Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Социальность или что?

26 января 2011 10:00

Не было в прошедшем театральном году драйва, настоящей художественной полемики, спектаклей, на которых хотелось бы умереть, как советовал Белинский.



Стоит заколоченный БДТ с неясными перспективами ремонта (неграмотная реконструкция Малой сцены несколько лет назад перекосила здание, стоящее на сваях, сроки ремонта затягиваются). Переезд в ДК им. Горького увело БДТ из поля зрения, а поскольку и громких премьер не случилось, то как будто он куда-то уехал…
Пришел в Театр им. Ленсовета Юрий Бутусов, но перспективы возрождения пока не вырисовываются…
Не колышется пыль кулис ни в Театре Комиссаржевской, ни в Комедии. У кого нынче есть художественная программа? Правильно, у Александринки, но нет там, на мой вкус, событий — так, чтобы пойти и умереть.
Оглядывая петербургский театральный год, находишь в нем мало событий, но если они и есть — то связаны с взаимоотношениями театра и действительности. Смутное время испытывает нужду в социальном театре. В исторический момент встает вопрос: социальность или смерть?
Белинский вместо знака вопроса ставил в конце этого предложения знак восклицания. То есть лучше умереть, чем не быть социальным. Сегодня театр выбирает: социальность или что? Он — все еще увеселение или пора становиться площадью, трибуной, кафедрой? Он — эмиграция человека в вымышленный мир, оплаченная дорогим билетом, или, как говорил Лев Додин, место, где в темноте зала человек испытывает самые сильные гражданские эмоции? Он, театр, вбрасывает в наше сознание «шаурму» — скрученные пачки бюллетеней, заполненных одной рукой, или дает картину социального выбора? Делает он это через аллюзии или говорит прямым текстом? Прямой текст тоже может быть лживым, а художественный вымысел — давать честный взгляд на действительность... Недаром Юрий Тынянов говорил: «Я начинаю там, где кончается документ».
Возникший несколько лет назад Авторский театр под руководством ученика Додина, актера и режиссера МДТ Олега Дмитриева, позиционирует себя как театр прямой политической речи. Несколько лет они работали над триптихом «Мы живем, под собою не чуя страны». Первая часть — «Мандельштама нет» по воспоминаниям Надежды Мандельштам, вторая — «Ночной дозор» по повести Михаила Кураева. В этом году вышли «Зачарованные смертью» по книге Светланы Алексиевич — о людях, которые не вписались в новое время и пытались покончить с собой.
Новая свободная площадка ON.ТЕАТР собирает спектакли «бедного театра» молодых режиссеров. А что можно поставить в подвале? Только про сегодня и про себя.
В Балтийском доме недавно родился проект «Документальная сцена» с отличными спектаклями «Адин» и «Антитела» (в последнем двух матерей — мать убитого антифашиста Тимура Качаравы и мать его убийцы — играют Алла Еминцева и Ольга Белинская).
Словом, театр «выходит на Болотную». Другого пути у него нет: или невранье, или драматичнее сцены окажется лента в Facebook.

Марина ДМИТРЕВСКАЯ