Здоровье на грани нервного срыва
В субботу стало известно, что губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подписал распоряжение о досрочном расторжении контрактов по соглашению сторон с тремя вице-губернаторами, доставшимися ему по наследству от Валерия Сердюкова. Свои посты покидают вице-губернатор по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Алексей Мешков, руководитель аппарата губернатора и правительства Сергей Шабанов. А также вице-губернатор по социальной политике Олег Уткин: он написал заявление на отпуск с последующим увольнением. Этот пост предложен Николаю Емельянову, главе администрации Кировского района области.
Уволен Олег Уткин, вице-губернатор, курировавший в Ленинградской области вопросы здравоохранения
Новорожденные могут подождать…
К этим переменам в правительстве Ленобласти можно было бы отнестись как к обычной смене команды: новый губернатор набирает своих людей. Но ситуация в здравоохранении, за которое много лет отвечал господин Уткин, на сегодняшний день (по оценкам в том числе и специалистов Министерства здравоохранения РФ, проверявших его работу) сложилась чрезвычайно тяжелая.
Еще в 2002 году Муниципальное образование «Киришский район» заключило договор на строительство детского больничного комплекса в микрорайоне «Березки» города Кириши с ООО «Управление гражданского строительства». Сметная стоимость объекта (в ценах на январь 2002 года, как указано в договоре) составляла примерно 94 млн рублей, финансирование работ предполагалось из двух источников — федерального и местного бюджетов. Сроки строительства назывались вполне конкретные — 34 месяца, то есть меньше трех лет. В 2008 году вышло распоряжение правительства Ленинградской области № 394-р об организации на базе будущего комплекса неонатологического центра (специализированной больницы для новорожденных малышей первого месяца жизни). Медицинской помощи такого уровня не было (и, увы, до сих пор нет) ни в одной больнице Ленинградской области.
Но в 2008 году произошла рокировка (договор уступки прав требований), и муниципальное учреждение «Администрация МО Киришский муниципальный район» превратилось в застройщика, а заказчиком стало ГУ «Управление строительством Ленинградской области». И в 2010 году ГУ «Управление строительства ЛО» заключило допсоглашение все с тем же ООО «Управление гражданского строительства» на строительство все того же детского больничного комплекса. Но в этом дополнительном договоре фигурировали уже совсем другие цифры стоимости строительства такого нужного областному здравоохранению объекта. Оказалось, что общая стоимость работ по новым расчетам даже в ценах 2002 года выросла до 173,5 млн руб., а в ценах на 2010 год превратилась в почти 300 млн (299 841 788 руб.). Источником финансирования этой «стройки века», согласно дополнительному договору, стал областной бюджет.
Весной 2012 года детский больничный комплекс в Киришах был наконец открыт — с помпой, в присутствии тогдашнего губернатора Валерия Сердюкова. Но это была чистой воды фикция: до сегодняшнего дня эта больница реально так и не открыта: она не введена в эксплуатацию и не внесена в реестр госимущества Ленинградской области.
На вопрос о судьбе детской больницы в Киришах новый губернатор Александр Дрозденко сказал: «Этот факт мне известен, здесь есть системные ошибки Комитета по здравоохранению. План оказался нереализованным, мы поспешили открыть объект, не получив и не установив нормального оборудования. А самое главное — не подготовив кадры. Ведь самая главная проблема этой больницы — отсутствие кадров. Мною дано поручение исправить ситуацию до конца года. Если это не произойдет, будут очень серьезные оргвыводы, видимо, часть людей лишится работы».
Как удалось руководству правительства Ленинградской области, тогдашнему председателю Комитета по здравоохранению Александру Окуневу и курировавшему его работу господину Уткину с 2002 года не сделать ничего, чтобы обеспечить чрезвычайно нужный медицинской объект профессиональными кадрами?
Золотая моя больница
Остаются пока без ответа и многочисленные вопросы, которые поставила перед руководством правительства Ленинградской области комиссия Минздрава, которая в августе этого года проверяла работу областной системы здравоохранения. Федеральные специалисты выявили огромное количество недостатков в организации медицинской помощи населению региона, которые, как сказано в заключении, «носят системный характер». Положительно комиссия отметила работу только двух районных больниц — во Всеволожске и Тосно.
Проверяющие из министерства отметили, что отсутствует главное — методология оказания медицинской помощи, а это влечет за собой и все остальные проблемы. В результате почти 94 % больниц области требуют дооснащения, не налажено грамотное распределение пациентов по клиникам и больницам (маршрутизация), а по обеспечению врачами и средним медицинским персоналам Ленинградская область находится в самом конце рейтингового списка по России. Ленобласти требуется более 1000 врачей — кардиологов, анестезиологов, терапевтов, педиатров, врачей общей практики.
Особенно много проблем, по мнению Минздрава, в оказании помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным: развитие современной трехуровневой системы оказания помощи этой категории пациентов вообще не было предусмотрено в программе модернизации здравоохранения Ленобласти, разработанной правительством господина Сердюкова на 2010–2012 годы. А практически все обычные родильные дома в области не соответствуют нормам и требованиям Минздрава. Федеральная комиссия указала, что в поликлиниках и больницах области отсутствует электронный документооборот. Как низкий отметил Минздрав и уровень оказания высокотехнологической медицинской помощи, лечения онкологических больных, пациентов с болезнями сердца, сосудов, легких.
Все эти проблемы, безусловно, можно было бы списать на отсутствие средств: медицинское оборудование последнего поколения и подготовка профессиональных кадров стоят недешево. Может, у правительства Ленинградской области не было на это денег?
Анализ некоторых финансовых документов говорит, что в средствах на закупку самого дорогого оборудования, например для областной клинической больницы, правительство Ленобласти ни себя, ни больницу не ограничивало. Только в 2008 году для оснащения центра помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях правительство области получило финансирование из федерального бюджета. Тогда в некоторые районы и центральные больницы области были поставлены томографы, системы мониторинга и другое оборудование для оказания помощи второго уровня.
В ЛОКБ планировалось открыть травмоцентр первого уровня, и ей была отдельно определена сумма в 88 млн 890 тысяч рублей для его оснащения (из областного бюджета). В 2011 году для сердечно-сосудистого центра на базе областной больницы было закуплено оборудования на сумму свыше 100 млн рублей. Но к августу 2012 года, как выяснила комиссия Минздрава, ни один из этих центров не был открыт при ЛОКБ. Хотя оборудование было в больницу доставлено и смонтировано.
По словам нынешнего председателя Комитета по здравоохранению, фактически руководство ЛОКБ использует предоставленное ему дорогостоящее оборудование (оказывая в том числе и платные услуги), но не по прямому назначению.
— Это оборудование областная больница использует для выполнения плановых операций, что, конечно, неплохо, ведь пациенты получают качественную помощь, — рассказал «Новой» Арчил Лобжанидзе, председатель Комитета по здравоохранению Ленинградской области (в этой должности он находится с июня 2012 года). — Но нужно понимать, что, если государство выделило средства на травмоцентр первого уровня, больница обязана его создать. Я с первых дней на своем посту повторяю: центр должен быть создан. Из-за чего меня считают неудобным председателем.
По словам Лобжанидзе, в ближайшие дни комздрав вместе с новым вице-губернатором по социальным вопросам проводят большое совещание по организации медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным. «Я написал докладную губернатору о том, что не сделано, — сказал Арчил Лобжанидзе. — Ответственно заявляю: те менеджеры, которые способны руководить и выполнять требования сегодняшнего дня, должны работать дальше. Те, кто не желает работать, а ищет причины, чтобы не работать, будут уволены».
Новорожденные могут подождать…
К этим переменам в правительстве Ленобласти можно было бы отнестись как к обычной смене команды: новый губернатор набирает своих людей. Но ситуация в здравоохранении, за которое много лет отвечал господин Уткин, на сегодняшний день (по оценкам в том числе и специалистов Министерства здравоохранения РФ, проверявших его работу) сложилась чрезвычайно тяжелая.
Еще в 2002 году Муниципальное образование «Киришский район» заключило договор на строительство детского больничного комплекса в микрорайоне «Березки» города Кириши с ООО «Управление гражданского строительства». Сметная стоимость объекта (в ценах на январь 2002 года, как указано в договоре) составляла примерно 94 млн рублей, финансирование работ предполагалось из двух источников — федерального и местного бюджетов. Сроки строительства назывались вполне конкретные — 34 месяца, то есть меньше трех лет. В 2008 году вышло распоряжение правительства Ленинградской области № 394-р об организации на базе будущего комплекса неонатологического центра (специализированной больницы для новорожденных малышей первого месяца жизни). Медицинской помощи такого уровня не было (и, увы, до сих пор нет) ни в одной больнице Ленинградской области.
Но в 2008 году произошла рокировка (договор уступки прав требований), и муниципальное учреждение «Администрация МО Киришский муниципальный район» превратилось в застройщика, а заказчиком стало ГУ «Управление строительством Ленинградской области». И в 2010 году ГУ «Управление строительства ЛО» заключило допсоглашение все с тем же ООО «Управление гражданского строительства» на строительство все того же детского больничного комплекса. Но в этом дополнительном договоре фигурировали уже совсем другие цифры стоимости строительства такого нужного областному здравоохранению объекта. Оказалось, что общая стоимость работ по новым расчетам даже в ценах 2002 года выросла до 173,5 млн руб., а в ценах на 2010 год превратилась в почти 300 млн (299 841 788 руб.). Источником финансирования этой «стройки века», согласно дополнительному договору, стал областной бюджет.
Весной 2012 года детский больничный комплекс в Киришах был наконец открыт — с помпой, в присутствии тогдашнего губернатора Валерия Сердюкова. Но это была чистой воды фикция: до сегодняшнего дня эта больница реально так и не открыта: она не введена в эксплуатацию и не внесена в реестр госимущества Ленинградской области.
На вопрос о судьбе детской больницы в Киришах новый губернатор Александр Дрозденко сказал: «Этот факт мне известен, здесь есть системные ошибки Комитета по здравоохранению. План оказался нереализованным, мы поспешили открыть объект, не получив и не установив нормального оборудования. А самое главное — не подготовив кадры. Ведь самая главная проблема этой больницы — отсутствие кадров. Мною дано поручение исправить ситуацию до конца года. Если это не произойдет, будут очень серьезные оргвыводы, видимо, часть людей лишится работы».
Как удалось руководству правительства Ленинградской области, тогдашнему председателю Комитета по здравоохранению Александру Окуневу и курировавшему его работу господину Уткину с 2002 года не сделать ничего, чтобы обеспечить чрезвычайно нужный медицинской объект профессиональными кадрами?
Золотая моя больница
Остаются пока без ответа и многочисленные вопросы, которые поставила перед руководством правительства Ленинградской области комиссия Минздрава, которая в августе этого года проверяла работу областной системы здравоохранения. Федеральные специалисты выявили огромное количество недостатков в организации медицинской помощи населению региона, которые, как сказано в заключении, «носят системный характер». Положительно комиссия отметила работу только двух районных больниц — во Всеволожске и Тосно.
Проверяющие из министерства отметили, что отсутствует главное — методология оказания медицинской помощи, а это влечет за собой и все остальные проблемы. В результате почти 94 % больниц области требуют дооснащения, не налажено грамотное распределение пациентов по клиникам и больницам (маршрутизация), а по обеспечению врачами и средним медицинским персоналам Ленинградская область находится в самом конце рейтингового списка по России. Ленобласти требуется более 1000 врачей — кардиологов, анестезиологов, терапевтов, педиатров, врачей общей практики.
Особенно много проблем, по мнению Минздрава, в оказании помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным: развитие современной трехуровневой системы оказания помощи этой категории пациентов вообще не было предусмотрено в программе модернизации здравоохранения Ленобласти, разработанной правительством господина Сердюкова на 2010–2012 годы. А практически все обычные родильные дома в области не соответствуют нормам и требованиям Минздрава. Федеральная комиссия указала, что в поликлиниках и больницах области отсутствует электронный документооборот. Как низкий отметил Минздрав и уровень оказания высокотехнологической медицинской помощи, лечения онкологических больных, пациентов с болезнями сердца, сосудов, легких.
Все эти проблемы, безусловно, можно было бы списать на отсутствие средств: медицинское оборудование последнего поколения и подготовка профессиональных кадров стоят недешево. Может, у правительства Ленинградской области не было на это денег?
Анализ некоторых финансовых документов говорит, что в средствах на закупку самого дорогого оборудования, например для областной клинической больницы, правительство Ленобласти ни себя, ни больницу не ограничивало. Только в 2008 году для оснащения центра помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях правительство области получило финансирование из федерального бюджета. Тогда в некоторые районы и центральные больницы области были поставлены томографы, системы мониторинга и другое оборудование для оказания помощи второго уровня.
В ЛОКБ планировалось открыть травмоцентр первого уровня, и ей была отдельно определена сумма в 88 млн 890 тысяч рублей для его оснащения (из областного бюджета). В 2011 году для сердечно-сосудистого центра на базе областной больницы было закуплено оборудования на сумму свыше 100 млн рублей. Но к августу 2012 года, как выяснила комиссия Минздрава, ни один из этих центров не был открыт при ЛОКБ. Хотя оборудование было в больницу доставлено и смонтировано.
По словам нынешнего председателя Комитета по здравоохранению, фактически руководство ЛОКБ использует предоставленное ему дорогостоящее оборудование (оказывая в том числе и платные услуги), но не по прямому назначению.
— Это оборудование областная больница использует для выполнения плановых операций, что, конечно, неплохо, ведь пациенты получают качественную помощь, — рассказал «Новой» Арчил Лобжанидзе, председатель Комитета по здравоохранению Ленинградской области (в этой должности он находится с июня 2012 года). — Но нужно понимать, что, если государство выделило средства на травмоцентр первого уровня, больница обязана его создать. Я с первых дней на своем посту повторяю: центр должен быть создан. Из-за чего меня считают неудобным председателем.
По словам Лобжанидзе, в ближайшие дни комздрав вместе с новым вице-губернатором по социальным вопросам проводят большое совещание по организации медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным. «Я написал докладную губернатору о том, что не сделано, — сказал Арчил Лобжанидзе. — Ответственно заявляю: те менеджеры, которые способны руководить и выполнять требования сегодняшнего дня, должны работать дальше. Те, кто не желает работать, а ищет причины, чтобы не работать, будут уволены».
Наталья ШКУРЕНОК, карикатура cartoonbank.ru