Шедевры прошлого — в очаг современной культуры
Фото с пикета против строительства областного театра на границе Приоратского парка
Замыслы великих зодчих, создавших памятник мирового значения, могут быть принесены в жертву строительству областного театра
Драма у Черного озера
На берегу Черного озера и на границе с памятником федерального значения «Ансамбль Гатчинского дворца и парка», напротив главного его входа, власти Ленобласти и надумали раздуть новый «очаг культуры», построив здесь областной драматический театр. Идея его создания восходит еще к 1990-м, только тогда под приют провинциальной Мельпомены отводилось более подобающее место — в микрорайоне Хохлово. Но денег не было, проект строительства театра заморозили, и участок отошел петербургскому Институту ядерной физики. К 2007-му правительство Ленобласти вспомнило о планах сооружения драмтеатра — именно тогда, когда разные интересанты стали прицениваться к территориям в прибрежной зоне вблизи Приоратского парка с дворца. Здесь уже появился не один таунхаус, и как о деле практически решенном заговорили о сооружении на берегу Черного озера торгово-развлекательного центра.
Такое строительство — не слишком убедительная причина для дальнейшей экспансии на исторический ландшафт. В качестве более веского основания и была выдвинута идея возведения именно здесь областного театра. Защитники старой Гатчины предполагают, что под маркой объекта социальной значимости создается опасный прецедент строительства в рекреационной зоне, изменения статуса территорий, границ и режимов охранных зон. Не исключают, что театр могут и не построить вовсе (сошлются в очередной раз на отсутствие финансирования) — просто под сурдинку освободят лакомые земли от досадных обременений, подготовив комфортное поле деятельности для частного бизнеса.
Борьба против реализации этого замысла длится не один год. Куда только не обращались градозащитники — писали и Путину, и Медведеву, и губернатору Сердюкову, слали письма во все профильные комитеты и ведомства, жаловались в прокуратуру.
Совет по охране архитектурного наследия петербургского Союза архитекторов еще в 2008-м признал «абсолютно неприемлемым» выбранное для строительства театра место.
«Сравнительно небольшой Приоратский дворец является единственной доминантой Приоратского парка… При постановке здания театра на берегу Черного озера произойдет грубое искажение исторического ландшафта. Кроме того, высокий объем здания (до 21 м, при длине вдоль озера около 100 м) предполагается разместить в точке пересечения главных визуальных осей. Эти оси являются одновременно и композиционными осями главных планировочных элементов комплекса (район Белого озера, Черного озера, площади Коннетабля, вида с балкона собственного садика Гатчинского дворца). Такой объект разрушит визуальные связи всемирно известного ландшафтного комплекса», — отмечалось в резолюции.
По мнению профессионального архитектурного сообщества, в районе Черного озера необходимы совсем другие работы — по восстановлению исторического ландшафта, воссозданию утраченных объектов (таких как стоявшее на Белом озере Адмиралтейство) и реставрации полуразрушенных (Лесная оранжерея, Птичник, Амфитеатр и др.), восстановлению гидросистемы парка.
«Гатчина — современный, развивающийся город и, несомненно, строительство областного театра станет важной страницей его истории, но нельзя допустить, чтобы это произошло за счет достижений прошлого, ценой уничтожения замыслов великих зодчих, создавших памятник мирового значения», — призывали петербургские зодчие. Такая позиция была поддержана союзами ландшафтных архитекторов Москвы и России, экспертами ВООПИиК и федеральным охранным ведомством.
Управление Россвязьохранкультуры по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, рассмотрев концепцию строительства областного драмтеатра у Черного озера, пришло к выводу: данное предложение нарушает режимы, установленные Проектом зон охраны объектов культурного наследия г. Гатчины, выполненные институтом «Спецпроектреставрация» в 2004 г. и согласованные федеральным управлением.
«Исходя из вышеизложенного, прошу отозвать согласование Концепции… и определить иной участок под строительство данного объекта», — требовал замглавы управления Александр Шухободский в своем письме к председателю Комитета по градостроительству и архитектуре Ленобласти В. А. Киму.
Однако проектирование, финансируемое за счет областного бюджета, шло своим ходом.
«Театр на костях»
Тем временем у противников реализации этого проекта появились новые аргументы: на отведенном под строительство театра участке выявлены два археологических памятника — курганы и могильник XII–XV веков. О том, что здесь находится средневековое кладбище, известно было достаточно давно. Еще в 1932 году, перед строительством Дома культуры, археологи исследовали на этой территории 22 грунтовых погребения (коллекция обнаруженных тогда вещей находится в фондах Государственного Эрмитажа).
Как поясняет археолог Иван Стасюк, на берегу Черного озера упокоены основатели и жители «села Хотчино над озерком Хочином», разросшегося впоследствии до города Гатчины, — православные люди, подданные Великого Новгорода, русские и ижорцы. В 2008 году, в связи с планами строительства театра, этот археологический памятник был обследован повторно экспедицией СПбГУ. Подтвердилось, что могилы пребывают в сохранности и находятся непосредственно под будущим зрительным залом и сценой.
Так еще не родившийся новый очаг культуры получил прозвание «театр на костях».
По закону любые земляные, строительные работы в зоне археологических объектов должны предваряться охранными раскопками. Но обольщаться надеждами на то, что власти Ленобласти будут со всей строгостью следить за исполнением этого закона, не приходится.
— Только за лето и осень минувшего 2011 года в Ленинградской области в нарушение всех норм и правил были варварски уничтожены 44 древнерусских кургана в Яскелево (Гатчинский район), повреждены петровский Кивиниемский шанец (Приозерский район) и мезолитическая стоянка Боровское (Выборгский район), — напоминает Стасюк.
В марте 2012 года областное управление строительства объявило конкурс на возведение театра. Это известие подняло новую волну общественного возмущения, вылившуюся в серию протестных акций. Но 3 апреля заказчик принял решение отменить аукцион. Как говорят, из-за того, что «вдруг» обнаружилось отсутствие историко-культурной экспертизы (строго говоря, она должна предварять любые проектные работы и их согласование). В то же время в областном комитете по культуре сообщают, что, возможно, будет пересмотрен главный вопрос, вызвавший столько недовольства: место сооружения нового театра.
В поисках разумной альтернативы эксперты советуют обратиться к предложению, сделанному прежде институтом «Ленгражданпроект» — реконструировать существующее рядом здание Дома культуры. Кстати, и разработчики раскритикованного ныне проекта нового театра (возглавляемое Рафаэлем Даяновым архитектурное бюро «Литейная часть – 91») ранее уверяли, что и они предлагали не строить новое здание, а приспособить ДК — но, мол, власть сделала свой выбор, «а мы всего лишь архитекторы».
Впрочем, отмена аукциона может оказаться лишь технической паузой. Как полагают источники в администрации Ленобласти, градозащитникам рано праздновать победу: конкурс на строительство отменили не потому, что прониклись тревогами за исторический ландшафт, а по банальной денежной причине. Если раньше предполагалось потратить на театр около 1,5 млрд рублей из бюджета ЛО, то теперь губернатор Валерий Сердюков якобы поручил подчиненным «поработать» с федеральными структурами, чтобы добыть средства из госбюджета.
СПРАВКА «НОВОЙ»:
Дворцово-парковый ансамбль Гатчины и ее исторический центр формировались в XVIII — начале XX в. Ринальди, Бренна, Захаров, Львов, Штакеншнейдер, Буш, братья Гельмгольц — трудами таких выдающиеся архитекторов и мастеров ландшафтного искусства создавалась эта летняя императорская резиденция, с 1990 г. включенная в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению специалистов, водная система гатчинских парков (Белое, Черное, Серебряное, Глухое озера и Форелевый канал) превосходит систему Версаля.
Земельный участок в Гатчине по пр. 25-го Октября, дом 1, передан Государственному учреждению «Управление строительства Ленинградской области» постановлениями главы администрации МО «г. Гатчина» от 18.05.2006 № 264 и от 10.07.2007 № 743 — для проведения проектно-изыскательских работ, определяющих возможность строительства здания областного театра.
Управление строительства ЛО и выступает заказчиком по объекту.
Генпроектировщик — компания «Невисс-Комплекс», архитектурное решение — бюро Рафаэля Даянова «Литейная часть – 91», проектирование финансируется за счет бюджета Ленинградской области в рамках адресной инвестиционной программы (утверждена областным законом от 13.11.2006 № 130-03, в редакции от 18.07.2007 г. № 97-03).
Драма у Черного озера
На берегу Черного озера и на границе с памятником федерального значения «Ансамбль Гатчинского дворца и парка», напротив главного его входа, власти Ленобласти и надумали раздуть новый «очаг культуры», построив здесь областной драматический театр. Идея его создания восходит еще к 1990-м, только тогда под приют провинциальной Мельпомены отводилось более подобающее место — в микрорайоне Хохлово. Но денег не было, проект строительства театра заморозили, и участок отошел петербургскому Институту ядерной физики. К 2007-му правительство Ленобласти вспомнило о планах сооружения драмтеатра — именно тогда, когда разные интересанты стали прицениваться к территориям в прибрежной зоне вблизи Приоратского парка с дворца. Здесь уже появился не один таунхаус, и как о деле практически решенном заговорили о сооружении на берегу Черного озера торгово-развлекательного центра.
Такое строительство — не слишком убедительная причина для дальнейшей экспансии на исторический ландшафт. В качестве более веского основания и была выдвинута идея возведения именно здесь областного театра. Защитники старой Гатчины предполагают, что под маркой объекта социальной значимости создается опасный прецедент строительства в рекреационной зоне, изменения статуса территорий, границ и режимов охранных зон. Не исключают, что театр могут и не построить вовсе (сошлются в очередной раз на отсутствие финансирования) — просто под сурдинку освободят лакомые земли от досадных обременений, подготовив комфортное поле деятельности для частного бизнеса.
Борьба против реализации этого замысла длится не один год. Куда только не обращались градозащитники — писали и Путину, и Медведеву, и губернатору Сердюкову, слали письма во все профильные комитеты и ведомства, жаловались в прокуратуру.
Совет по охране архитектурного наследия петербургского Союза архитекторов еще в 2008-м признал «абсолютно неприемлемым» выбранное для строительства театра место.
«Сравнительно небольшой Приоратский дворец является единственной доминантой Приоратского парка… При постановке здания театра на берегу Черного озера произойдет грубое искажение исторического ландшафта. Кроме того, высокий объем здания (до 21 м, при длине вдоль озера около 100 м) предполагается разместить в точке пересечения главных визуальных осей. Эти оси являются одновременно и композиционными осями главных планировочных элементов комплекса (район Белого озера, Черного озера, площади Коннетабля, вида с балкона собственного садика Гатчинского дворца). Такой объект разрушит визуальные связи всемирно известного ландшафтного комплекса», — отмечалось в резолюции.
По мнению профессионального архитектурного сообщества, в районе Черного озера необходимы совсем другие работы — по восстановлению исторического ландшафта, воссозданию утраченных объектов (таких как стоявшее на Белом озере Адмиралтейство) и реставрации полуразрушенных (Лесная оранжерея, Птичник, Амфитеатр и др.), восстановлению гидросистемы парка.
«Гатчина — современный, развивающийся город и, несомненно, строительство областного театра станет важной страницей его истории, но нельзя допустить, чтобы это произошло за счет достижений прошлого, ценой уничтожения замыслов великих зодчих, создавших памятник мирового значения», — призывали петербургские зодчие. Такая позиция была поддержана союзами ландшафтных архитекторов Москвы и России, экспертами ВООПИиК и федеральным охранным ведомством.
Управление Россвязьохранкультуры по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, рассмотрев концепцию строительства областного драмтеатра у Черного озера, пришло к выводу: данное предложение нарушает режимы, установленные Проектом зон охраны объектов культурного наследия г. Гатчины, выполненные институтом «Спецпроектреставрация» в 2004 г. и согласованные федеральным управлением.
«Исходя из вышеизложенного, прошу отозвать согласование Концепции… и определить иной участок под строительство данного объекта», — требовал замглавы управления Александр Шухободский в своем письме к председателю Комитета по градостроительству и архитектуре Ленобласти В. А. Киму.
Однако проектирование, финансируемое за счет областного бюджета, шло своим ходом.
«Театр на костях»
Тем временем у противников реализации этого проекта появились новые аргументы: на отведенном под строительство театра участке выявлены два археологических памятника — курганы и могильник XII–XV веков. О том, что здесь находится средневековое кладбище, известно было достаточно давно. Еще в 1932 году, перед строительством Дома культуры, археологи исследовали на этой территории 22 грунтовых погребения (коллекция обнаруженных тогда вещей находится в фондах Государственного Эрмитажа).
Как поясняет археолог Иван Стасюк, на берегу Черного озера упокоены основатели и жители «села Хотчино над озерком Хочином», разросшегося впоследствии до города Гатчины, — православные люди, подданные Великого Новгорода, русские и ижорцы. В 2008 году, в связи с планами строительства театра, этот археологический памятник был обследован повторно экспедицией СПбГУ. Подтвердилось, что могилы пребывают в сохранности и находятся непосредственно под будущим зрительным залом и сценой.
Так еще не родившийся новый очаг культуры получил прозвание «театр на костях».
По закону любые земляные, строительные работы в зоне археологических объектов должны предваряться охранными раскопками. Но обольщаться надеждами на то, что власти Ленобласти будут со всей строгостью следить за исполнением этого закона, не приходится.
— Только за лето и осень минувшего 2011 года в Ленинградской области в нарушение всех норм и правил были варварски уничтожены 44 древнерусских кургана в Яскелево (Гатчинский район), повреждены петровский Кивиниемский шанец (Приозерский район) и мезолитическая стоянка Боровское (Выборгский район), — напоминает Стасюк.
В марте 2012 года областное управление строительства объявило конкурс на возведение театра. Это известие подняло новую волну общественного возмущения, вылившуюся в серию протестных акций. Но 3 апреля заказчик принял решение отменить аукцион. Как говорят, из-за того, что «вдруг» обнаружилось отсутствие историко-культурной экспертизы (строго говоря, она должна предварять любые проектные работы и их согласование). В то же время в областном комитете по культуре сообщают, что, возможно, будет пересмотрен главный вопрос, вызвавший столько недовольства: место сооружения нового театра.
В поисках разумной альтернативы эксперты советуют обратиться к предложению, сделанному прежде институтом «Ленгражданпроект» — реконструировать существующее рядом здание Дома культуры. Кстати, и разработчики раскритикованного ныне проекта нового театра (возглавляемое Рафаэлем Даяновым архитектурное бюро «Литейная часть – 91») ранее уверяли, что и они предлагали не строить новое здание, а приспособить ДК — но, мол, власть сделала свой выбор, «а мы всего лишь архитекторы».
Впрочем, отмена аукциона может оказаться лишь технической паузой. Как полагают источники в администрации Ленобласти, градозащитникам рано праздновать победу: конкурс на строительство отменили не потому, что прониклись тревогами за исторический ландшафт, а по банальной денежной причине. Если раньше предполагалось потратить на театр около 1,5 млрд рублей из бюджета ЛО, то теперь губернатор Валерий Сердюков якобы поручил подчиненным «поработать» с федеральными структурами, чтобы добыть средства из госбюджета.
СПРАВКА «НОВОЙ»:
Дворцово-парковый ансамбль Гатчины и ее исторический центр формировались в XVIII — начале XX в. Ринальди, Бренна, Захаров, Львов, Штакеншнейдер, Буш, братья Гельмгольц — трудами таких выдающиеся архитекторов и мастеров ландшафтного искусства создавалась эта летняя императорская резиденция, с 1990 г. включенная в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению специалистов, водная система гатчинских парков (Белое, Черное, Серебряное, Глухое озера и Форелевый канал) превосходит систему Версаля.
Земельный участок в Гатчине по пр. 25-го Октября, дом 1, передан Государственному учреждению «Управление строительства Ленинградской области» постановлениями главы администрации МО «г. Гатчина» от 18.05.2006 № 264 и от 10.07.2007 № 743 — для проведения проектно-изыскательских работ, определяющих возможность строительства здания областного театра.
Управление строительства ЛО и выступает заказчиком по объекту.
Генпроектировщик — компания «Невисс-Комплекс», архитектурное решение — бюро Рафаэля Даянова «Литейная часть – 91», проектирование финансируется за счет бюджета Ленинградской области в рамках адресной инвестиционной программы (утверждена областным законом от 13.11.2006 № 130-03, в редакции от 18.07.2007 г. № 97-03).
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Ивана Стасюка