном отъезде Алексея Германа-старшего, «хотя у нас ведь демократия — кто куда хочет, тот туда и едет».
— Я никогда не вру, — подчеркнул чиновник. — Что было: да, я отказался обсуждать назначение Месхиева, потому что решение уже принято.
— Вы обещали, что оно будет принято по итогам консультаций с деятелями культуры.
— Да, именно так.
— Но Александр Сокуров, например, говорит, что обсуждения не произошло.
— Возражения высказывались по одной кандидатуре, не хочу сейчас даже называть его. Сокуров меня спросил, не назначат ли все-таки этого… ну, Владимира Абрамовича. Я ответил — нет.
— И не сказали при этом, что уже определились, сделав выбор в пользу Месхиева?
— Зачем? Я работаю на основании законов, нормативных актов. Вот примет правительство — тогда могу об этом говорить. А губернатор свою подпись поставил в пятницу утром.
Примечательно, что с обоими режиссерами вице-губернатор говорил в один и тот же день. Но с Германом отказался обсуждать назначение Месхиева потому, что «вопрос решен», а с Сокуровым — потому что решения нет.
На вопрос, с кем из деятелей культуры он советовался и кто поддержал кандидатуру Дмитрия Месхиева, Кичеджи ответил:
— Позвольте уж хоть это оставить мне у себя внутри. Я не должен настолько перед вами обнажаться. Вот вы знаете, что я всем раздал свой телефон, всем журналистам? Чем очень всех удивил. Зачем я теперь тут стану перед вами порткиснимать, чтобы все еще больше удивились.
Вице-губрнатор Василий Кичеджи и новый председатель Комитета по культуре Дмитрий Месхиев нашли друг друга
Последние кадровые назначения продемонстрировали — можете вопить сколько угодно, решения тут принимаем мы — и вызвали не менее гневную реакцию. Цепочка событий складывалась в бикфордов шнур еще с назначения вице-губернатором, курирующим вопросы культуры, человека, пробующего ее на зуб и оценивающего в условных единицах. Экс-директор Челябинского тракторного завода Василий Кичеджи сразу завел речь именно о деньгах — продвигая тезис о необходимости зарабатывать на культуре. На днях, отвечая на вопрос, чем ему, успешному бизнесмену, интересна нынешняя порученная работа в Смольном, сказал: «Я себя откапитализирую нормально. А потом смогу прийти на любое нормальное место и буду «дорого стоить». С такой шкалой ценностей сделанный в пользу Дмитрия Месхиева выбор представляется вполне закономерным. Нет сомнений, что они сработаются.
Сотрудничающие с Дмитрием Месхиевым на съемочной площадке знают его как режиссера, изначально предупреждающего о запрете на слова «творчество» в его присутствии. Но для Василия Кичеджи важны, очевидно, иные качества: хваткость, амбиции, умение с выгодой для себя осваивать финансовые потоки, притягиваемые благодаря другому умению — быть угодным и послушным власти.
Дмитрий Месхиев всегда рьяно поддерживал «ЕдРо», Валентину Матвиенко (вспомним его гневную отповедь актеру Михаилу Трухину, обвинившему градоначальницу в смерти погибшего под глыбой льда 6-летнего мальчика Вани Завьялова), планы Газпрома по сооружению небоскреба на Охте, выступал за развертывание кинофестиваля на Дворцовой площади (против чего были директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и режиссер Александр Сокуров). Месхиев активно продвигает идею создания на базе Дома кино и кинотеатра «Родина» 7-этажного кинофестивального центра с его передачей питерскому Союзу кинематографистов, который сам и возглавляет; а также истово поддерживает притязания на «Ленфильм» АФК «Система» (куда с 2007 г. входит возглавляемая Месхиевым компания RWS).
Режиссер Александр Сокуров оценивает назначение Дмитрия Месхиева как серьезную кадровую ошибку. Новоиспеченного чиновника он характеризует как человека, «у которого большие проблемы с принципиальностью и нравственными ориентирами», «позволяющего себе публично оскорблять людей и вести себя с развязностью человека, который по случаю в «предбаннике» у миллионеров находится». Возмущен Александр Николаевич и тем, как было проведено это назначение: вопреки ранее данным господином Кичеджи заверениям о том, что выбор будет сделан по итогам консультаций с деятелями культуры, все решили волюнтаристски. По словам режиссера, в последнее время у него было немало встреч с вице-губернатором, каждый раз Сокуров интересовался, кто же возглавит Комитет по культуре, однако ему неизменно отвечали, что решение еще не принято, попутно давая понять — «не ваше дело».
В целом же демонстрируемый властью стиль общения Сокуров характеризует как «сплошное лицемерие и вранье».
К схожим выводам приходит и Алексей Герман-младший, выступивший с открытым обращением к Георгию Полтавченко. Приводим его полностью:
«Уважаемый господин губернатор!
За последнее время я, да и не только я, а огромный город, где живут люди, у которых, кстати, есть чувство собственного достоинства, слышали и видели очень много ваших слов и дел, которые впоследствии расходились с реальностью. Вы говорили о честных выборах, но выборы даже близко не были честными. Вы рассказывали о том, что город — это одна большая семья, но если пройтись по Невскому, то получается, что семья какая-то нездоровая.
Еще недавно, до выборов, вы утверждали, что не допустите уничтожения старейшей студии страны «Ленфильм» АФК «Системой», но на самом деле уже приступили к этому процессу. Иначе как объяснить назначение служащего АФК и архитектора этого поглощения г-на Месхиева на высокий пост. Зачем же тогда были все эти слова о поддержке студии? Наверное, чтобы успокоить городскую интеллигенцию. Обмануть ее.
Скажите мне, неужели вам не кажется абсурдным это страстное желание власти получить поддержку народа, столь же последовательно его обманывать, а потом удивляться, что чувства угасают.
По-своему я человек аполитичный, но для меня, как и для многих моих сограждан, существует та грань, где мое самоуважение и человеческое достоинство не может сосуществовать в тех координатах, которые мне навязывают. Я не быдло. И мы не быдло.
Вчера мой отец спросил у одного из ваших заместителей, г-на Кичеджи: что же происходит с «Ленфильмом», нормально ли все творящееся и не стоит ли отцу покинуть город. Заместитель незамедлительно поддержал это предложение. Безусловно, я понимаю, что наш город большой и, если его покинет мой отец и еще какая-то часть интеллигенции, г-ну Кичеджи и работать будет только удобнее. Никаких вопросов, только подобострастные взгляды. Удобнее будет все-таки уничтожить «Ленфильм», гонять по Невскому молодых, бороться с гомосексуалистами. Кстати, как, например, быть с музыкой Чайковского и с одноименным кафе? Это пропаганда? Но вот вопрос: если будущее нашего города такое, то кто же будет писать книжки, заниматься живописью, театром или жить и работать в других сферах, сохраняя достоинство? ОМОН? Вряд ли. Значит, люди (кто сможет) просто уедут сами или их выгонят насильно, как когда-то мы это уже проходили и с Бродским, и с Довлатовым, и со многими другими. Так?
Уважаемый господин губернатор! У меня к вам есть вопрос: Вам не стыдно? Вы же верующий человек.
И еще: надо ли нам всем уже собирать вещи?
С уважением,
А. А. Герман, кинорежиссер, обладатель Серебряного Льва Венецианского кинофестиваля, многих международных премий, национальной кинопремии «Ника» за 2003, 2005, 2008 годы и т. д. и т. п.».
Вице-губернатор Василий Кичеджи заверил — ничего подобного уважаемому режиссеру Алексею Герману-старшему он не говорил, а список рассматриваемых на пост главы комитета кандидатур, включая и Дмитрия Месхиева, давно был озвучен. Очевидно, сочтя излишним упомянуть о таких «несущественных» деталях, как прозвучавшие следом комментарии попавших в списки людей: одни заявили, что им лично никто не делал такого предложения, другие же не могли принять его априори, в силу своего пенсионного возраста.
Комментируя «Новой газете» слова Василия Кичеджи, Алексей Алексеевич ГЕРМАН сказал:
— И упомянутый в моем письме разговор, и неприемлемый тон — все это было. Не надо уподобляться господину Чурову. Тот, например, утверждает, что видео с фиксацией нарушений на выборах снималось заранее на квартирах. Господин Кичеджи не упоминает, что уже после обнародования моего письма мы встречались и я в присутствии многих людей задал ряд вопросов — и о судьбе «Ленфильма», и о назначении господина Месхиева, и о гражданском обществе. В частности, я спросил: не кажется ли ему странным, что власть считает возможным не интересоваться мнением народа? Будь то выборы депутатов или главы Комитета по культуре. Господин Кичеджи на это сказал, что кандидатуру Месхиева поддержали 99 процентов. Кто эти 99 процентов? Внятного ответа я не получил. У нас, видимо, разный народ — тот, что вижу я, и тот, который они обозначают при своем подсчете голосов. Для меня странно, что в своих комментариях Смольный забывает об этой части нашей беседы. И финал этой нашей встречи тоже оказался достаточно конфликтным.
Василий Кичеджи в разговоре с «Новой» продолжал настаивать, что он лично ничего не говорил о возможном отъезде Алексея Германа-старшего, «хотя у нас ведь демократия — кто куда хочет, тот туда и едет».
— Я никогда не вру, — подчеркнул чиновник. — Что было: да, я отказался обсуждать назначение Месхиева, потому что решение уже принято.
— Вы обещали, что оно будет принято по итогам консультаций с деятелями культуры.
— Да, именно так.
— Но Александр Сокуров, например, говорит, что обсуждения не произошло.
— Возражения высказывались по одной кандидатуре, не хочу сейчас даже называть его. Сокуров меня спросил, не назначат ли все-таки этого… ну, Владимира Абрамовича. Я ответил — нет.
— И не сказали при этом, что уже определились, сделав выбор в пользу Месхиева?
— Зачем? Я работаю на основании законов, нормативных актов. Вот примет правительство — тогда могу об этом говорить. А губернатор свою подпись поставил в пятницу утром.
Примечательно, что с обоими режиссерами вице-губернатор говорил в один и тот же день. Но с Германом отказался обсуждать назначение Месхиева потому, что «вопрос решен», а с Сокуровым — потому что решения нет.
На вопрос, с кем из деятелей культуры он советовался и кто поддержал кандидатуру Дмитрия Месхиева, Кичеджи ответил:
— Позвольте уж хоть это оставить мне у себя внутри. Я не должен настолько перед вами обнажаться. Вот вы знаете, что я всем раздал свой телефон, всем журналистам? Чем очень всех удивил. Зачем я теперь тут стану перед вами порткиснимать, чтобы все еще больше удивились.
Татьяна ЛИХАНОВА