Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сериал без конца

19 января 2012 10:00

Казалось, в 2011 году завершится многолетний сериал «Дом ветеранов сцены: жизнь и судьба». В ноябре вице-губернатор Василий Кичеджи посетил ДВС и в телекамеры пообещал старикам, что не допустит их переселения в пятиметровые клетушки в Комарово, приготовленные на время реконструкции дома Союзом театральных деятелей. (ДВС принадлежит СТД, в пользу которого каждый из них когда-то отказался от собственной квартиры).




Былой уют в Доме ветеранов сцены может не сохраниться



Схема парка, который может подвергнуться перепланировке


На пути к happy еnd
Кичеджи пообещал, что сделает все для передачи ДВС под юрисдикцию Петербурга (это просьба ветеранов, которые готовы куда угодно, но подальше от СТД и Александра Калягина), что будут предложены на выбор несколько домов для «перезимовки», что обязательно рассмотрят и вариант, предложенный советом ветеранов.
На территории ДВС, занимающей более 4 га, есть отдаленные и уже отремонтированные корпуса, там живут сотрудники, этаж двухэтажной гостиницы занимает директор А. Белокобыльский, другой этаж сдается на коммерческой основе посторонним людям. Никто на время ремонта выезжать не собирается. Так отчего бы не переехать в Комарово самому директору, освободив этаж для стариков, отчего не прервать договор коммерческой аренды, отчего не переселить в Комарово сотрудников, занимающих еще один корпус? «Они будут ездить в Комарово на работу», — говорил тогда Белокобыльский, никак не желая сделать рокировку и возить сотрудников на работу из Комарово, а стариков оставить на территории.
Дело в том, что пять лет назад СТД неожиданно оказался не пользователем, а владельцем 3 га земли (собирался переуступить ее для коммерческого строительства «Системе Галс Северо-Запад», но сделка не состоялась). Тогда возникли подозрения, что Союз задумал развернуть там какое-нибудь коммерческое дело, оставив старикам две дорожки и клумбу — 1,5 га. Тем более, как уже писала «Новая», по просьбе СТД с территории тихо был снят статус памятника…
Но в декабре сериал двинулся в сторону хеппи-энда. Городские власти (в особенности председатель Комитета по соцзащите Александр Ржаненков) занялись стариками, предлагали им на выбор места для житья на время ремонта, и, например, один из домов в Павловске устроил многих. Обсуждался и вариант, когда 39 ветеранов смогут переждать ремонт, оставшись в дальних корпусах на территории.
В конце года СМИ раструбили благую весть: ДВС переходит городу, договоренности достигнуты. Даже председатель совета ветеранов Дина Кальченко поверила в благополучный исход. Оказалось — рано.

Новая драма
31 декабря мне позвонил встревоженный Олег Басилашвили: дело стоит, Кичеджи не может найти Калягина, чтобы оформить передачу и начать что-то делать по переселению стариков. То же самое подтвердил и советник губернатора на общественных началах Рудольф Фурманов, принимающий в деле активное участие.
Еще большую (и новую) тревогу внушила Дина Кальченко. Она наконец увидела проект так называемой реконструкции дома, сделанный без согласования и обсуждения с ветеранами.
— Это никакая не реконструкция, а обман. От работы архитектора Талепоровского, который строил этот ансамбль, остается одна коробка. Те, кто въедут в дом, въедут в такие же клетушки, как построены в Комарово. ДВС сокращается — 40 жилых комнат собираются забрать под служебные помещения! В чем была прелесть дома? В том, что старики могли, например, потихоньку дойти до библиотеки, до музея. Теперь все это перебрасывается в другое здание. Дом превратят в казенное учреждение, заполнят чиновничьими кабинетами — директора, его заместителя, сюда же перенесут прачечные, мастерские, лазарет, все службы. Это так изуродует дом!
Подтверждались худшие опасения. Все службы, которые прежде были рассредоточены по 4 гектарам, собираются вместить в один корпус, уплотнив стариков (привет Швондеру!).
Что расположится на «очищенных» гектарах, которые принадлежат СТД? Может быть, поэтому Калягин не подписывает бумаги, не встречается Кичеджи?
Член президиума городского отделения всероссийского общества охраны памятников Людмила Семыкина подтвердила «Новой»:
— Проект мастерской Е. Ю. Меркурьева, носящий название «Реконструкция (в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию)», согласован КГИОП в октябре 2011 года. Однако до сих пор КГИОП, которого никто не лишал полномочий по государственной охране памятника, не может пояснить, что же послужило основанием для снятия с охраны 9 объектов из 12 и какова будущая судьба территории памятника федерального значения. По данным Региональной информационной системы Санкт-Петербурга, на сегодняшний день все здания и территория охранного статуса не утратили.
Вызывает обоснованные сомнения законность разделения территории объекта культурного наследия на отдельные земельные участки в 2005 году, а также целый ряд решений, предусмотренных утвержденным проектом. В частности, снос с воссозданием в железобетоне деревянного исторического строения (как известно, аварийность объекта не является основаниям для снятия его с учета или сноса), строительство новой газовой котельной прямо в центре сада и др. В случае реализации проекта будет утрачено композиционное и планировочное единство территории, что без сомнения представляет самостоятельную ценность данного памятника. Трудно охарактеризовать иными словами состояние дел, кроме как «Памятник под угрозой».
Западная часть территории памятника уже огорожена синим строительным забором (есть градплан земельного участка, утвержденный КГА, и ордер ГАТИ), интенсифицируется зачистка зданий от обитателей с ущемлением их жилищных прав.
Помощники Василия Кичеджи рассказали, что вице-губернатор планировал встретиться с Калягиным во время его петербургских гастролей в середине января, но в последний момент Калягин отменил встречу.
Вопрос: городские начальники — власть, выполняющая свои обещания, или сюжет о ДВС был предвыборной агитацией? С другой стороны, кто может заставить общественную организацию, СТД, отдать золотую земельку, которая попала в его руки опять же стараниями ветеранов? И какое место в этой конфигурации занимает администрация президента, которой передано для ремонта главное здание?
Ветеранов, измученных неясностями переезда (некоторые, три месяца сидящие на чемоданах, хотят одного: прекращения этой китайской пытки), волнует судьба ДВС как такового, они считают необходимым вынести проект на обсуждение театральной общественности и в ближайшее время соберут пресс-конференцию.

P. S.
Как стало известно «Новой», во вторник на объекте побывали глава КГИОП Александр Макаров, представители ВООПИиК и Совета по сохранению наследия. Решено создать рабочую группу для анализа имеющихся технических обоснований и проектной документации. Предполагается, что в феврале эти материалы вкупе с оценками экспертов представят на заседании Совета.

Марина ДМИТРЕВСКАЯ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА, карта: rgis.spb.ru