Судьба удельного парка висит на ниточке
Депутаты петербургского парламента, активисты и журналисты устроили прогулку по Удельному парку в рамках проекта «Публичная экспертиза», созданного пресс-клубом «Зеленая лампа» и Центром экспертиз ЭКОМ («Новая» № 56). По итогам этой прогулки было решено провести таксацию — то есть установить, каковы будут потери, в том числе в денежном эквиваленте, при строительстве трассы через парк.
Активисты пересчитали деревья, которые
будут уничтожены, если через парк пройдет магистраль М7
Прогулялись, посчитали
— В результате было установлено, что площадь участка, изъятого из Удельного парка для строительства дороги, составляет 10,96 га и на ней произрастает 4045 деревьев 26 пород, — рассказал Модест Соколов, участник инициативной группы «Защитим Удельный парк». — Больше всего березы (45 %) и черной ольхи (26 %), которая раньше покрывала всю территорию в районе дельты Невы, но из-за строительства Петербурга почти исчезла из этих мест. 88 % деревьев в отличном состоянии.
По словам Соколова, восстановительная стоимость в случае вырубки этих 11 гектаров составит более 100 млн руб. Также активисты решили посчитать стоимость газонов (более 32 млн руб.) и кадастровую стоимость земли (331,5 млн руб.). Таким образом, по мнению инициативной группы, строительство дороги в этом месте принесет ущерб городской природе на сумму 432,3 млн руб.
— Мы рассчитываем, что колоссальная работа, проведенная общественниками, не пропадет втуне и при дальнейшей проработке вопроса о том, как пойдет магистраль и сколько будет стоить тот или иной вариант ее прохождения, власти будут принимать в расчет эти 432 миллиона, — заострил внимание Александр Карпов, руководитель ЭКОМа, входящий также в общественный совет по сохранению Удельного парка при ЗакСе.
То, что означенная цифра близка к реальности, подтвердил начальник Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Сергей Лиховненко.
— Мы за максимальное сохранение зеленых насаждений, в том числе и в Удельном парке, — заверил собравшихся Сергей Лиховненко. — Но я пока не знаком с проектом и не знаю, что здесь будет: может, виадук?
Магистраль на перепутье трех дорог
Судьбу дальнейшего проектирования трассы М7 достаточно полно раскрыла Людмила Шапиро, зампред Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. По ее словам, дорога есть в генплане и в итоге она должна быть построена, чтобы принять 73 тысячи машин в сутки: иначе северные районы от пробок не избавить.
— Сейчас мы проводим научную работу, рассматривая весь транспортный комплекс города. Исследуется множество факторов. По итогам этой работы можно будет сказать, где именно и что именно необходимо будет строить, чтобы транспортная инфраструктура развивалась, — рассказала Людмила Евгеньевна. — Первый этап этой работы будет закончен к концу нынешнего года, а перечень необходимых мероприятий — в 2013-м.
До тех пор сказать, как именно городские власти будут реализовывать М7, по словам Шапиро, невозможно.
— На сегодняшний день решение о строительстве не принято, — продолжила чиновница. — Однако когда оно будет принято, сначала будет проделана большая предпроектная работа, чтобы решить, как именно прокладывать трассу.
Из слов Людмилы Шапиро можно было однозначно заключить, что городским властям уже известно о как минимум трех вариантах ее прохождения: вдоль железной дороги по выделенной полосе (что приведет к уничтожению части парка и, возможно, как считают активисты и экологи — к деградации и последующей гибели Удельного парка целиком); по виадуку над железной дорогой (что потребует намного больших расходов и согласования с РЖД); в подземном тоннеле.
— Мы совместно с инициативными гражданами уже добились многого — сделали проблему Удельного парка и магистрали М7 публичной и донесли этот факт до Смольного, — заявила депутат ЗакСа Марина Шишкина, входящая в общественный совет по сохранению парка. — Теперь надо идти дальше: генплан — не истина в последней инстанции, его можно перелатывать в случае изменения обстоятельств. И если исправить генплан можно сравнительно легко, то исправить парк, если ему будет нанесен урон, значительно труднее.
Итак, Удельный парк все еще находится в подвешенном состоянии: вряд ли городские власти заявят о каких-то изменениях в его судьбе в ближайший год. Между тем депутаты Заксобрания вполне могут перехватить инициативу, изменив генплан и вновь включив 11 приговоренных гектаров в состав парка. Не стоит забывать также о ранее высказывавшейся активистами идее создать на территории парка особо охраняемую природную территорию для сохранения уникальных черноольшаников.
Купить козу?
Еще один член общественного совета депутат Константин Сухенко обратил внимание на то, что 11 га, на которых запланировано строительство М7, под этим видом уже выведены из состава парка. Но пока тут преспокойно, как и раньше, растут деревья — а финансирование на их содержание СПХ уже не выделяется. Наличие проблемы подтвердил начальник управления СПХ Сергей Лиховненко, сказав, что руководству парка приходится растягивать и так небольшие деньги, выделяемые на Удельный, еще и на эту «бесхозную» территорию. Александр Карпов предложил решить эту проблему, введя в законы Петербурга понятие временных ЗНОП, которые по каким-то причинам формально уже не являются зелеными зонами, но фактически еще много лет могут оставаться таковыми.
— Вообще проблема зеленых насаждений решается в городе принципиально неверно, — считает Константин Сухенко. — Это упущение в приоритетах городской политики. В год сдается 1,5–2 млн метров нового жилья, а новых парков вообще не планируется и не строится (был только один — парк 300-летия Петербурга).
— Действительно, получается, если я купил машину, то город для меня строит дороги. А что я должен купить, чтобы город начал для меня строить парк? — поддержал депутата Александр Карпов. — Надо поменять логику: не город должен бежать за машинами, наоборот, необходимо так планировать застройку, чтобы распределять машины по имеющимся дорогам.
Прогулялись, посчитали
— В результате было установлено, что площадь участка, изъятого из Удельного парка для строительства дороги, составляет 10,96 га и на ней произрастает 4045 деревьев 26 пород, — рассказал Модест Соколов, участник инициативной группы «Защитим Удельный парк». — Больше всего березы (45 %) и черной ольхи (26 %), которая раньше покрывала всю территорию в районе дельты Невы, но из-за строительства Петербурга почти исчезла из этих мест. 88 % деревьев в отличном состоянии.
По словам Соколова, восстановительная стоимость в случае вырубки этих 11 гектаров составит более 100 млн руб. Также активисты решили посчитать стоимость газонов (более 32 млн руб.) и кадастровую стоимость земли (331,5 млн руб.). Таким образом, по мнению инициативной группы, строительство дороги в этом месте принесет ущерб городской природе на сумму 432,3 млн руб.
— Мы рассчитываем, что колоссальная работа, проведенная общественниками, не пропадет втуне и при дальнейшей проработке вопроса о том, как пойдет магистраль и сколько будет стоить тот или иной вариант ее прохождения, власти будут принимать в расчет эти 432 миллиона, — заострил внимание Александр Карпов, руководитель ЭКОМа, входящий также в общественный совет по сохранению Удельного парка при ЗакСе.
То, что означенная цифра близка к реальности, подтвердил начальник Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Сергей Лиховненко.
— Мы за максимальное сохранение зеленых насаждений, в том числе и в Удельном парке, — заверил собравшихся Сергей Лиховненко. — Но я пока не знаком с проектом и не знаю, что здесь будет: может, виадук?
Магистраль на перепутье трех дорог
Судьбу дальнейшего проектирования трассы М7 достаточно полно раскрыла Людмила Шапиро, зампред Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. По ее словам, дорога есть в генплане и в итоге она должна быть построена, чтобы принять 73 тысячи машин в сутки: иначе северные районы от пробок не избавить.
— Сейчас мы проводим научную работу, рассматривая весь транспортный комплекс города. Исследуется множество факторов. По итогам этой работы можно будет сказать, где именно и что именно необходимо будет строить, чтобы транспортная инфраструктура развивалась, — рассказала Людмила Евгеньевна. — Первый этап этой работы будет закончен к концу нынешнего года, а перечень необходимых мероприятий — в 2013-м.
До тех пор сказать, как именно городские власти будут реализовывать М7, по словам Шапиро, невозможно.
— На сегодняшний день решение о строительстве не принято, — продолжила чиновница. — Однако когда оно будет принято, сначала будет проделана большая предпроектная работа, чтобы решить, как именно прокладывать трассу.
Из слов Людмилы Шапиро можно было однозначно заключить, что городским властям уже известно о как минимум трех вариантах ее прохождения: вдоль железной дороги по выделенной полосе (что приведет к уничтожению части парка и, возможно, как считают активисты и экологи — к деградации и последующей гибели Удельного парка целиком); по виадуку над железной дорогой (что потребует намного больших расходов и согласования с РЖД); в подземном тоннеле.
— Мы совместно с инициативными гражданами уже добились многого — сделали проблему Удельного парка и магистрали М7 публичной и донесли этот факт до Смольного, — заявила депутат ЗакСа Марина Шишкина, входящая в общественный совет по сохранению парка. — Теперь надо идти дальше: генплан — не истина в последней инстанции, его можно перелатывать в случае изменения обстоятельств. И если исправить генплан можно сравнительно легко, то исправить парк, если ему будет нанесен урон, значительно труднее.
Итак, Удельный парк все еще находится в подвешенном состоянии: вряд ли городские власти заявят о каких-то изменениях в его судьбе в ближайший год. Между тем депутаты Заксобрания вполне могут перехватить инициативу, изменив генплан и вновь включив 11 приговоренных гектаров в состав парка. Не стоит забывать также о ранее высказывавшейся активистами идее создать на территории парка особо охраняемую природную территорию для сохранения уникальных черноольшаников.
Купить козу?
Еще один член общественного совета депутат Константин Сухенко обратил внимание на то, что 11 га, на которых запланировано строительство М7, под этим видом уже выведены из состава парка. Но пока тут преспокойно, как и раньше, растут деревья — а финансирование на их содержание СПХ уже не выделяется. Наличие проблемы подтвердил начальник управления СПХ Сергей Лиховненко, сказав, что руководству парка приходится растягивать и так небольшие деньги, выделяемые на Удельный, еще и на эту «бесхозную» территорию. Александр Карпов предложил решить эту проблему, введя в законы Петербурга понятие временных ЗНОП, которые по каким-то причинам формально уже не являются зелеными зонами, но фактически еще много лет могут оставаться таковыми.
— Вообще проблема зеленых насаждений решается в городе принципиально неверно, — считает Константин Сухенко. — Это упущение в приоритетах городской политики. В год сдается 1,5–2 млн метров нового жилья, а новых парков вообще не планируется и не строится (был только один — парк 300-летия Петербурга).
— Действительно, получается, если я купил машину, то город для меня строит дороги. А что я должен купить, чтобы город начал для меня строить парк? — поддержал депутата Александр Карпов. — Надо поменять логику: не город должен бежать за машинами, наоборот, необходимо так планировать застройку, чтобы распределять машины по имеющимся дорогам.
Анджей БЕЛОВРАНИН, фото Алексея Смирнова