Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Женская доля такая?..

22 марта 2012 10:00

Скандал в связи с «антицерковным» «Восстанием Кисок» успешно выходит на международную орбиту. Amnesty International рассматривает вопрос о признании арестованных Екатерины Санцевич, Надежды Толоконниковой и Марии Алёхиной, 21 февраля устроивших антипутинский панк-молебен перед алтарем Храма Христа Спасителя, узницами совести.





Позиция правозащитников понятна и убедительна. С одной стороны, четыре мирных эпатажницы, чье деяние, если даже разглядеть в нем признаки правонарушения, не тянет больше, чем на административный штраф. С другой — вся мощь инквизиционной машины, обрушившаяся на «кисок».
И тем не менее, несмотря на всю прозрачность чисто правовой стороны дела, политический вкус политгламурной истории с пляшущими девочками кажется крайне дурным.
Прежде всего гламуризация протеста подменяет борьбу за базовые права человека — борьбой за право на экзотический самопиар. В итоге самые тяжкие преступления российской власти против прав человека еще дальше уходят в тень. В те самые недели, пока прогрессивная общественность тратила мириады оргкалорий на защиту арестованных плясуний, почти каждый день с Кавказа приходили известия об очередном бессудном убийстве очередной «группы боевиков» — блокированной не где-то в горах, а в квартире обычного дома. В ходе таких операций, как известно, гибнут обычно все, кого блокировали, включая женщин и даже детей... Попробовал ли хоть кто-нибудь начать по этому поводу сбор подписей с требованием разобраться в правомерности осуществленных ликвидаций? Насколько известно, никто. Ведь что такое реально гибнущие люди — по сравнению с прикольно пляшущими девчонками? Мрачная, беспросветная рутина. А неумолимые законы «Политевровидения» сурово отсеивают депрессивный реализм, расчищая дорогу сексуально ликвидному гламуру…
Но не только в подмене правозащиты правокуражом политическая фальшь «киско-бунта». По сути, оппозиционная панк-литургия стала не чем иным, как очередным подарком Путину, которых оппозиция в последнее время и так сделала немерено. У власти появился прекрасный повод, во-первых, представить политический протест как нечто дурацкое — скоморошески малопристойное, а во-вторых, отвести протестную энергию от себя — гарантированно стравив «правоверных» и «нехристей» между собой. Чтобы затем с тонкой макиавеллистской ухмылкой наблюдать за тем, как те и другие неистово месят друг друга на обледенелых ступенях папертей.
Но самое отталкивающее в этой и многих подобных им акциях — их явный антиженский подтекст. Боясь настоящей, реально рискованной схватки с авторитарной властью, предпочитая отчасти заменить ее развеселым порнобалаганом, оппозиционная общественность толкает на эту стриптиз-барную сцену исключительно представительниц слабого пола. Толкает публичной потехи, а не общей борьбы ради.
Если бы сексуально-гламурный протест против диктатуры и впрямь был таким мощным булыжником в руках креативного класса, вышедшего на антиавторитарные баррикады, почему Немцов, Удальцов, Каспаров, Навальный, Рыжков и прочие оппозиционные чудо-богатыри до сих пор не создали коалицию Dick Revolt («Восставшие Болты»)? Почему, подобно гарным дивчинам из украинской группы FEMEN, регулярно обнажающим свои «запретные зоны» в сугубо антифашистских целях, лидеры антипутинской фронды не выходят на митинговые трибуны с протестно обнаженными гениталиями?
Слышу возмущенные крики: «Во додумался!», «Совсем одурел!», «Сурковская пропаганда!» и т. д. Но почему такого же возмущения благонамеренной общественности нет, ни когда заголяются антифашистки от FEMEN, ни когда пляшут антиклерикальные «киски», ни когда активистка оппозиционной арт-группы «Война» стоически запихивает себе в вагину целую курицу (уж не знаю, в знак протеста против чего, наверное, тоже против полицейского государства, олицетворяемого охранниками супермаркета), ни когда пассионарий Болотной Ксения Собчак — подобно аллегорической Свободе Делакруа — под фотокамеру обнажает грудь (а точнее, обе сразу) на какой-то полусветской вечеринке? Почему все это съедается общественностью не только без возмущения, но даже без лишних вопросов?..
Думаю, ответ простой. Потому что даже самое-пресамое либеральное наше общество живет вполне дремучей аксиомой: «Мужчины — это мужчины. Серьезные существа. Люди! А женщины — это, увы, женщины. Так, слегка понарошку. Друзья человека». Функция женщины, согласно этой логике, — вдохновлять мужчину на подвиги. А коли мужчина на большие революционные подвиги пока что не готов — развлекать его тематической анимацией, размахивая перед фото- и телекамерами стройными протестующими ножками и упругими антифашистскими прелестями.
Такой вот правозащитный порнобалаган — вместо реальной борьбы за права человека и политическую свободу. Такая вот «анатомия протеста»…

Даниил КОЦЮБИНСКИЙ