Дорога в море
На Рамбове как на любимом месте для отдыха горожан собираются поставить жирный крест. В проектах планировки и межевания «территории производственной зоны портового комплекса г. Ломоносова («Военная гавань» и «Янтарь»)» гавань с яхтенными причалами, обладающую грандиозным туристическим и рекреационным потенциалом, окрестили «производственной зоной».
Превращение Ломоносова в промзону все ближе
Приговор каналу
На выставке, которая в преддверии общественных слушаний знакомит горожан с проектами планировки и межевания, обращает на себя внимание грузовая дорога вдоль берега. Жители Ломоносова опасаются, что эта магистраль убьет всю надежду на отдых у залива, на яхтенный туризм, который начал возрождаться в прошлом году во время Морского фестиваля.
Сидоровский канал — главная точка притяжения морского отдыха в Рамбове — будет отрезан от города многоуровневой семиполосной транспортной развязкой. По новой дороге пустят 60-тонные контейнеровозы, перевозящие 10 млн тонн грузов в год.
— Набережная на Сидоровском канале — это последнее место на городском побережье, где мы и наши дети можем дышать чистым морским воздухом, смотреть на яхты, любоваться закатом солнца… — объясняет Владимир Журавлев, муниципальный депутат Ораниенбаума.
Однако дорога — лишь начало гибели Сидоровского канала. Бизнесмены давно мечтают отгрохать в центре города гигантский портовый терминал, который называется то «Военная гавань», то «Янтарь». Большую часть восточного берега канала отдадут под склады. Очевидно, будет уничтожена и знаменитая (кстати, единственная на весь город) гостиница «Домик у причала». Ее придется переименовать в «Домик среди контейнеров», потому как склады окружат гостиницу со всех сторон, а выхода к причалу не будет.
— Порт «Янтарь» не обозначен в генплане, не существует его проекта, не обозначен он и на нынешних картах планирования и межевания: дорога, по которой планируется вывозить грузы из порта, упирается в урез воды и… исчезает, — говорит Владимир Журавлев. — Куда и зачем она ведет?
По словам депутата, в коридоре Балтийской таможни на Гутуевском терминале висит плакат, где есть план «порта Янтарь-ЛГТ». Это гигантская намывная территория, выходящая далеко в море, подавляющая размером весь город — таким должен быть «Янтарь» по постановлению Матвиенко об аванпортах. Но почему порта нет на картах публичных слушаний, которые пройдут 16 апреля?
— Будущий намыв не входит в границы Петербурга, поэтому на схемах и картах слушаний видна чистая вода и камыши федеральной акватории, в которые упираются и обрываются семь полос автодороги, — утверждает Владимир Журавлев.
Очевидно, что, если порт будет строиться, после выведения его будущей водной территории в подчинение Петербурга должны состояться новые слушания — уже по планировке и межеванию порта.
А что, если порт строиться не будет? Инвестор разорится или Дума не захочет отдавать водные ресурсы? Получается, жителей просят согласиться со строительством дороги, идущей из ниоткуда в никуда, и бесполезных складов в местах, исторически предназначенных для отдыха.
Куда ведет дорога?
Пройдя мимо Сидоровского, дорога сталкивается со Шлюпочным каналом, который должен быть частично засыпан. Хотя здесь можно было бы обустроить прекрасные яхтенные стоянки: когда-то по этому каналу, почти прямо ко входу в город и парк, ходили колесные пароходы.
Следом идет Меншиковский канал, построенный еще при Петре I (1714 год), — памятник федерального значения, внесенный в список ЮНЕСКО. Его также планируется частично засыпать. Меншиковский канал имеет охраняемый визуальный коридор, где допускается строительство с высотностью 0 (!) метров вдоль оси канала — чтобы не заслонять вид с крыльца Меншиковского дворца. Между тем скоростную часть трассы собираются перекинуть через канал виадуком высотой с трехэтажный дом.
Куда магистраль идет дальше — неизвестно, потому как на этом месте территория межевания кончается. Однако ничто не мешает продолжить ее мысленно — и обнаружить, что она, скорее всего, должна пройти по планируемой охраняемой территории «Плавни Кронколонии», где проживает более двухсот только краснокнижных видов животных и растений. Очевидно, что соседство с такой трассой на пользу им не пойдет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Мы, люди старшего поколения, хорошо помним, когда наш родной Ломоносов — Ораниенбаум можно было по праву назвать городом-садом, жемчужиной в ряду пригородов Петербурга. Наш город с его богатейшей историей хотят превратить в сплошной погрузочно-разгрузочный терминал, в город-склад и перевалочную базу, вместо того чтобы вернуть ему не только военную славу, но и былую красоту, статус курортной зоны. Мы сражались за то, чтобы следующим поколениям жилось на нашей земле радостно и красиво. Но о какой красоте можно говорить, если Ломоносов хотят превратить в промзону?»
Из открытого письма ветеранских организаций Ломоносова губернатору Полтавченко, 7 апреля 2012 г.
КСТАТИ
Можно застроить весь берег Невской губы портами, складами и дорогами, но есть и другие варианты. В понедельник на заседании комиссии ЗакСа по экологической безопасности населения были представлены две концепции развития берегов.
Концепция Александра Уралова, о которой уже писала «Новая», заключается в создании единой схемы развития прибрежных территорий — постановлением правительства или законом Петербурга. Суть в том, чтобы раз и навсегда, комплексно решить, где у нас будут заказники, где причалы для маломерного транспорта, а где промзоны, а не выдавать берег в аренду по кускам — не глядя, к чему это приведет. Концепцию Уралова поддерживает и продвигает Федерация парусного спорта.
Силами ученых СПбГУ разрабатывается идея создания национального парка кластерного типа, о которой рассказал Георгий Носков. Ученые хотят объединить существующие и планируемые природоохранные территории в Невской губе в единый национальный парк, выделив ему не только участки на суше, но и фрагменты федеральной акватории: их тоже надо охранять — но сделать это на региональном уровне невозможно, т. к. вода находится в федеральном подчинении.
Концепции Уралова и Носкова друг другу не противоречат: Уралов идет от идеи развития маломерного транспорта, но оставляет место для природоохранных территорий на берегах Финского залива. Носков отдает себе отчет, что превратить весь городской берег в заказник не выход и что прибрежная территория должна включать и индустриальную, и жилую застройку, и стоянки маломерного транспорта.
Общественные слушания по проектам планировки и межевания «территории производственной зоны портового комплекса («Военная гавань» и «Янтарь»)» состоятся в Ломоносове 16 апреля в 16.00 (Ораниенбаумский пр., 39 в, городской Дом культуры, Актовый зал)
Приговор каналу
На выставке, которая в преддверии общественных слушаний знакомит горожан с проектами планировки и межевания, обращает на себя внимание грузовая дорога вдоль берега. Жители Ломоносова опасаются, что эта магистраль убьет всю надежду на отдых у залива, на яхтенный туризм, который начал возрождаться в прошлом году во время Морского фестиваля.
Сидоровский канал — главная точка притяжения морского отдыха в Рамбове — будет отрезан от города многоуровневой семиполосной транспортной развязкой. По новой дороге пустят 60-тонные контейнеровозы, перевозящие 10 млн тонн грузов в год.
— Набережная на Сидоровском канале — это последнее место на городском побережье, где мы и наши дети можем дышать чистым морским воздухом, смотреть на яхты, любоваться закатом солнца… — объясняет Владимир Журавлев, муниципальный депутат Ораниенбаума.
Однако дорога — лишь начало гибели Сидоровского канала. Бизнесмены давно мечтают отгрохать в центре города гигантский портовый терминал, который называется то «Военная гавань», то «Янтарь». Большую часть восточного берега канала отдадут под склады. Очевидно, будет уничтожена и знаменитая (кстати, единственная на весь город) гостиница «Домик у причала». Ее придется переименовать в «Домик среди контейнеров», потому как склады окружат гостиницу со всех сторон, а выхода к причалу не будет.
— Порт «Янтарь» не обозначен в генплане, не существует его проекта, не обозначен он и на нынешних картах планирования и межевания: дорога, по которой планируется вывозить грузы из порта, упирается в урез воды и… исчезает, — говорит Владимир Журавлев. — Куда и зачем она ведет?
По словам депутата, в коридоре Балтийской таможни на Гутуевском терминале висит плакат, где есть план «порта Янтарь-ЛГТ». Это гигантская намывная территория, выходящая далеко в море, подавляющая размером весь город — таким должен быть «Янтарь» по постановлению Матвиенко об аванпортах. Но почему порта нет на картах публичных слушаний, которые пройдут 16 апреля?
— Будущий намыв не входит в границы Петербурга, поэтому на схемах и картах слушаний видна чистая вода и камыши федеральной акватории, в которые упираются и обрываются семь полос автодороги, — утверждает Владимир Журавлев.
Очевидно, что, если порт будет строиться, после выведения его будущей водной территории в подчинение Петербурга должны состояться новые слушания — уже по планировке и межеванию порта.
А что, если порт строиться не будет? Инвестор разорится или Дума не захочет отдавать водные ресурсы? Получается, жителей просят согласиться со строительством дороги, идущей из ниоткуда в никуда, и бесполезных складов в местах, исторически предназначенных для отдыха.
Куда ведет дорога?
Пройдя мимо Сидоровского, дорога сталкивается со Шлюпочным каналом, который должен быть частично засыпан. Хотя здесь можно было бы обустроить прекрасные яхтенные стоянки: когда-то по этому каналу, почти прямо ко входу в город и парк, ходили колесные пароходы.
Следом идет Меншиковский канал, построенный еще при Петре I (1714 год), — памятник федерального значения, внесенный в список ЮНЕСКО. Его также планируется частично засыпать. Меншиковский канал имеет охраняемый визуальный коридор, где допускается строительство с высотностью 0 (!) метров вдоль оси канала — чтобы не заслонять вид с крыльца Меншиковского дворца. Между тем скоростную часть трассы собираются перекинуть через канал виадуком высотой с трехэтажный дом.
Куда магистраль идет дальше — неизвестно, потому как на этом месте территория межевания кончается. Однако ничто не мешает продолжить ее мысленно — и обнаружить, что она, скорее всего, должна пройти по планируемой охраняемой территории «Плавни Кронколонии», где проживает более двухсот только краснокнижных видов животных и растений. Очевидно, что соседство с такой трассой на пользу им не пойдет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Мы, люди старшего поколения, хорошо помним, когда наш родной Ломоносов — Ораниенбаум можно было по праву назвать городом-садом, жемчужиной в ряду пригородов Петербурга. Наш город с его богатейшей историей хотят превратить в сплошной погрузочно-разгрузочный терминал, в город-склад и перевалочную базу, вместо того чтобы вернуть ему не только военную славу, но и былую красоту, статус курортной зоны. Мы сражались за то, чтобы следующим поколениям жилось на нашей земле радостно и красиво. Но о какой красоте можно говорить, если Ломоносов хотят превратить в промзону?»
Из открытого письма ветеранских организаций Ломоносова губернатору Полтавченко, 7 апреля 2012 г.
КСТАТИ
Можно застроить весь берег Невской губы портами, складами и дорогами, но есть и другие варианты. В понедельник на заседании комиссии ЗакСа по экологической безопасности населения были представлены две концепции развития берегов.
Концепция Александра Уралова, о которой уже писала «Новая», заключается в создании единой схемы развития прибрежных территорий — постановлением правительства или законом Петербурга. Суть в том, чтобы раз и навсегда, комплексно решить, где у нас будут заказники, где причалы для маломерного транспорта, а где промзоны, а не выдавать берег в аренду по кускам — не глядя, к чему это приведет. Концепцию Уралова поддерживает и продвигает Федерация парусного спорта.
Силами ученых СПбГУ разрабатывается идея создания национального парка кластерного типа, о которой рассказал Георгий Носков. Ученые хотят объединить существующие и планируемые природоохранные территории в Невской губе в единый национальный парк, выделив ему не только участки на суше, но и фрагменты федеральной акватории: их тоже надо охранять — но сделать это на региональном уровне невозможно, т. к. вода находится в федеральном подчинении.
Концепции Уралова и Носкова друг другу не противоречат: Уралов идет от идеи развития маломерного транспорта, но оставляет место для природоохранных территорий на берегах Финского залива. Носков отдает себе отчет, что превратить весь городской берег в заказник не выход и что прибрежная территория должна включать и индустриальную, и жилую застройку, и стоянки маломерного транспорта.
Общественные слушания по проектам планировки и межевания «территории производственной зоны портового комплекса («Военная гавань» и «Янтарь»)» состоятся в Ломоносове 16 апреля в 16.00 (Ораниенбаумский пр., 39 в, городской Дом культуры, Актовый зал)
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото В. ЖУРАВЛЕВА