Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Апраксин двор ждет мастеров

16 февраля 2012 10:00

Георгий Полтавченко, вдохновленный посещением деревни художников в Озерках, предложил создать в Петербурге Город мастеров. Губернатор дал указание КУГИ — представить на рассмотрение территории, где можно построить такой квартал. «Самое главное — удачно выбрать место, чтобы оно было посещаемым и доступным», — подчеркнул губернатор. Но можно не искать и не строить ничего сызнова: Апраксин двор наилучшим образом подходит для воплощения такой идеи. Тем более что соответствующие решения были приняты городскими властями еще 20 лет назад, и никто их не отменял.







Праздник, который всегда с тобой
«Есть ли будущее у Апраксина двора?» — статья под таким заголовком вышла в журнале «Ленинградская панорама» почти четверть века назад. Ее автор — искусствовед Юрий Новиков, главный архитектор ГИОП (затем он станет главой комитета и будет единственным, избранным на эту должность самим коллективом). Для нас сегодняшних, уже привыкших видеть в руководителях этого ведомства скорее подельников застройщиков, такая публикация удивительна: какое тонкое понимание гения места, сколько чуткости и любви, искреннего радения о сбережении уникального, подлинного, родного. Современные инвесторы, подступая к Апраксину двору, так настойчиво закрепляли в общественном сознании штампы о «клоаке», «средоточии криминала», «депрессивной зоне». А у Юрия Новикова читаем:
«Живописные проходы между складскими помещениями, тупички, небольшие площади в своей продуманной системе образуют своеобразный и острохарактерный ансамбль, неповторимость которого сравнить, пожалуй, в нашем городе не с чем.
…Он неповторим и в целом, и в деталях. Местами на галереях Александровской линии (что вдоль Садовой улицы) высятся диковинные старинные подъемные устройства, одряхлевшие навесы покоятся на причудливых чугунных столбах оригинального рисунка. Конструктора непременно привлекут старые фермы, которые теперь редко где еще увидишь; порой попадаются фрагменты художественных решеток. На большей части территории сохранились добротно пригнанные брусчатые, мозаичные и булыжные покрытия, почти не встречающиеся теперь в остальной части города… И если каждое отдельно взятое здание этой структуры вроде бы не представляет особой архитектурной ценности, в целом Апраксин двор, несомненно, очень примечательный ансамбль XVIII—XIX столетий. Не случайно не проходит и месяца, чтобы здесь не снимался какой-нибудь исторический фильм. Нередко различные ракурсы Апраксина двора фигурируют на полотнах художников, особенно молодых, остро чувствующих своеобразие квартала».

В июле 1988 года Ленгорисполком принял решение «поручить Главленархитектуре разработать комплексную программу развития Апраксина двора, предусмотрев освобождение от арендаторов, реконструкцию и организацию многофункционального центра».
Отсылая к примеру «чрева Парижа» — старейшего рынка, уничтоженного ради создания центра имени Помпиду, — Юрий Новиков призывает не повторять опыт французов. И предлагает в качестве альтернативы концепцию Города мастеров:
«Думается, было бы разумнее разместить новый художественный и ремесленный центр в стенах старого рынка, то есть переориентировать функцию Апраксина двора (а в более удаленной перспективе — и Никольского рынка). /…/ Представим себе ряды уютных и разнообразных магазинов, салонов и ателье, небольших и даже крохотных лавочек… В прямом соседстве с ними — мастерские декоративно-прикладного искусства, фотографии, художественной обработки металла, дерева, ткани и керамики. Тут же могли бы расположиться государственные или кооперативные салоны по продаже произведений современного искусства — да и тот же, к слову, Ленкомиссионторг мог бы вместо унылых рядов уцененной обуви и одежды продавать антиквариат. Сбытовые организации могли бы выбрасывать на прилавок продукцию Мстеры, Гжели, Вятки, Полхова, Майдана и других традиционных промыслов. Присущее нам интернациональное видение мира только бы обогатилось от прямых контактов с представителями художественных ремесел национальных республик… Здесь же могли бы разместиться небольшие чайные и кафе с блюдами традиционных национальных кухонь, как это было в многоязычном Петербурге. Чтобы можно было зайти сюда и после завершения верстки ночной газеты, и по окончании театрального спектакля. В сущности, если присмотреться, Апраксин двор — идеальное место для необходимой большому городу ночной жизни: своими корпусами по периметру он надежно отгорожен от жилых кварталов, и спящему городу не смогли бы помешать музыка и смех, доносящиеся из небольших эстрадных пятачков, видеотек и театров самого разнообразного профиля.
Такой Апраксин двор мог бы стать идеальным местом для проведения красочных фестивалей художественной самодеятельности — под открытым небом, на фоне оживленного многоцветия витрин и вывесок. Так же, как и в обычные дни, здесь всегда должно находиться место городским самодеятельным и профессиональным коллективам музыкантов, мимов, петрушечников…
Затраты на освоение территории и зданий могли бы взять на себя организации и кооперативы на паевых началах. Здесь нет надобности делать дорогостоящие реставрационные работы — здания Апраксина двора принципиально утилитарны и должны пленять как своим характерным ансамблем, так и специфической атмосферой жизнедеятельности. Да эти здания и территория преобразятся уже тем, что будут очищены от сегодняшнего мусора, загазованности и промышленного шума. А если соскоблить асфальт со старинных мостовых, сделать минимальный косметический ремонт! Да еще повесить вычурные вывески в стиле ретро, кованые фонари, раскрыть гостеприимно тяжелые двери старинных лавок! Добавьте к этой мысленной картине несколько красочных пятен: праздничные группы людей, молодых и старых, пришедших окунуться в уже забытую нами атмосферу — ярмарочно-балаганную, игровую, зазывную и лукавую, — и вы получите представление о том празднике, который будет всегда с нами».

В июле 1992 года выходят решение Малого совета о «О комплексе «Апраксин двор» и распоряжение мэра о концепции формирования на его территории многофункционального центра. Предписывается запретить дальнейшую сдачу в аренду и продление договоров по объектам комплекса, а при создании единой концепции его развития учесть проект, разработанный к тому времени институтом ЛенНИПИгенплана.
Проект этот нацелен был на максимальное сохранение всего подлинного — от исторической планировки и очертаний мансардных этажей до чугунных колесоотбойников и старинного мощения. Почти по всем зданиям предписывался реставрационный ремонт, не допускались сносы, надстройки и замена подлинных конструкций, только их укрепление. Новации касались лишь небольшого участка за коробкой «Лениздата» — там предполагалось разместить стоянку автомобилей; а по Фонтанке воссоздать снесенный в советские годы храм.
В том же году концепция получает одобрение Градостроительного совета. В 1993-м ее принимает Малый совет, тем же решением утверждается и программа поэтапной реставрации и развития. Городской администрации предписывается принять меры по перемещению вещевого рынка и обеспечить разработку условий конкурсной передачи объектов Апраксина двора инвесторам — для реализации программы его развития. Годом позже распоряжением мэра создается Агентство по реконструкции и развитию Апраксина двора. Контроль за исполнением всех этих распоряжений возлагается на Владимира Яковлева, тогда председателя Комитета по управлению городским хозяйством.

Концепция поменялась
Однако, став губернатором, Владимир Яковлев начинает проводить совсем иную политику — вопреки заявленным планам единого развития комплекса, отдельные объекты передаются «авторитетным» инвесторам.
В 2002 году губернатор подписывает распоряжение «Об утверждении Концепции инвестиционного развития территории комплекса «Апраксин двор». Ключевое слово здесь — инвестиционный. Задачи сохранения наследия, реализации идеи создания Города мастеров остаются за рамками.
В 2003 году между КУГИ и Агентством подписывается договор сроком на 8 лет, согласно которому последнее должно привлекать инвесторов и проводить реконструкцию.
Только в переоснащение инженерных сетей Агентство вкладывает более $3,5 млн инвестиций. Но с приходом Валентины Матвиенко Смольный вновь кардинально меняет решение: вся территория в 12 га будет продана одним лотом. Конкурс выигрывает «Главстрой-СПб». Комиссия во главе с Валентиной Матвиенко рассудила, что эта структура Олега Дерипаски предложила наиболее интересный архитектурный проект и наилучшие условия инвестирования. При этом в условия конкурса не были заложены требования, учитывающие интересы горожан, логику градостроительного развития Петербурга, задачи сохранения наследия. Победивший проект британского архитектора Уилкинсона вступал в противоречие с законом об охране памятников — в него не вписывались ни новый мост через Фонтанку, ни «стеклянное облако» над комплексом. Изначально предполагался и довольно большой объем сносов и нового строительства. Все эти идеи подверглись сокрушительной критике на Совете по сохранению наследия. Историко-культурная экспертиза, проведенная под эгидой замдиректора института «Спецпроектреставрация» Михаила Мильчика, сделала очень жесткие выводы о недопустимости сносов и новостроя. Главной ценностью Апраксина двора, подлежащей безусловному сбережению, эксперты признали его градостроительную систему — включающую планировку внутренних улиц, высоту сложившейся застройки.
От проекта Уилкинсона отказались. Теперь инвестор божится, что ничего сносить не станет (собственно, принятый в 2009 году закон о границах зон охраны и так этого не позволяет). Планируемые же «небольшие новшества, как мы считаем, не испортят облик ансамбля», — говорят в компании «Главстрой-СПб». Они-то могут считать что угодно, вот только профессиональные экспертные советы до сих пор нового проекта (якобы уже утвержденного) в глаза не видели.
В феврале прошлого года глава смольнинского комитета по инвестициям Алексей Чичканов лишь сообщил, что предполагается наличие жилой, торговой, офисной и центральной общественной зоны, будут построены две гостиницы и паркинг на 2,5 тыс. авто. Как видим, никакому Городу мастеров тут места нет. А ведь никто не отменял всех названных выше распоряжений мэра Петербурга и решений Малого совета.
Совершенно очевидно, что «Главстрой-СПб» инвестиционных условий не выполнил. Сроки сорваны, а изначальная цена проекта теперь выросла втрое. Вопросы с арендаторами так и не решены, и сегодня Апраксин двор остается еще одним очагом социальной напряженности — наряду с тем, который структуры Олега Дерипаски создали на Парнасе, развязав там самую масштабную гаражную войну. Остается диким полем и другая переданная им громадная территория: квартал Шкапина — Розенштейна.
Недавно городской парламент направил губернатору депутатский запрос, в котором обращается внимание на то, что этот «стратегический инвестор» грубо игнорирует законодательство и указания исполнительной власти, нарушает условия заключенного соглашения и ухудшает городскую социально-экономическую ситуацию. «Срок реализации проекта продлен до 2016 года, однако, учитывая то, как проект реализовывался до настоящего времени, нет уверенности в том, что к 2016 году он будет завершен», — логично заключают парламентарии.
Думается, что оснований для возвращения городу комплекса Апраксин двор предостаточно. Самое время поднять из архивов прежние планы и вспомнить о никем не отмененных былых распоряжениях, чтобы давнишняя мечта о Городе мастеров стала явью.

ИСТОРИЯ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
«На Адмиралтейской стороне, в доме Щукина [Апраксин двор.Прим. ред.] над питейным домом продаются привезенные тульские соловьи, дрозды черные ученые и серые певчие, варакушки, горихвостки, павлины серые и куры за сходную цену» (1764 и 1775 год).
«В Чернышевом переулке, в бывшем Щукина доме, у купца Осипа Безполовского продается серой попугай, которой говорит днем и ночью по-русски и по-французски и хохочет, другой молодой, 4 зеленых, 1 параклитка, какаду, египетские голуби, да еще медная попугаячья клетка лучшего мастерства, каковых у торгующих еще никогда не бывало».
«Вновь выстроенные по Высочайше конфирмованному плану каменные лавки для толкучего рынка на дворе Графа Степана Федоровича Апраксина, 3, Адмиралтейской части, 2 квартала, против Ассигнационного Банка и подле Щукина двора, 2, отдаются в наем <...>.
(Из объявлений 1764, 1775 и 1817 годов. Цитируется по: Анатолий Иванов. «История Петербурга в старых объявлениях» М-СПб ЦЕНТРПОЛИГРАФ МиМ-Дельта 2008)



Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Александра Флоренского