Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Все субботы — черные

28 мая 2012 10:00

Малышам придется ходить на уроки и по субботам. Родители в панике пишут в различные инстанции — от РОНО до губернатора и просят не допустить нарушения прав их детей. А с точки зрения Комитета по образованию, нарушения допускают как раз те школы, которые до сих пор не ввели шестидневку — оказывается, сделать это надо было еще год назад…

Начальные классы школ с углубленным изучением иностранных языков и других предметов переходят на шестидневную неделю






«Есть три нормативных документа, которые определяют работу образовательных учреждений. Это закон об образовании, санитарные правила и федеральный базовый учебный план, — говорит начальник отдела образовательных учреждений комитета Сергей Тимофеев. — В соответствии с законом каждая школа вправе самостоятельно выбрать образовательную программу — основную или с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Для того, чтобы изучать предметы углубленно, надо ввести так называемую школьную компоненту, добавив часы к базисному учебному плану. В первом классе делать это нельзя, а вот начиная со второго школа вправе ввести три лишних часа. Но по санитарным правилам учебная нагрузка 26 часов в неделю во 2 — 4-м классах допустима только при шестидневной учебной неделе».
Надо сказать, что проблема с «лишней нагрузкой» появилась далеко не сегодня — ограничения были прописаны в прежних СанПиНах. Но они оставляли больше лазеек — например, можно было сократить уроки до 35 минут, и за счет этого увеличить их количество.
Новые санитарные правила подобных вольностей уже не допускают. Тимофеев уверен, что большинство образовательных учреждений, где реализуется углубленная программа, уже перешли на шестидневку. Однако на практике во многих школах как раз тянули до последнего.
Во-первых, против нового графика выступают учителя. Ведь даже если по субботам у детей нет ни одного урока, который ведет классный руководитель, он все равно должен быть вместе с ними. И при этом никаких доплат за лишний рабочий день учитель начальных классов не получит.
Во-вторых, подавляющее большинство родителей настроено весьма категорично — они хотят, чтобы выходные дети проводили с ними, ездили на дачу, катались на лыжах, ходили в театры и музеи, гуляли по городу… И, что немаловажно, имели возможность выспаться. Разумеется, полного единодушия в родительской среде нет. Мамы, которые в будни забирают детей сразу после уроков и активно водят по кружкам, к шестидневке относятся лояльнее, хотя и среди них есть категорические противницы — зачастую выходные оказываются единственным временем, когда дети видят папу. Те же, кто оставляет детей на продленке, единодушны: дети и так устают от пребывания в школьных стенах. Один-два дополнительных урока были бы не так заметны, как необходимость учиться еще и по субботам.
Отзывы тех, кто на шестидневку уже перешел, особого оптимизма никому не внушают — и учителя, и родители отмечают, что дети стали чаще болеть.
— Это эмоции, не подкрепленные никакими исследованиями. Роспотребнадзор, выступивший категорически против шестых уроков в начальной школе, опирался на мнение специалистов, считающих, что такая нагрузка неблагоприятно сказывается на здоровье детей, — парирует Тимофеев.
По его словам, родители могут повлиять на решение руководства образовательного учреждения по поводу продолжительности учебной недели — по закону проект учебного плана должен быть в обязательном порядке рассмотрен и обсужден на заседании органа самоуправления. У каждой конкретной школы есть возможность отказаться от шестидневки, но для этого надо отказаться и от реализации углубленных программ в начальных классах. При этом по согласованию с родителями можно использовать часы, которые новый стандарт отводит на внеурочную занятость, для организации дополнительных занятий тем же иностранным языком и другими предметами. Если грамотно организовать эти занятия, то уровень знаний у ребят будет ничуть не ниже. Вот только школа при этом потеряет часть финансирования — ведь по нормативам на реализацию углубленной программы выделяют больше бюджетных средств. Поэтому директоров, решившихся на такой шаг, окажется немного.
«Приказы надо не обсуждать, а выполнять», — считают в комитете администрации. Хотя система образования еще, кажется, не подчинена Министерству обороны и армейский принцип «приказы не обсуждаются» вряд ли целесообразно распространять на школы.
«В нормальном демократическом обществе в обсуждении приказов заинтересована именно власть, ведь это позволяет учесть все мнения и откорректировать нормативные документы так, чтобы прописанный в них порядок не создавал ненужных неудобств гражданам. И если то или иное положение, прописанное в СанПиНах или приказе министерства, на практике не работает так, как задумывалось, и лишь ухудшает сложившуюся ситуацию, именно региональные власти должны обращаться наверх с предложениями о корректировках», — считает председатель комиссии ЗС по образованию, науке и культуре Максим Резник.
К сожалению, до сих пор ничего подобного не происходило и никто не берет на себя смелость указать начальству на непродуманные положения тех или иных нормативных документов, а то и откровенные ошибки. В лучшем случае их пытаются сгладить и обойти. В худшем — добиваются безусловного исполнения.
Исследований о том, как отразится на здоровье и успеваемости младших школьников переход на шестидневку, никто не проводил. Возможно, потом, понаблюдав за очередным экспериментом, ученые скажут свое веское слово. Но тем, у кого все субботы почернели, от этого уже будет не легче…

Виктория РАБОТНОВА