Карьерные вехи александра степченко
20 июня Главное следственное управление СК РФ по Петербургу предъявило обвинение бывшему председателю Комитета по природным ресурсам Ленобласти Александру Степченко. Экс-чиновнику инкриминируется то, что он разрешил провести, а затем подписал экологическую экспертизу по проектной документации, подразумевавшей уничтожение Шалово-Перечицкого заказника в Лужском районе.
«Новая» собрала коллекцию подвигов экс-председателя Комитета по природным ресурсам
Александр Степченко возглавлял Комитет по природным ресурсам с декабря 2008-го по январь 2011 года. В задачи комитета входит охрана окружающей среды и контроль за использованием ее ресурсов. Поэтому, в принципе, любое нарушение природоохранного законодательства в Ленобласти в этот период, оставшееся безнаказанным, можно считать неисполнением Степченко его обязанностей.
Конечно, за экологические проблемы области мы должны благодарить не только Александра Степченко. Большинство из них появились до него и не исчезли с его уходом. Однако при нем продолжались и продолжаются массовые захваты берегов рек и озер Ленобласти, незаконные выделения береговых территорий под застройку. При нем развивались проблемы Сиверского леса, продажу которого под коттеджи можно было предотвратить, придав территории охранный статус. Приняв меры, Степченко мог повлиять на сомнительные действия федеральных чиновников при строительстве ветки Лосево — Каменногорск.
Шалово-Перечицкий
Начнем с сюжета, по которому, собственно, и было возбуждено уголовное дело в отношении Степченко. В июне 2009 г. общественные организации «Гринпис» и «Зеленая волна» провели инспекцию двух особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в области. В заказнике «Шалово-Перечицкий» Лужского района были обнаружены незаконные самовольные рубки.
На площади 20 гектаров был вырублен уникальный сосновый лес, где росли занесенные в Красные книгу растения, ради которых и создавался заказник. Цель рубки состояла якобы в рекультивации отработанного карьера — так было указано в заключении экспертизы, подписанном Степченко в декабре 2009 года. Более того, по проекту благоустройства бывшего карьера, принятому Александром Анатольевичем, планировалось провести сплошную рубку еще на 147 гектарах Шалово-Перечицкого.
Между тем в исследованиях 2008 г., на основании которых разрабатывалось положение о заказнике, указано: «От рекультивации заброшенного карьера необходимо отказаться, так как это приведет к утрате местообитания краснокнижных видов».
«Цель «благоустройства» нарушенных земель — получение арендатором ООО «Мегатех» высококачественной сосновой древесины на территории, где заготовка древесины иным способом запрещается», — писала в своем заявлении в прокуратуру руководитель природоохранных проектов РОО «Зеленая волна» Анастасия Филиппова.
Прокуратура в ответ сообщила, что «выводы частично подтвердились», из чего впоследствии и возникло уголовное дело. Следователи выяснили, что «Мегатех» интересовал не только лес, но и песок — под видом рекультивации карьера арендатор должен был возобновить его работу. Всего, как установило следствие, успели вырубить 27,1 га, причинив ущерб государству на сумму более 515 млн руб.
До назначения председателем Комитета по природным ресурсам Ленобласти Александр Степченко работал именно в лесничествах Лужского лесхоза и, скорее всего, прекрасно знал, что делает.
Сяберский
В июне 2009 года активисты обследовали еще один заказник, который нашли вырубленным практически целиком.
«На территории государственного природного заказника «Сяберский» обнаружено большое количество сплошных и интенсивных выборочных санитарных рубок, проведенных в последние два года, — пишут экологи в своем заключении. — На многих из них отсутствуют следы каких-либо повреждений насаждений (пожар, стволовые гнили), которые могли бы служить причиной назначения указанных рубок. Как следует из информационного щита в д. Сяберо, леса на территории заказника предоставлены в аренду ООО «Мегатех».
Общественники посчитали, что в действиях лиц, которые вели рубки, содержатся признаки преступления, предусмотренные статьей 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов», о чем и известили органы, а также Комитет по природным ресурсам. Им ответил сам Александр Степченко, сообщивший, что уничтожение леса в Сяберском заказнике (который был создан именно ради охраны бесценных лесов) происходило исключительно на законных основаниях.
Экологи полагают, что если бы следственные органы внимательнее присмотрелись к опустошению этой охраняемой территории, то также обнаружили бы возможность возбудить уголовное дело.
Гладышевский
В реке Гладышевке постоянно проживает европейская жемчужница, а проходом сюда наведываются молодые лосось и кумжа. Кумжа и европейская жемчужница занесены в Красную книгу РФ. Территория заказника является государственной собственностью и не может передаваться физическим или юридическим лицам, а также муниципальным образованиям. Однако строительство коттеджных поселков здесь велось с 2007 года.
Будучи председателем комитета, Александр Степченко мог прекратить творимое в Гладышевском безобразие. Однако чиновники Ленобласти устроили подозрительную чехарду со статусом заказника. В июле 2009 г. губернатор Ленобласти Валерий Сердюков подписал указ, лишивший его режима особой охраны. После скандала в СМИ прокуратура попыталась опротестовать это решение, однако проиграла суд. А через полгода, в феврале 2010-го, правительство Ленобласти утвердило новое положение об охране Гладышевского, исключавшее любое строительство на территории заказника. Желавшие урвать кусочек заповедной земли использовали эти полгода без охраны на полную катушку. Кстати, скандалы с незаконным использованием участков в заказнике продолжаются до сих пор.
Помимо затягивания решения о запрете строительства в Гладышевском, со Степченко связан эпизод с т. н. санитарной рубкой в заказнике. Осенью 2009 г. по согласованию с Комитетом по природным ресурсам была проведена санитарная рубка деревьев, которую экологические активисты посчитали обычной промышленной заготовкой древесины. Рубка осуществлялась ЗАО «Интерсолар», владельцем которого являлись сыновья тогдашнего губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова Денис и Вадим Сердюковы.
Красное озеро
22 апреля 2010 г. был изменен паспорт памятника природы «Озеро Красное». Основанием для изменения послужила экологическая экспертиза, проведенная по инициативе Комитета по природным ресурсам Службой экологической экспертизы (является структурой комитета). Изменение паспорта сократило площадь ООПТ в десять раз и фактически привело к ее уничтожению.
Дело в том, что в начальном паспорте зона охраны составляла 500 метров от берега озера. Это позволило формально привязать ее к границе водоохранной зоны озера, которая до принятия нового Водного кодекса в 2006 г. составляла как раз 500 м. По новому кодексу водоохранная зона сократилась до 50 м — и КПР, ухватившись за это надуманное основание, урезал памятник природы так, что от него фактически ничего не осталось.
При этом никаких реальных оснований привязывать границы ООПТ к границам водоохранной зоны не было: большинство растений, занесенных в Красную книгу, произрастали как раз на территории 200–500 м от Красного озера. Независимые эксперты и Росприроднадзор по Ленинградской области дали отрицательные заключения по поводу изменения паспорта Красного озера, однако их мнение не было принято во внимание Комитетом по природным ресурсам.
По данным СМИ, изменение границ ООПТ было произведено в интересах главы ОАО «Красноозерное» и по совместительству руководителя местного муниципального образования «Красноозерное», который использовал освободившуюся территорию для строительства коттеджного поселка. В настоящее время вокруг Красного озера располагаются многочисленные жилые строения.
Свалка в Пупышево
Зимой 2009 года неожиданно началось строительство полигона твердых бытовых отходов в Волховском районе. При этом экологическая экспертиза, проведенная Ростехнадзором в 2006 году, показала потенциальную опасность полигона для местного населения: он должен был загрязнить питьевую воду садоводства Пупышево. Тогда же, в 2006-м, местным жителям сообщили, что полигон будет перенесен в другое место, поэтому начало строительства стало для них неприятной неожиданностью. Сейчас полигон достроен и в любой момент может начать заполняться отходами — что вызывает серьезное беспокойство у собственников садоводства.
Каким образом проект, от которого уже однажды отказались из-за его потенциальной опасности, начал реализовываться и куда смотрели в этот момент чиновники Комитета по природным ресурсам?
Озеро Лампушка
В бытность Степченко председателем КПР произошел также известный скандал с фестивалем памяти Владимира Высоцкого «Лампушка». Фестиваль с 2001 года традиционно проводился на берегу одноименного озера, но в 2010-м рокеры и барды получили от ворот поворот: арендаторы лесов, ООО «Ланс» и ООО «Лесфонд», отказали им в праве устраивать концерты на своей земле. После чего руководители культурного фонда «Лампушка» Михаил Новицкий и Александр Когтев направили обращение губернатору и главам Комитета госконтроля и Комитета по природным ресурсам Ленобласти с просьбой проверить, правомерна ли деятельность компаний-арендаторов: активисты обнаружили, что вокруг озера начаты работы по возведению ряда объектов, которые вполне могли быть капитальными строениями (коттеджами), строительство каковых на арендованных землях лесного фонда запрещено. В результате в 2011 году проведение фестиваля на Лампушке согласовали — однако потенциально незаконное строительство на август месяц прошлого года так и не было остановлено. В 2012 году «Лампушка» не проводилась.
Александр Степченко возглавлял Комитет по природным ресурсам с декабря 2008-го по январь 2011 года. В задачи комитета входит охрана окружающей среды и контроль за использованием ее ресурсов. Поэтому, в принципе, любое нарушение природоохранного законодательства в Ленобласти в этот период, оставшееся безнаказанным, можно считать неисполнением Степченко его обязанностей.
Конечно, за экологические проблемы области мы должны благодарить не только Александра Степченко. Большинство из них появились до него и не исчезли с его уходом. Однако при нем продолжались и продолжаются массовые захваты берегов рек и озер Ленобласти, незаконные выделения береговых территорий под застройку. При нем развивались проблемы Сиверского леса, продажу которого под коттеджи можно было предотвратить, придав территории охранный статус. Приняв меры, Степченко мог повлиять на сомнительные действия федеральных чиновников при строительстве ветки Лосево — Каменногорск.
Шалово-Перечицкий
Начнем с сюжета, по которому, собственно, и было возбуждено уголовное дело в отношении Степченко. В июне 2009 г. общественные организации «Гринпис» и «Зеленая волна» провели инспекцию двух особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в области. В заказнике «Шалово-Перечицкий» Лужского района были обнаружены незаконные самовольные рубки.
На площади 20 гектаров был вырублен уникальный сосновый лес, где росли занесенные в Красные книгу растения, ради которых и создавался заказник. Цель рубки состояла якобы в рекультивации отработанного карьера — так было указано в заключении экспертизы, подписанном Степченко в декабре 2009 года. Более того, по проекту благоустройства бывшего карьера, принятому Александром Анатольевичем, планировалось провести сплошную рубку еще на 147 гектарах Шалово-Перечицкого.
Между тем в исследованиях 2008 г., на основании которых разрабатывалось положение о заказнике, указано: «От рекультивации заброшенного карьера необходимо отказаться, так как это приведет к утрате местообитания краснокнижных видов».
«Цель «благоустройства» нарушенных земель — получение арендатором ООО «Мегатех» высококачественной сосновой древесины на территории, где заготовка древесины иным способом запрещается», — писала в своем заявлении в прокуратуру руководитель природоохранных проектов РОО «Зеленая волна» Анастасия Филиппова.
Прокуратура в ответ сообщила, что «выводы частично подтвердились», из чего впоследствии и возникло уголовное дело. Следователи выяснили, что «Мегатех» интересовал не только лес, но и песок — под видом рекультивации карьера арендатор должен был возобновить его работу. Всего, как установило следствие, успели вырубить 27,1 га, причинив ущерб государству на сумму более 515 млн руб.
До назначения председателем Комитета по природным ресурсам Ленобласти Александр Степченко работал именно в лесничествах Лужского лесхоза и, скорее всего, прекрасно знал, что делает.
Сяберский
В июне 2009 года активисты обследовали еще один заказник, который нашли вырубленным практически целиком.
«На территории государственного природного заказника «Сяберский» обнаружено большое количество сплошных и интенсивных выборочных санитарных рубок, проведенных в последние два года, — пишут экологи в своем заключении. — На многих из них отсутствуют следы каких-либо повреждений насаждений (пожар, стволовые гнили), которые могли бы служить причиной назначения указанных рубок. Как следует из информационного щита в д. Сяберо, леса на территории заказника предоставлены в аренду ООО «Мегатех».
Общественники посчитали, что в действиях лиц, которые вели рубки, содержатся признаки преступления, предусмотренные статьей 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов», о чем и известили органы, а также Комитет по природным ресурсам. Им ответил сам Александр Степченко, сообщивший, что уничтожение леса в Сяберском заказнике (который был создан именно ради охраны бесценных лесов) происходило исключительно на законных основаниях.
Экологи полагают, что если бы следственные органы внимательнее присмотрелись к опустошению этой охраняемой территории, то также обнаружили бы возможность возбудить уголовное дело.
Гладышевский
В реке Гладышевке постоянно проживает европейская жемчужница, а проходом сюда наведываются молодые лосось и кумжа. Кумжа и европейская жемчужница занесены в Красную книгу РФ. Территория заказника является государственной собственностью и не может передаваться физическим или юридическим лицам, а также муниципальным образованиям. Однако строительство коттеджных поселков здесь велось с 2007 года.
Будучи председателем комитета, Александр Степченко мог прекратить творимое в Гладышевском безобразие. Однако чиновники Ленобласти устроили подозрительную чехарду со статусом заказника. В июле 2009 г. губернатор Ленобласти Валерий Сердюков подписал указ, лишивший его режима особой охраны. После скандала в СМИ прокуратура попыталась опротестовать это решение, однако проиграла суд. А через полгода, в феврале 2010-го, правительство Ленобласти утвердило новое положение об охране Гладышевского, исключавшее любое строительство на территории заказника. Желавшие урвать кусочек заповедной земли использовали эти полгода без охраны на полную катушку. Кстати, скандалы с незаконным использованием участков в заказнике продолжаются до сих пор.
Помимо затягивания решения о запрете строительства в Гладышевском, со Степченко связан эпизод с т. н. санитарной рубкой в заказнике. Осенью 2009 г. по согласованию с Комитетом по природным ресурсам была проведена санитарная рубка деревьев, которую экологические активисты посчитали обычной промышленной заготовкой древесины. Рубка осуществлялась ЗАО «Интерсолар», владельцем которого являлись сыновья тогдашнего губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова Денис и Вадим Сердюковы.
Красное озеро
22 апреля 2010 г. был изменен паспорт памятника природы «Озеро Красное». Основанием для изменения послужила экологическая экспертиза, проведенная по инициативе Комитета по природным ресурсам Службой экологической экспертизы (является структурой комитета). Изменение паспорта сократило площадь ООПТ в десять раз и фактически привело к ее уничтожению.
Дело в том, что в начальном паспорте зона охраны составляла 500 метров от берега озера. Это позволило формально привязать ее к границе водоохранной зоны озера, которая до принятия нового Водного кодекса в 2006 г. составляла как раз 500 м. По новому кодексу водоохранная зона сократилась до 50 м — и КПР, ухватившись за это надуманное основание, урезал памятник природы так, что от него фактически ничего не осталось.
При этом никаких реальных оснований привязывать границы ООПТ к границам водоохранной зоны не было: большинство растений, занесенных в Красную книгу, произрастали как раз на территории 200–500 м от Красного озера. Независимые эксперты и Росприроднадзор по Ленинградской области дали отрицательные заключения по поводу изменения паспорта Красного озера, однако их мнение не было принято во внимание Комитетом по природным ресурсам.
По данным СМИ, изменение границ ООПТ было произведено в интересах главы ОАО «Красноозерное» и по совместительству руководителя местного муниципального образования «Красноозерное», который использовал освободившуюся территорию для строительства коттеджного поселка. В настоящее время вокруг Красного озера располагаются многочисленные жилые строения.
Свалка в Пупышево
Зимой 2009 года неожиданно началось строительство полигона твердых бытовых отходов в Волховском районе. При этом экологическая экспертиза, проведенная Ростехнадзором в 2006 году, показала потенциальную опасность полигона для местного населения: он должен был загрязнить питьевую воду садоводства Пупышево. Тогда же, в 2006-м, местным жителям сообщили, что полигон будет перенесен в другое место, поэтому начало строительства стало для них неприятной неожиданностью. Сейчас полигон достроен и в любой момент может начать заполняться отходами — что вызывает серьезное беспокойство у собственников садоводства.
Каким образом проект, от которого уже однажды отказались из-за его потенциальной опасности, начал реализовываться и куда смотрели в этот момент чиновники Комитета по природным ресурсам?
Озеро Лампушка
В бытность Степченко председателем КПР произошел также известный скандал с фестивалем памяти Владимира Высоцкого «Лампушка». Фестиваль с 2001 года традиционно проводился на берегу одноименного озера, но в 2010-м рокеры и барды получили от ворот поворот: арендаторы лесов, ООО «Ланс» и ООО «Лесфонд», отказали им в праве устраивать концерты на своей земле. После чего руководители культурного фонда «Лампушка» Михаил Новицкий и Александр Когтев направили обращение губернатору и главам Комитета госконтроля и Комитета по природным ресурсам Ленобласти с просьбой проверить, правомерна ли деятельность компаний-арендаторов: активисты обнаружили, что вокруг озера начаты работы по возведению ряда объектов, которые вполне могли быть капитальными строениями (коттеджами), строительство каковых на арендованных землях лесного фонда запрещено. В результате в 2011 году проведение фестиваля на Лампушке согласовали — однако потенциально незаконное строительство на август месяц прошлого года так и не было остановлено. В 2012 году «Лампушка» не проводилась.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото: vk.com\Против захвата озер