Авось не опрокинется
В пятницу в администрации Приморского района проходили слушания по проекту планировки и межевания территории, где собираются строить «Лахта-центр» с почти 500-метровой башней.
Башню хотят построить в зоне геологического риска, но в Смольном считают,
что никакой опасности нет
Высотный вопрос не обсуждался — отклонение от законных 27 метров питерские власти разрешили еще год назад.
Все прошло спокойно — хотя без традиционных газпромовских технологий не обошлось. Когда участников слушаний пригласили в зал, автор статьи вошел туда чуть ли не первым — и увидел уже заполненными первые три ряда, где по соседству с десятком представителей ОДЦ «Охта» (заказчика проекта) расположилась явная массовка.
Проект, разработанный Институтом территориального развития, представляли сразу три докладчика. Сперва главный инженер проекта Владимир Барабанов рассказывал об общих характеристиках планируемой застройки, потом его заместитель Алексей Дробилов — об инженерной подготовке (подача воды, тепла, канализация и так далее) и в завершение технический директор ЗАО «Петербургские дороги» Ольга Андреева говорила о будущем транспортном обеспечении территории.
Назвав главной задачей проекта «обеспечение комплексного развития территории», Барабанов сообщил, что из 30 га, которые занимает участок в Лахте, непосредственно «Лахта-центр» займет 18 га. Предусмотрено озеленение — в необходимых количествах, будут проложены новые улицы и проезды. Особое внимание, по его словам, уделят транспортной доступности комплекса — «с учетом емкости объектов». Для этого планируется строительство двух развязок, надземного пешеходного моста и путепровода.
Доставка пассажиров на территорию «Лахта-центра» будет осуществляться с помощью автобусов, трамваев (рядом планируется трамвайное кольцо) и уже предусмотренной схемой развития метрополитена новой станции «Лахта», которая расположится на новой же линии, связывающей Морской фасад на западе Васильевского острова и Юнтолово. По словам Дробилова, с обеспечением «Лахта-центра» водой и теплом проблем не возникнет — необходимые для этого ресурсы у города есть. Наконец, по словам Андреевой, к 2018 году — когда комплекс будет построен — как раз и появится необходимая транспортная инфраструктура.
В общем, сплошное благолепие, восторг и благодарность Газпрому за превращение бывшей площадки для складирования песка в «великолепный бизнес-центр, окруженный ландшафтом» (как заверял присутствующих год назад архитектор проекта башни Тони Кеттл).
Все это не преминули высказать сторонники проекта. Правда, почти одними и теми же, и давно известными по прежним слушаниям словами — ну что поделаешь, новых методичек в пиар-службе ОДЦ «Охта», видимо, написать не успели.
«Проект нам очень нравится», «здесь будет собираться предпринимательская молодежь», «мы за «Лахта-центр», который даст нам рабочие места», «проект принесет нам инвестиции», «когда в Париже обсуждали строительство Эйфелевой башни, то все были категорически против»… На этом фоне выделялись два выступления. Одно — от пенсионерки, заявившей, что раз проект «делали умные люди», то его надо одобрить, а второе — от девушки, назвавшей себя представителем Института культуры и ответившей тем, кто опасался, что выделенные на строительство деньги будут разворованы: «Власть всегда ворует, так всегда в нашей стране было».
Благостную картину, однако, нарушили оппоненты проекта, которые начали задавать неприятные вопросы и сообщать неприятные факты. Так, геофизик Борис Дверницкий с предприятия «Севзапгеология» назвал будущий небоскреб «миной замедленного действия, подложенной под наше благосостояние и безопасность».
По его словам, этот участок один из самых неблагоприятных для строительства с точки зрения геологических рисков, что было выявлено исследованиями еще в 2001 году. Попросту говоря, там находится действующий разлом, который небоскребам, мягко говоря, не показан. А в 2011 году исследования показали, что на этом месте находится аномалия, соизмеримая по интенсивности с той, что в 1995 году привела к известной аварии в метро на площади Мужества. Обо всем этом было написано письмо вице-губернатору Игорю Метельскому — но последовал ответ, что опасаться нечего. Тем не менее на совещании, прошедшем недавно в Федеральном агентстве по недропользованию, наличие опасности подтвердили.
Следующий вопрос, который задали разработчикам, касался денег: что называется, за чей счет праздник? Сколько будут стоить мосты, развязки и дороги, которые нужны в этом месте исключительно для обеспечения «Лахта-центра»? Платить за это придется из городского бюджета, то есть нам всем из своего кармана, и немало. Между тем ни одной цифры, касающейся этого вопроса, нет в проекте планировки, и в выступлениях докладчиков их не прозвучало. Только стоимость самого «Лахта-центра», один в один совпадающая со стоимостью пресловутого «Охта-центра»: те же 60 миллиардов рублей. А ведь и это (как не раз говорили на слушаниях) не карманные деньги Алексея Миллера, а средства от продажи газа — который по Конституции является общенародным достоянием…
Далее, как заметил экс-председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Михаил Амосов, ни станция метро «Лахта», ни новая автомагистраль, идущая параллельно существующей железной дороге, о которых как об уже запланированных говорят разработчики проекта, не предусмотрены генпланом. И их вообще нельзя было включать в проект планировки. Наконец, на месте нарисованной разработчиками новой магистрали сейчас стоят жилые дома в Лахте — интересно, знают ли их жители о планах «Лахта-центра»?
Кстати, среди представленных к слушаниям документов имеется письмо смольнинского комитета по транспортно-транзитной политике. А в нем черным по белому написано: комитет считает возможным согласовать проект планировки и межевания только при условии «подтверждения объемов финансирования за счет бюджета Санкт-Петербурга» на строительство всей транспортной инфраструктуры и включения их в целевую программу развития транспортного комплекса до 2015 года. Забегая вперед, заметим, что ответа на этот вопрос от разработчиков так и не прозвучало. Единственное, что они сообщили, — что они за свой счет построят необходимые для подвода тепла, воды и канализации инженерные сети.
«Меня просили призвать вас проголосовать против проекта», — заявил председатель территориального общественного самоуправления «Алексгорск» Вадим Новопашенный (один из борцов с сестрорецким намывом). Другой борец с этим проектом депутат ЗакСа Анатолий Кривенченко предложил оппонентам «Лахта-центра» создать инициативную группу по организации референдума. «Почему газ общий, а мечты сбываются только у вас?» — поинтересовался его коллега по городскому парламенту Максим Резник, по словам которого «все честные люди должны быть против проекта»…
«Мы ничего не можем разрешить или запретить, мы должны только зафиксировать замечания», — заявил в начале слушаний замглавы администрации Приморского района Герман Згибай.
Вообще говоря, это не так: при отрицательном отношении большинства участников слушаний (а оно чувствовалось) городское правительство не должно было бы утверждать проект планировки. Но формально оно не обязано считаться с общественным мнением — и, конечно же, проект утвердит.
В октябре, по словам гендиректора ОДЦ «Охта» Александра Бобкова, компания собирается уже начать строительство. Оппоненты проекта смиряться не намерены и обещают оказать новой башне энергичное сопротивление.
Высотный вопрос не обсуждался — отклонение от законных 27 метров питерские власти разрешили еще год назад.
Все прошло спокойно — хотя без традиционных газпромовских технологий не обошлось. Когда участников слушаний пригласили в зал, автор статьи вошел туда чуть ли не первым — и увидел уже заполненными первые три ряда, где по соседству с десятком представителей ОДЦ «Охта» (заказчика проекта) расположилась явная массовка.
Проект, разработанный Институтом территориального развития, представляли сразу три докладчика. Сперва главный инженер проекта Владимир Барабанов рассказывал об общих характеристиках планируемой застройки, потом его заместитель Алексей Дробилов — об инженерной подготовке (подача воды, тепла, канализация и так далее) и в завершение технический директор ЗАО «Петербургские дороги» Ольга Андреева говорила о будущем транспортном обеспечении территории.
Назвав главной задачей проекта «обеспечение комплексного развития территории», Барабанов сообщил, что из 30 га, которые занимает участок в Лахте, непосредственно «Лахта-центр» займет 18 га. Предусмотрено озеленение — в необходимых количествах, будут проложены новые улицы и проезды. Особое внимание, по его словам, уделят транспортной доступности комплекса — «с учетом емкости объектов». Для этого планируется строительство двух развязок, надземного пешеходного моста и путепровода.
Доставка пассажиров на территорию «Лахта-центра» будет осуществляться с помощью автобусов, трамваев (рядом планируется трамвайное кольцо) и уже предусмотренной схемой развития метрополитена новой станции «Лахта», которая расположится на новой же линии, связывающей Морской фасад на западе Васильевского острова и Юнтолово. По словам Дробилова, с обеспечением «Лахта-центра» водой и теплом проблем не возникнет — необходимые для этого ресурсы у города есть. Наконец, по словам Андреевой, к 2018 году — когда комплекс будет построен — как раз и появится необходимая транспортная инфраструктура.
В общем, сплошное благолепие, восторг и благодарность Газпрому за превращение бывшей площадки для складирования песка в «великолепный бизнес-центр, окруженный ландшафтом» (как заверял присутствующих год назад архитектор проекта башни Тони Кеттл).
Все это не преминули высказать сторонники проекта. Правда, почти одними и теми же, и давно известными по прежним слушаниям словами — ну что поделаешь, новых методичек в пиар-службе ОДЦ «Охта», видимо, написать не успели.
«Проект нам очень нравится», «здесь будет собираться предпринимательская молодежь», «мы за «Лахта-центр», который даст нам рабочие места», «проект принесет нам инвестиции», «когда в Париже обсуждали строительство Эйфелевой башни, то все были категорически против»… На этом фоне выделялись два выступления. Одно — от пенсионерки, заявившей, что раз проект «делали умные люди», то его надо одобрить, а второе — от девушки, назвавшей себя представителем Института культуры и ответившей тем, кто опасался, что выделенные на строительство деньги будут разворованы: «Власть всегда ворует, так всегда в нашей стране было».
Благостную картину, однако, нарушили оппоненты проекта, которые начали задавать неприятные вопросы и сообщать неприятные факты. Так, геофизик Борис Дверницкий с предприятия «Севзапгеология» назвал будущий небоскреб «миной замедленного действия, подложенной под наше благосостояние и безопасность».
По его словам, этот участок один из самых неблагоприятных для строительства с точки зрения геологических рисков, что было выявлено исследованиями еще в 2001 году. Попросту говоря, там находится действующий разлом, который небоскребам, мягко говоря, не показан. А в 2011 году исследования показали, что на этом месте находится аномалия, соизмеримая по интенсивности с той, что в 1995 году привела к известной аварии в метро на площади Мужества. Обо всем этом было написано письмо вице-губернатору Игорю Метельскому — но последовал ответ, что опасаться нечего. Тем не менее на совещании, прошедшем недавно в Федеральном агентстве по недропользованию, наличие опасности подтвердили.
Следующий вопрос, который задали разработчикам, касался денег: что называется, за чей счет праздник? Сколько будут стоить мосты, развязки и дороги, которые нужны в этом месте исключительно для обеспечения «Лахта-центра»? Платить за это придется из городского бюджета, то есть нам всем из своего кармана, и немало. Между тем ни одной цифры, касающейся этого вопроса, нет в проекте планировки, и в выступлениях докладчиков их не прозвучало. Только стоимость самого «Лахта-центра», один в один совпадающая со стоимостью пресловутого «Охта-центра»: те же 60 миллиардов рублей. А ведь и это (как не раз говорили на слушаниях) не карманные деньги Алексея Миллера, а средства от продажи газа — который по Конституции является общенародным достоянием…
Далее, как заметил экс-председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Михаил Амосов, ни станция метро «Лахта», ни новая автомагистраль, идущая параллельно существующей железной дороге, о которых как об уже запланированных говорят разработчики проекта, не предусмотрены генпланом. И их вообще нельзя было включать в проект планировки. Наконец, на месте нарисованной разработчиками новой магистрали сейчас стоят жилые дома в Лахте — интересно, знают ли их жители о планах «Лахта-центра»?
Кстати, среди представленных к слушаниям документов имеется письмо смольнинского комитета по транспортно-транзитной политике. А в нем черным по белому написано: комитет считает возможным согласовать проект планировки и межевания только при условии «подтверждения объемов финансирования за счет бюджета Санкт-Петербурга» на строительство всей транспортной инфраструктуры и включения их в целевую программу развития транспортного комплекса до 2015 года. Забегая вперед, заметим, что ответа на этот вопрос от разработчиков так и не прозвучало. Единственное, что они сообщили, — что они за свой счет построят необходимые для подвода тепла, воды и канализации инженерные сети.
«Меня просили призвать вас проголосовать против проекта», — заявил председатель территориального общественного самоуправления «Алексгорск» Вадим Новопашенный (один из борцов с сестрорецким намывом). Другой борец с этим проектом депутат ЗакСа Анатолий Кривенченко предложил оппонентам «Лахта-центра» создать инициативную группу по организации референдума. «Почему газ общий, а мечты сбываются только у вас?» — поинтересовался его коллега по городскому парламенту Максим Резник, по словам которого «все честные люди должны быть против проекта»…
«Мы ничего не можем разрешить или запретить, мы должны только зафиксировать замечания», — заявил в начале слушаний замглавы администрации Приморского района Герман Згибай.
Вообще говоря, это не так: при отрицательном отношении большинства участников слушаний (а оно чувствовалось) городское правительство не должно было бы утверждать проект планировки. Но формально оно не обязано считаться с общественным мнением — и, конечно же, проект утвердит.
В октябре, по словам гендиректора ОДЦ «Охта» Александра Бобкова, компания собирается уже начать строительство. Оппоненты проекта смиряться не намерены и обещают оказать новой башне энергичное сопротивление.
Борис ВИШНЕВСКИЙ