Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Цена таблетки

3 сентября 2012 10:00

Скандалы с закупками лекарств и средств медицинского назначения в Петербурге стали делом привычным. Не секрет, что они то поступают в город в меньших, чем нужно, объемах, то несусветно дороги. Теперь отчасти становится понятным, почему.

За нарушение правил конкурентной борьбы платят рядовые потребители лекарств




Передо мной документы, свидетельствующие о нескольких годах бесплодной борьбы Управления ФАС по Санкт-Петербургу с организаторами закупок данной продукции для государственных лечебных учреждений города. Два года эту роль исполнял Комитет по здравоохранению и год — Александровская больница. Нарушения одни и те же. И реакция нарушителей на попытки ФАС навести порядок до последнего времени была одна и та же — нулевая.

Чужие здесь не ходят
Предположим, некая фирма X разводит ежей, а фирма Y — ужей. И та и другая продают свою продукцию по рублю штука. Государство хочет купить по 100 штук каждой особи. В соответствии с законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» объявляется аукцион. Ужей и ежей включают в один лот, при этом в качестве дополнительного требования к поставщику выдвигают наличие у него 200 договоров с зоопарками. Причем только с теми, где есть условия для содержания этих животных. Ясно, что ни Х, ни Y к торгам не допустят, ибо они могут торговать лишь своим товаром. А допустят некую фирму Z, которая у них купит ежей и ужей по рублю, а государству продаст по 10. Договоры с зоопарками у нее уже подготовлены заранее, потому что в победе она не сомневается. И, ясное дело, побеждает.
Описанная схема с успехом применялась и в «медицинских аукционах».
После проведения торгов на 2009 год УФАС выдало Комитету по здравоохранению предписание, в котором был сделан вывод об ограничении конкуренции ввиду неоправданного укрупнения лотов. В одну корзину заказа попали «ужи и ежи»: лекарства простые и сильнодействующие, отечественные и импортные, и даже вовсе не лекарства, а средства для лабораторной диагностики, различные химические реактивы и прочее.
Естественно, что обеспечить поставку такой корзины не могли ни представители малого или среднего бизнеса, ни узкоспециализированные фирмы, ни производители, которые могли бы продавать свою продукцию по минимальной цене. В итоге предприимчивые коммерсанты заставили государство потратить на лекарства больше, чем оно могло бы в случае честного аукциона.
Комитет данное предписание обжаловал в арбитражном суде. И проиграл в трех инстанциях. Оно вступило в законную силу, то есть стало обязательным для исполнения — только, понятное дело, для закупок уже на следующий, 2010 год. Председатель комитета Юрий Щербук был оштрафован.
Но… пока шла тяжба, торги на 2010 год уже прошли. И комитет провел их один в один как и предыдущие. Более того, в техническое задание для участника аукциона был включен пункт и вовсе издевательский. В случае победы в аукционе в течение пяти (!) дней с момента подписания госконтракта победитель должен был развернуть информационно-технологический комплекс для полного учета и контроля реализации поставляемой им продукции.
Для этого должны быть заключены договоры со всеми пунктами реализации (аптеками, больницами), там должно быть установлено и отлажено периферийное оборудование.
Естественно, выполнить все эти условия мог только тот, кто этот комплекс уже имел. И, разумеется, знал, что именно ему приготовлен лавровый венок победителя.

Игра в одни ворота
УФАС снова проводит проверку и снова выявляет нарушения. Выдает новое предписание. На этот раз его не обжалуют, и так же, как и первое, оно вступает в законную силу. Но… исполнять его комитету уже не нужно. С 2010 года от проведения закупок он формально устранился, заявив, что отныне «формирование, размещение и исполнение государственного заказа на поставку товаров, работ, услуг осуществляется государственными учреждениями здравоохранения самостоятельно».
Контрольные функции комитет, однако, за собой оставлял. Уведомив об этом все 84 подведомственные ему лечебные учреждения, он предложил им провести совместные торги. На этот раз руководить ими должна была Александровская больница. Казалось бы, ее руководители — не чиновники, а врачи — своим коллегам из других больниц свинью подкладывать не будут. Увы… Врачи явно играли по тем же правилам, что и чиновники. В один лот снова объединялись предметы абсолютно разного назначения. В то время как лекарства одного наименования, формы выпуска, дозировки и фасовки почему-то оказывались в разных лотах.
При этом по 5 из 16 лотов для участия требовалась еще и лицензия на оптовую торговлю, что сразу отсекло от торгов производителей лекарств и дало зеленый свет перекупщикам оных. Правда, тоже не всем — малый и средний бизнес условия конкурса не тянул из-за многомиллионных сумм, требующихся для обеспечения заявки.
Более того, два лота на дезинфицирующие средства, не содержащие этанол (позиций 176 и 177), были открыто подогнаны под продукцию двух конкретных фирм. Нарушение это было столь вопиющим, что УФАС процедуру размещения заказов по данным лотам аннулировало.
Один в один повторили организаторы торгов и прошлогодние требования по поводу развертывания в срок не более пяти дней информационно-технологического комплекса. «Установление минимальных сроков развертывания ИТК по всем лотам, — пришло к выводу УФАС, — позволяет сделать вывод о проведении ГУЗ «Городская Александровская больница» совместных торгов с заведомо известным результатом по основному массиву аукциона».
Задачка явно подгонялась под ответ. Как организаторам аукциона, так и его участникам было прекрасно известно, что указанный ИТК в Комитете по здравоохранению и подчиненных ему учреждениях был установлен еще в декабре 2009 года и демонтировать его никто не собирался. Собственник комплекса с тех пор не менялся. Им было ЗАО «Империя-Фарма». Именно эта фирма из года в год, по данным УФАС, стабильно побеждала на всех указанных аукционах.
Абсолютно по той же схеме она выиграла 18 из 19 лотов на состоявшемся 8 декабря 2010 года аукционе по закупке лекарств и медицинских средств для петербургских льготников. Характерно, что в перечень требований к участникам торгов тогда входили и заключенные ими договоры с аптеками. Да еще не с любыми, а удовлетворяющими определенным условиям. Из 378 петербургских аптек удовлетворяли этим условиям только 46. И именно с ними «совершенно случайно» у «Империи-Фарма» уже были договоры.
Секрет столь яркого успеха сравнительно молодой компании злые языки объясняли тем, что она якобы принадлежит Сергею Матвиенко — сыну тогдашнего губернатора города. Формально, однако, ее учредителями являются пять физических лиц и зарегистрированная в гибралтарском офшоре фирма Luveri Internetional LTD. Но факт остается фактом — «Империя-Фарма» пришла в город практически одновременно с Валентиной Ивановной и все время ее правления оставалась, по сути, неприкосновенной священной коровой.

Соперники или подельники?
Как официально признал в своем письме от 24 апреля 2009 года Комитет по здравоохранению, потенциально в данных аукционах могли участвовать 27 фирм из разных мест России. Фактически же почти по всем лотам соперничали лишь две — ЗАО «Империя-Фарма» и ОАО «Фармбаза». При этом боролись они, как правило, довольно странно. При первом же снижении аукционистом начальной цены на 5 % соперники молчали, не делая никаких предложений. Дождавшись, когда снижение доходило до минимальной отметки 0,5 %, «Империя-Фарма» заявляла о своем согласии…
Данная тактика, по мнению УФАС, означала не что иное, как отказ от конкуренции. Более того, как раз накануне аукциона «Империя-Фарма» одолжила «Фармбазе» без малого 200 миллионов рублей — примерно столько, сколько требовалось для внесения в качестве обеспечения заявок. Любопытно, что единственным акционером ОАО «Фармбаза» является КУГИ Санкт-Петербурга. А председателем совета директоров данной фирмы на тот момент был тогдашний председатель Комитета по здравоохранению Юрий Щербук. Таким образом, как считало УФАС, государственная фирма, по сути, поработала статистом у частной, изобразив ее конкурента и дав возможность поживиться за счет бюджетного пирога.
Зафиксировав данные нарушения, УФАС в 2010 году выдало «соперникам» предписание с требованием больше так не делать. По части займов они его выполнили. По части ведения конкурентной борьбы — явно нет. О чем свидетельствовали результаты аукциона 2010 года.
2 июня 2011 года УФАС возбудило административное дело в отношении «Империи-Фарма», на следующий день — в отношении «Фармбазы». На обе фирмы были наложены штрафы соответственно в размере 34819890 и 945432 рубля.
Та и другая постановления о привлечении к административной ответственности оспорили в арбитражном суде. Главный их аргумент заключался в том, что снижение цены больше чем на 0,5 % было для них экономически нецелесообразно. А факт сговора — чистая выдумка УФАС. И суд признал эти доводы убедительными. В действиях заявителей нарушения правил конкурентной борьбы не усмотрел и постановления отменил. Все последующие инстанции эти решения подтвердили. Последнюю точку поставил Высший арбитражный суд в июле этого года.
Между тем размеры лишних трат, понесенных государством в результате этой «честной борьбы», примерно можно прикинуть. Начальная (максимальная) цена контракта по всем лотам на 2009, 2010 и 2011 годы — соответственно 3,3; 4 и 3,6 миллиарда рублей. Понижение в результате торгов составляло, как мы помним, всего 0,5 %. Тогда как, по оценкам специалистов, при честной конкурентной борьбе оно могло достигнуть 15 %. Переплата, таким образом, составила сотни миллионов рублей. Вот вам и дорогие лекарства!
Очередное предписание об устранении нарушений закона по результатам торгов 2010 года получили также Комитет по здравоохранению и Александровская больница. Казалось бы, его ждет судьба предыдущих. Но… к тому времени в городе сменилась власть. И начавшиеся в январе 2012-го торги резко отличались от предшествующих. Вместо 19 лотов на них был 121. Снижение цены достигло от 20 до 89 %. К торгам на этот раз были допущены полтора десятка фирм. Город сэкономил на контрактах с ними десятки миллионов рублей. Правда, большую часть лотов опять выиграла «Империя-Фарма». Беспрецедентные уступки по ценам, на которые пошла фирма-победитель, ее руководители прокомментировали просто: теперь правила торгов допускали заменять дорогостоящие импортные препараты гораздо более дешевыми аналогами…
А в марте-апреле по требованию УФАС были отменены результаты 11 аукционов для 41 стационара Петербурга на сумму более 386 миллиона рублей. Как заявил в своем запросе на имя губернатора города депутат ЗакСа Максим Резник, организаторы торгов опять подыгрывали «Империи-Фарма». Впрочем, руководство фирмы, разумеется, это отрицает. Более того, заявляет, что начавшиеся нововведения привели к значительной задержке в поставке городу лекарств. Например, лантус инсулинозависимым диабетикам стали отпускать по рецептам только 29 августа.

Попробуем по-честному
В феврале нынешнего года в Комитете по здравоохранению сменилось руководство. Нынешняя команда уверяет, что отношение к аукционам теперь будет сверхбдительным.
— Во-первых, мы проводим их по новой системе, — рассказывает зампредседателя комитета Михаил Касаткин. — Торги по лекарственным средствам для амбулаторных больных организует комитет, для стационаров — городской онкологический диспансер. Причем закупки осуществляются не на год, как раньше, а на полгода, что позволяет осуществлять более гибкое планирование. В этом году торги прошли уже дважды — в первых приняли участие 15 фирм, во вторых — 20. Причем 10 % контрактов отдано субъектам малого и среднего бизнеса. Во-вторых, в июле вступил в силу закон, который запрещает формировать укрупненные лоты. Даже если бы кто-то и захотел, нарушить правила конкурентной борьбы будет невозможно.
«Империя-Фарма», похоже, свергнута с трона — из 359 прошедших аукционов она выиграла всего 98. Однако, как там считают, расширение круга поставщиков лекарств — довольно опасная тенденция. Проконтролировать качество продукции множества мелких фирм практически невозможно. Снижения цены они могут добиться за счет использования фальсификатов, ухудшения условий хранения и т. д. Здравый смысл в этом определенно есть. Но как определить разумные пределы «допущенных к столу», так и остается непонятным.
Руководитель УФАС Александр Беляев, однако, продолжает борьбу с недобросовестной конкуренцией.
— Сейчас мы совместно с органами МВД и прокуратуры проводим масштабную проверку заключенных в последние годы контрактов на поставку городу дорогостоящего медицинского оборудования, — говорит он. — Есть все основания полагать, что оно закупалось по заведомо завышенным ценам. Мы уже оштрафовали на 2 миллиона рублей ЗАО «ИНКАРДА», поставившее в 2010 году комплексы для кардиографических исследований питерским больницам. Боюсь, что Петербург ожидают и уголовные дела по поставкам томографов. В России в последнее время, к примеру, таковых возбуждено 130. Что же касается ситуации с проведением торгов, то она пока далека от нормальной. По результатам только что состоявшихся мы возбудили восемь административных дел. К тому же фирмы-победители, многие годы не получавшие выхода на рынок, еще не имеют достаточного опыта работы. Поэтому поставки идут неритмично, нарушаются сроки, не всегда соблюдается необходимая номенклатура. А на горизонте уже нарисовались мощные московские фирмы, готовые поглотить питерский рынок…
Торги на 2013 год состоятся уже в конце нынешнего. Они и покажут, кому на этот раз город доверит заботу о своем здоровье. И за какую цену нас согласятся лечить.

Роман ТУМАНОВ
Фото: cartoonbank