Пиратское строительство
На прошлой неделе небывалый аншлаг наблюдался в поселковом клубе в поселке Гвардейском (Выборгский район Ленобласти): больше ста человек набилось в зал, где с комфортом могли бы разместиться не больше тридцати-сорока, но все равно места хватило не всем, и народ толпился перед открытой дверью. Нет, это было не выступление эстрадной звезды. В пятницу в Гвардейском проходили публичные слушания по вопросу строительства второго пути на железнодорожном перегоне Каменногорск — Выборг.
РЖД прокладывает на Карельском перешейке незаконную дорогу
«Все вопросы — к Путину»
Реконструкция железной дороги между Выборгом и Каменногорском — часть проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Петербург — Бусловская», о котором не раз уже писала «Новая». Суть проекта в том, чтобы разгрузить существующую дорогу между Петербургом и Выборгом, которая перенапряжена после запуска в 2010-м скоростного поезда «Аллегро». Вместо того чтобы проложить для экспресса специальную трассу, оборудованную системами безопасности, российские чиновники решили убрать с его пути грузовые поезда. Выбрали для этого самый затратный из четырех предлагавшихся вариантов: построить новую дорогу между Лосево и Каменногорском, а также реконструировать существующие пути от Петербурга до Лосево и от Каменногорска до Выборга.
При этом мнение людей, проживающих на затронутых строительством территориях, учитывалось в последнюю очередь — то есть вообще никак.
Слушания касались только участка дороги, проходящего по территории МО «Гвардейское», однако люди собрались со всей округи — и по отчаянию и ярости отдельных выступлений, и по общей предгрозовой атмосфере чувствовалось, что натерпелись они и устали от безнаказанности строителей до последнего предела.
Героем дня стал представитель заказчика Роман Соловьев, главный инженер петербургской ДКРС (Дирекции по комплексной реконструкции железной дороги и строительству объектов железнодорожного транспорта) ОАО «РЖД». Именно на него посыпались бесконечные вопросы и претензии.
Как признался Роман Вячеславович, по реконструируемой дороге будет проходить 45 пар поездов в сутки, то есть четыре поезда в час днем и ночью. При этом только на территории МО «Гвардейское» четыре автомобильных переезда, всего же между Каменногорском и Выборгом — 12 штук. Несмотря на заявленную интенсивность движения, проектом не предполагается ни единого путепровода, то есть переезды будут устроены по старинке, с перекрытием движения автотранспорта.
— 3 мая было совещание у Сердюкова, на котором главы Выборгского и Приозерского районов солидарно заявили, что отсутствие путепроводов неприемлемо, — рассказал первый заместить главы администрации Выборгского района Ленобласти Эдуард Анатольевич с необычной фамилией И. — Представитель РЖД обещал это рассмотреть, но ничего не рассмотрел, судя по материалам слушаний.
Председатель дорожного комитета Выборгского района ЛО Дмитрий Романенко напрасно пытался доказать Соловьеву, что по СНиПу на дорогах регионального значения переезды должны быть двухуровневыми.
— Только при новом строительстве, а не при реконструкции, — отбивался представитель заказчика.
— Вы всегда СНиПами да ГОСТами прикроетесь, а как проехать на работу, на учебу (у нас школы в Выборге), не говоря уже о скорой?! — возмущались жители.
Несмотря на дословное цитирование санитарных норм и правил, оппонентам не удавалось убедить друг друга в своей правоте. При этом местный транспортник цитировал по бумажке, а Роман Соловьев — наизусть. Сразу видно было, что вопрос СНиПов для главного инженера петербургского ДКРС «РЖД» — родная стихия. А вот отвечать по другим вопросам — ну просто никакого энтузиазма.
А претензий было множество. Во-первых, те же местные дороги, разбитые тяжелой техникой — 60-тонными грузовиками. По словам жителей, по иным дорогам теперь приходится ехать не быстрее 15 км в час: «Весной снег сходил вместе с асфальтом!» Однако, как признался Соловьев, денег на то, чтобы привести за собой в порядок дороги, в проекте не заложено.
На вопрос, куда вывозят мусор со стройки, представитель заказчика не ответил. «Как будет организована шумозащита?» — промолчал.
— Строительная техника замазутила пляж, куда возили купаться детей со всего Выборга и куда специально для этого насыпали чистый песок, — рассказывал обеспокоенный мужчина. — Я у рабочих спрашивал, кто будет заменять испорченный песок, мне сказали: «Все вопросы к Путину».
И это выступление Роман Вячеславович тоже не прокомментировал.
Гулять по воде
— Грунты при строительстве мостов ссыпаются прямо в воду, загрязняют ее и забивают протоки. В итоге наводнения: Смирновское озеро вышло из берегов. Размывает дороги, весной просто приходилось ходить по воде, — возмущались многие жители.
На эти претензии ответила представительница проектировщика. Она не поддалась на «провокацию» и, фактически обвинив слушателей во лжи, заявила, что все засыпается скальным грунтом, который водой не размывается и ничего засорять, соответственно, не может. Фотографии наводнений, представленные жителями в качестве доказательства их правоты, проектировщицу не заинтересовали. Мало ли отчего вышло из берегов озеро? Может, от возмущения…
Дом Николая из Таммисуо оказался в шести метрах от насыпи, причем рядом проходит еще и техническая дорога строителей.
— У нас непрерывно все трясется, водопровод перекрыли: живем без воды. При этом для расселения предлагают только однокомнатные квартиры, хотя у нас двухкомнатная, где и так живет четыре человека, в том числе маленький ребенок.
Квартира Николая — муниципальная; деньги муниципалам в качестве компенсации должно предоставить ОАО «РЖД», а поиском вариантов занимается частная риелторская контора. Система взаимоотношений этих трех игроков Николаю не до конца понятна, поэтому выяснить, кто из них виновен в том, что его семья продолжает жить в опасной зоне, он до сих пор не может. А собрать их всех вместе для очной ставки — недостижимая мечта.
Остальное — молчание
Гвоздем программы стало признание Романа Соловьева в том, что проект реконструкции железной дороги еще не прошел госэкспертизу. С одной стороны, это не удивительно, раз сейчас только проводились слушания, ведь госэкспертиза — это следующая стадия согласования.
— На каком же основании в таком случае уже год ведется строительство?! — возмутились присутствующие.
— У меня нет ответа на этот вопрос, — в принципе, честно заявил Роман Вячеславович. Вопрос же о наличии разрешения на строительство он деликатно не расслышал, хотя тот не раз был повторен громко и четко.
— То, что делает сейчас ОАО «РЖД» — это фактически самострой, — заявил под протокол собрания Алексей Травин, координатор проектов общественной организации «Зеленая волна». — Грубейшим образом нарушен определенный законом порядок разработки проектной документации, из чего и проистекают все имеющиеся проблемы. Проект сделан на основании градостроительного плана, который неизвестно откуда взялся. По закону сначала вы обязаны были определить границы объекта, провести по ним слушания (которых не было), потом сделать территориальное планирование, которое жители могли бы оспорить, в том числе в суде; а оно не сделано, соответственно и оспаривать нечего. И только затем — градостроительный план, на основании которого создается проект. Затем проект проходит стадию слушаний, госэкспертизу — и только после всего этого можно строить!
Такое феерическое нарушение норм градостроительного и земельного кодексов, по логике, должны пресечь надзорные органы — но прокуратура в это дело не вмешивается. Региональные власти уверяют, что тоже якобы не могут ничего сделать, так как формально строительство практически везде ведется в полосе отвода существующей железной дороги, то есть на земле, принадлежащей РЖД.
— Проект готов и сейчас находится на стадии согласования, каким образом одновременно с этим ведется строительство — мне непонятно, — заявляет Эдуард И. — Администрация неоднократно писала жалобы в природоохранную и транспортную прокуратуру, устраивала с ними совместные комиссии, но фактически никакого влияния оказать на РЖД не смогли. В Генпрокуратуру, правда, не обращались…
Резолюция слушаний была принята единогласно: отказать в одобрении проекта, пока не будут выполнены требования жителей.
Однако перспективы гвардейцев неутешительные: скорее всего, ко всем их претензиям, как бы полно они ни были отражены в протоколе слушаний, отнесутся формально, внеся пару-тройку малозначительных изменений в проект, и в таком виде отправят эти документы на госэкспертизу. С которой, как показывает практика, проблем у РЖД не возникает. После этого строительство получит как бы законные основания — как бы, потому что это не отменит того факта, что работы начались за год до их официального согласования.
Свежеотсыпанная насыпь вторгается в водоохранную зону Большого Лесного озера
«Все вопросы — к Путину»
Реконструкция железной дороги между Выборгом и Каменногорском — часть проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Петербург — Бусловская», о котором не раз уже писала «Новая». Суть проекта в том, чтобы разгрузить существующую дорогу между Петербургом и Выборгом, которая перенапряжена после запуска в 2010-м скоростного поезда «Аллегро». Вместо того чтобы проложить для экспресса специальную трассу, оборудованную системами безопасности, российские чиновники решили убрать с его пути грузовые поезда. Выбрали для этого самый затратный из четырех предлагавшихся вариантов: построить новую дорогу между Лосево и Каменногорском, а также реконструировать существующие пути от Петербурга до Лосево и от Каменногорска до Выборга.
При этом мнение людей, проживающих на затронутых строительством территориях, учитывалось в последнюю очередь — то есть вообще никак.
Слушания касались только участка дороги, проходящего по территории МО «Гвардейское», однако люди собрались со всей округи — и по отчаянию и ярости отдельных выступлений, и по общей предгрозовой атмосфере чувствовалось, что натерпелись они и устали от безнаказанности строителей до последнего предела.
Героем дня стал представитель заказчика Роман Соловьев, главный инженер петербургской ДКРС (Дирекции по комплексной реконструкции железной дороги и строительству объектов железнодорожного транспорта) ОАО «РЖД». Именно на него посыпались бесконечные вопросы и претензии.
Как признался Роман Вячеславович, по реконструируемой дороге будет проходить 45 пар поездов в сутки, то есть четыре поезда в час днем и ночью. При этом только на территории МО «Гвардейское» четыре автомобильных переезда, всего же между Каменногорском и Выборгом — 12 штук. Несмотря на заявленную интенсивность движения, проектом не предполагается ни единого путепровода, то есть переезды будут устроены по старинке, с перекрытием движения автотранспорта.
— 3 мая было совещание у Сердюкова, на котором главы Выборгского и Приозерского районов солидарно заявили, что отсутствие путепроводов неприемлемо, — рассказал первый заместить главы администрации Выборгского района Ленобласти Эдуард Анатольевич с необычной фамилией И. — Представитель РЖД обещал это рассмотреть, но ничего не рассмотрел, судя по материалам слушаний.
Председатель дорожного комитета Выборгского района ЛО Дмитрий Романенко напрасно пытался доказать Соловьеву, что по СНиПу на дорогах регионального значения переезды должны быть двухуровневыми.
— Только при новом строительстве, а не при реконструкции, — отбивался представитель заказчика.
— Вы всегда СНиПами да ГОСТами прикроетесь, а как проехать на работу, на учебу (у нас школы в Выборге), не говоря уже о скорой?! — возмущались жители.
Несмотря на дословное цитирование санитарных норм и правил, оппонентам не удавалось убедить друг друга в своей правоте. При этом местный транспортник цитировал по бумажке, а Роман Соловьев — наизусть. Сразу видно было, что вопрос СНиПов для главного инженера петербургского ДКРС «РЖД» — родная стихия. А вот отвечать по другим вопросам — ну просто никакого энтузиазма.
А претензий было множество. Во-первых, те же местные дороги, разбитые тяжелой техникой — 60-тонными грузовиками. По словам жителей, по иным дорогам теперь приходится ехать не быстрее 15 км в час: «Весной снег сходил вместе с асфальтом!» Однако, как признался Соловьев, денег на то, чтобы привести за собой в порядок дороги, в проекте не заложено.
На вопрос, куда вывозят мусор со стройки, представитель заказчика не ответил. «Как будет организована шумозащита?» — промолчал.
— Строительная техника замазутила пляж, куда возили купаться детей со всего Выборга и куда специально для этого насыпали чистый песок, — рассказывал обеспокоенный мужчина. — Я у рабочих спрашивал, кто будет заменять испорченный песок, мне сказали: «Все вопросы к Путину».
И это выступление Роман Вячеславович тоже не прокомментировал.
Гулять по воде
— Грунты при строительстве мостов ссыпаются прямо в воду, загрязняют ее и забивают протоки. В итоге наводнения: Смирновское озеро вышло из берегов. Размывает дороги, весной просто приходилось ходить по воде, — возмущались многие жители.
На эти претензии ответила представительница проектировщика. Она не поддалась на «провокацию» и, фактически обвинив слушателей во лжи, заявила, что все засыпается скальным грунтом, который водой не размывается и ничего засорять, соответственно, не может. Фотографии наводнений, представленные жителями в качестве доказательства их правоты, проектировщицу не заинтересовали. Мало ли отчего вышло из берегов озеро? Может, от возмущения…
Дом Николая из Таммисуо оказался в шести метрах от насыпи, причем рядом проходит еще и техническая дорога строителей.
— У нас непрерывно все трясется, водопровод перекрыли: живем без воды. При этом для расселения предлагают только однокомнатные квартиры, хотя у нас двухкомнатная, где и так живет четыре человека, в том числе маленький ребенок.
Квартира Николая — муниципальная; деньги муниципалам в качестве компенсации должно предоставить ОАО «РЖД», а поиском вариантов занимается частная риелторская контора. Система взаимоотношений этих трех игроков Николаю не до конца понятна, поэтому выяснить, кто из них виновен в том, что его семья продолжает жить в опасной зоне, он до сих пор не может. А собрать их всех вместе для очной ставки — недостижимая мечта.
Остальное — молчание
Гвоздем программы стало признание Романа Соловьева в том, что проект реконструкции железной дороги еще не прошел госэкспертизу. С одной стороны, это не удивительно, раз сейчас только проводились слушания, ведь госэкспертиза — это следующая стадия согласования.
— На каком же основании в таком случае уже год ведется строительство?! — возмутились присутствующие.
— У меня нет ответа на этот вопрос, — в принципе, честно заявил Роман Вячеславович. Вопрос же о наличии разрешения на строительство он деликатно не расслышал, хотя тот не раз был повторен громко и четко.
— То, что делает сейчас ОАО «РЖД» — это фактически самострой, — заявил под протокол собрания Алексей Травин, координатор проектов общественной организации «Зеленая волна». — Грубейшим образом нарушен определенный законом порядок разработки проектной документации, из чего и проистекают все имеющиеся проблемы. Проект сделан на основании градостроительного плана, который неизвестно откуда взялся. По закону сначала вы обязаны были определить границы объекта, провести по ним слушания (которых не было), потом сделать территориальное планирование, которое жители могли бы оспорить, в том числе в суде; а оно не сделано, соответственно и оспаривать нечего. И только затем — градостроительный план, на основании которого создается проект. Затем проект проходит стадию слушаний, госэкспертизу — и только после всего этого можно строить!
Такое феерическое нарушение норм градостроительного и земельного кодексов, по логике, должны пресечь надзорные органы — но прокуратура в это дело не вмешивается. Региональные власти уверяют, что тоже якобы не могут ничего сделать, так как формально строительство практически везде ведется в полосе отвода существующей железной дороги, то есть на земле, принадлежащей РЖД.
— Проект готов и сейчас находится на стадии согласования, каким образом одновременно с этим ведется строительство — мне непонятно, — заявляет Эдуард И. — Администрация неоднократно писала жалобы в природоохранную и транспортную прокуратуру, устраивала с ними совместные комиссии, но фактически никакого влияния оказать на РЖД не смогли. В Генпрокуратуру, правда, не обращались…
Резолюция слушаний была принята единогласно: отказать в одобрении проекта, пока не будут выполнены требования жителей.
Однако перспективы гвардейцев неутешительные: скорее всего, ко всем их претензиям, как бы полно они ни были отражены в протоколе слушаний, отнесутся формально, внеся пару-тройку малозначительных изменений в проект, и в таком виде отправят эти документы на госэкспертизу. С которой, как показывает практика, проблем у РЖД не возникает. После этого строительство получит как бы законные основания — как бы, потому что это не отменит того факта, что работы начались за год до их официального согласования.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Алексея ТРАВИНА