Выборный марафет
Пока депутаты Заксобрания отдыхают, Горизбирком под руководством нового главы Алексея Пучнина трудится в поте лица. Комиссия нацелилась на просвещение народных масс: утвердила положение о «межрайонной школе по обучению и подготовке резерва кадров организаторов выборов, иных участников избирательного процесса в Петербурге». Несмотря на марафет, кардинально работа ГИКа не изменится: шанс по попадание в УИКи по-прежнему сохраняют люди, с которыми на прошедших выборах воевали наблюдатели, да и от избирателей с временной регистрацией Пучнин отказываться не намерен.
Если из ЗакСа, ушедшего в июне на летние каникулы, новостей практически нет, за исключением баек о борьбе единоросса Виталия Милонова с гомосексуалистами, то сайт Горизбиркома ежедневно обновляется.
Благих намерений у Пучнина много. Во-первых, глава комиссии подумывает ввести в школах предмет элективного характера «Выборы». Он видит парадокс в том, что «в школьном образовании в России есть прекрасный предмет история, но нет урока, который бы назывался «Выборы» или «Конституция Российской Федерации». «Школьников не готовят к процессу управления страной», — сетует он.
Во-вторых, чиновник предлагает убрать из законодательства голосование по почте (ничего революционного здесь, впрочем, нет — единороссы не раз высказывались за то же самое). В-третьих, ГИК планирует получить право законодательной инициативы, с тем чтобы иметь возможность кое-что откорректировать в городских законах (в сентябре председатель комиссии обратится к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой внести соответствующий документ в региональный парламент). В частности, Пучнин хочет расширить полномочия и состав избиркомов. Сейчас УИК включает в себя от 7 до 14 членов и туда не могут войти представители всех политических партий, а их на данный момент зарегистрировано аж 27. При этом в избирательные комиссии обещают брать тех, кто пройдет тест на знание избирательного законодательства.
На прошлой неделе, к слову, Горизбирком утвердил межрайонную школу по подготовке резерва кадров организаторов выборов, которая призвана создать «системы профессиональной подготовки кадров — организаторов выборов, правового обучения участников избирательного процесса: наблюдателей, представителей политических партий и СМИ».
Вместе с тем за кадром остался принципиальный момент — порядок отбора в УИКи, в которые войдет 20 тысяч человек. Тем более что со вступлением следующей весной в силу закона о едином дне голосования процедура изменится: составы участковых комиссий будут формировать на пять лет.
Не исключено, что на следующих выборах наблюдатели увидят в избиркомах давно полюбившихся «героев» — тех, кто минувшей зимой сбегал с участков с мешком бюллетеней, переписывал протоколы, вводя в систему нужные результаты. Пучнин обещает принимать в комиссии честных людей, укреплять доверие, обучать претендентов избирательному законодательству и призывает политические партии активнее участвовать в формировании УИКов. Однако, говоря о проштрафившихся главах участковых избиркомов, замечает, что «нарекания есть ко всем, и зачастую они являются осколками политической борьбы проигравших кандидатов». «Вы про меня почитайте в интернете, найдете много нареканий, — отмахивается он. — Некоторым из них я даже рад, потому что все, что не является некрологом, является пиаром. Да на здоровье! Вот если эти нарекания связаны с решениями суда, с приговорами, то это железные факты».
Кроме того, Пучнин не против голосования по временной регистрации. «Студент живет в Петербурге пять лет, может быть, больше, — сказал чиновник. — Он должен проголосовать. Он должен влить свой голос в общую систему управления».
На вопрос корреспондента «Новой», каким образом он намерен бороться с «каруселями», которые запускаются в том числе благодаря голосованию по временной регистрации, когда десятки студентов приходят на участки с фальшивыми документами: мол, на период выборов все прописаны в одной квартире, — Пучнин ответил весьма витиевато. Его слова сводились к тому, что бороться со злом, дескать, надо, но «не можем же мы из-за 10–20 нарушителей препятствовать в реализации права сотням тысячам граждан». «Я за то, чтобы студенты голосовали на местных выборах. Не считая стариков, это моя любимая аудитория. Будем с ними работать», — загадочно добавил он.
Как показала президентская кампания, техническое оснащение, в частности веб-камеры, могут оказаться бессильными, когда в ход пускают технологию под кодовым названием «ловкость рук и никакого мошенства». С большой долей вероятности можно утверждать, что, если принцип формирования УИКов сохранится и «работа» некоторых кандидатов с молодежью продолжится, то КОИБы и веб-камеры уже сейчас можно отправлять на свалку.
Александра ГАРМАЖАПОВА