Как не отозвать губернатора
До 31 декабря 2012 года региональные парламенты должны принять законы о порядке отзыва губернаторов жителями — этого требует принятый в мае федеральный закон № 40-ФЗ (им же введена и процедура выборности глав регионов). А на прошлой неделе ЦИК РФ разработал «модельный закон» о порядке отзыва губернаторов — предполагается, что в регионах будут руководствоваться именно им. Накануне депутаты городского Заксобрания приняли в первом чтении законопроект «О порядке отзыва высшего должностного лица Санкт-Петербурга - губернатора Петербурга».
Первое прочтение текста заставляет задуматься, что ЦИК неудачно пошутил: закон следовало бы назвать «О невозможности отзыва гражданами высшего должностного лица субъекта Федерации». Ведь условия отзыва губернаторов таковы, что никто из них по предложенной процедуре отозван не будет нигде и никогда. Но затем выясняется, что все драконовские нормы «модельного закона» на самом деле взяты из упомянутого выше федерального. А там, где что-то было оставлено на усмотрение регионов, ЦИК, оказывается, проявил неслыханный либерализм…
Предложенная процедура отзыва губернатора жителями такова.
Сперва надо подождать не менее года со дня его вступления в должность. Затем надо дождаться, пока суд установит либо факт нарушения губернатором законодательства (федерального или регионального), либо факт «неоднократного грубого, без уважительных причин» неисполнения губернатором своих обязанностей. В суд при этом могут обратиться либо партии и общественные объединения, либо группы граждан числом не менее 100 человек.
Если суд вынесет решение (что уже представляется нереальным — за исключением случаев, когда губернатора уже решено «сдать»), то граждане должны образовать инициативную группу численностью не менее 20 человек и приступить к самому главному: в течение 30 дней им надо собрать 25% подписей от числа зарегистрированных в регионе избирателей.
Именно здесь ЦИК и проявил либерализм: в федеральном законе написано, что указанный процент должен быть «не менее четверти» от числа избирателей. Хотя 25, или 40, или 50% — это, собственно, уже все равно. В том смысле, что в равной степени нереально. Например, это 1,8 миллиона подписей в Москве (почти столько же требуется собрать по всей стране для проведения общероссийского референдума) или 850 тысяч подписей в Санкт-Петербурге.
Дальше в предложенном законе обсуждать, собственно, уже нечего — собрать такое число подписей просто невозможно.
В политической истории Петербурга были ситуации, когда для участия в губернаторских выборах претенденты собирали по 70 тысяч подписей, для чего приходилось, что называется, прыгать выше головы. В Москве для выборов в Мосгордуму собирали по 80 тысяч. Больше не собирали никогда. И не соберут — тем более за 30 дней. При этом за то же время надо успеть оплатить и напечатать подписные листы, проверить подписи (брак должен быть не более 10%), сброшюровать их, составить и заверить у нотариусов перечень сборщиков подписей.
И наконец, чтобы окончательно превратить отзыв губернатора в ненаучную фантастику, устанавливается (и это прямо предписано в федеральном законе — ЦИК ничего от себя не выдумал), что губернатор считается отозванным, если за это голосовало более 50% от ОБЩЕГО числа избирателей. Не от тех, кто пришел голосовать, а от всех, кто имеет право голоса.
Отзыв губернатора — это, по сути, региональный референдум. Но ФЗ о гарантиях избирательных прав прямо запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий органов власти и должностных лиц. Чтобы обойти этот запрет, авторы закона называют предложенную ими процедуру «голосованием об отзыве» — хотя все остальные ее части практически идентичны тем, что применяются при запуске референдума.
Однако для назначения референдума инициаторам надо собрать не более 2% подписей от общего числа избирателей региона. А тут — 25%. Где логика? Очень многие из губернаторов, побеждая на выборах, не набирали такого числа голосов в свою поддержку. Так, Валентина Матвиенко выиграла выборы губернатора Петербурга в 2003 году, набрав во втором туре 63% голосов при явке в 28% — то есть заручилась поддержкой 17% от общего числа избирателей.
Ну а необходимость набрать более 50% от общего числа избирателей для отзыва губернатора вообще ни в какие ворота не лезет. Это уж точно больше, чем уровень поддержки подавляющего большинства губернаторов, показанный ими на выборах.
Вывод прост. Перед нами очередная имитация. Точно так же, как закон о выборах губернаторов, обставленный «муниципальным фильтром», делает практически нереальным участие в нем оппозиции, закон об их отзыве делает практически нереальным этот отзыв.
Борис ВИШНЕВСКИЙ