Опять щепки летят
В воскресенье, 25 декабря, жители карельского поселка Куликово срочно собрались, чтобы обсудить план действий. Вблизи озера Ястребиное, где много лет пытаются построить карьер, снова рубят лес. Жители и активисты направили челобитную главе Карелии Андрею Нелидову.
Расчистив полностью пространство под будущий карьер (84 га),
порубщики работают вблизи поселка Куликово
На днях с окрестностей озера Ястребиное пришло известие о том, что рубка леса со стороны Республики Карелия возобновилась. Расчистив полностью пространство под будущий карьер (84 га), порубщики работают вблизи поселка Куликово. Об этом сообщила Лидия Белова, жительница поселка (памятник природы озеро Ястребиное административно относится к Ленобласти, но северная его граница совпадает с границей Карелии). Альпинисты с Ястребиного и жители Куликово объединились против общей беды — камнедобывающего карьера, которое намерен построить «Экопром-Транзит». Как сообщает Лидия Васильевна, работы не прекращаются даже ночью. «От Куликово в сторону Ястребиного стоял прекрасный строевой лес, — говорит она. — Теперь его нет. Рубят почти вплотную к поселку». Известно, что «Экопром-Транзит» уже в следующем году намеревается приступить к взрывным работам.
Напомним, что жители Куликово (МО «Хиитольское сельское поселение» Лахденпохского района) дважды высказывались на общественных слушаниях против строительства карьера и щебеночного завода. Подписи против карьера собираются регулярно. Две недели назад новые обращения с 400 подписями были разосланы во все мыслимые канцелярии — главы Республики Карелии, в карельские прокуратуры всех уровней, президенту, премьеру, губернатору Ленобласти… Примерно столько же подписей под несколькими десятками писем собрано и отправлено спортивными клубами Петербурга губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову. Ему напоминают о данном четыре года назад — после встречи с тогдашним главой РК Сергеем Катанандовым — обещании, что карьера в окрестностях Ястребиного не будет.
Четыре года назад Ястребиное стало символом успеха в экологической борьбе, символом единения людей вокруг небольшой природной территории. Дивные скальные берега высотой до 30 метров, а вокруг — девственный хвойный лес. Когда стало ясно, что все это придется потерять из-за выгоды питерской фирмы (никаких глобальных экономических резонов в этой стройке не было — рабочих мест она создавала немного, да и налоговые поступления обещала более чем средненькие), люди взбунтовались. За три месяца было собрано 5000 бумажных и 4000 электронных подписей против карьера. На адреса областных, карельских и федеральных чиновников пришло около 500 писем. Около тысячи людей вышли на митинги и пикеты в Питере, ПетроТогда власть пошла на уступки. Сначала губернатор Ленобласти обратился к своему карельскому коллеге с предложениями урегулировать ситуацию с Ястребиным. Карельский коллега проверил. Оказалось, что куча лицензий на горнодобычу на юге Карелии выданы неправомерно! Шесть участков располагались друг за к другом в 10-километровой зоне вокруг Ястребиного. Если одновременно запустить все карьеры, то не только от скал памятника природы ничего не останется, всей территории вокруг угрожала бы экологическая катастрофа! В итоге лицензии отобрали, а замминистра промышленности и природных ресурсов Карелии, который продавал лицензии, арестовали и посадили.
Люди успокоились и поверили, что раз протест вызвал такую реакцию, то теперь Ястребиному ничто не угрожает. Однако шли годы, владельцы лицензий возвращали их через суды, власть в Карелии менялась, а Сердюков, видимо, и вовсе забыл о своем обещании. А на прямые вопросы карельские чиновники и вовсе врали. Так, нынешний министр природопользования РК Сергей Штрахов в сентябре письменно ответил нам, что ЗАО «Экопром-Транзит» к нему за арендой участка под карьер не обращалось.
И тут началось. За октябрь-ноябрь «Экопром-Транзит» выкосил весь лес на своем добычном участке. Отстроил дорогу до Куликово — подъезд к карьеру будет осуществляться через нее. Узнав о напасти, граждане начали обрывать телефоны компетентных ведомств. Должностные лица словно сговорились прятаться и врать. «Экопром-Транзит» «Новой газете» никаких комментариев не дал. Точнее, секретарша офиса заявила, что никаких добычных лицензий у ее компании в южной Карелии нет. Директор холдинга «Экопром» (куда входит «Экопром-Транзит») заявил, что НЕ ЗНАЕТ, чем занимается член холдинга «Экопром-Транзит». Возможно ли такое? В комментарии «Эху Москвы» директор «Экопром-Транзита» Николай Большов заявил, что разрешения на строительство у него нет, однако разрешение на рубку якобы есть.
Требования проверить наличие и законность разрешений отправлены в карельские органы прокуратуры месяц назад. Пришел ответ, что «вопрос взят на контроль». Но пока вопрос находится на контроле, лес на участке под будущий карьер вырубают. Притом что никакого проекта (и тем более оценки воздействия на окружающую среду) людям не показывали, общественных слушаний не проводили. Возникает вопрос: как Министерство могло согласовать рубку в таких масштабах вплотную к населенному пункту?
Из Комитета по природным ресурсам Ленобласти нам ответили, что не могут вмешиваться в конфликт, так как рубка имеет место быть на карельской территории. Но ведь страдает от нее экосистема областного памятника природы! Как быть с этой коллизией?
Добавим, что глава Лахденпохского района РК Владислав Вохмин, который шел на выборы под лозунгом «Нет карьерам!» (и во время правления которого их построено уже два), не стал отвечать на запрос экологов, отправленный еще в сентябре. В распоряжении редакции есть аудиозапись беседы с главой МО «Хиитольское сельское поселение» Сергеем Корниенко, где он и его зам заявляют, что к ним из «Экопрома» не приходили и ничего не просили согласовать. Правда, потом замглавы проговорился, что Корниенко все же согласовал «Экопрому» «схему размещения объектов».
P. S. Участников инициативной группы «Защитим Ястребиное» при Федерации альпинизма СПб пригласили в понедельник, 26.12, в Комитет по госконтролю природопользования Ленинградской области, чтобы узнать результаты проведенной проверки. Ждем результатов.
Ирина АНДРИАНОВА
Фото активистов