Добро с топором
«Новая газета» не раз рассказывала о программе реновации хрущевок (официальное название — адресная программа «Развитие застроенных территорий»), которая по факту на многих территориях превращается в вульгарную уплотнительную застройку и фактически сталкивает лбами жителей «развиваемого» квартала.
Суть конфликта проста: инвестор, выигравший конкурс на право развития квартала, начинает с того, что требует разрешения на снос скверов и детских площадок. На этом месте он собирается строить новые дома для тех, кого будут переселять из хрущевок. При этом обреченные пойти под топор зеленые зоны зачастую примыкают к домам, которые сноситься не будут. Соответственно, те, кто в них живет, новых квартир не получат — но лишатся привычных мест отдыха для себя и детей.
Представить себе реакцию жителей этих домов несложно — и не надо объяснять, почему их отчаянными письмами буквально завалены и депутаты, и чиновники, и городские СМИ. А ведь когда реновация начиналась, жителям торжественно обещали: в результате ее проведения свои условия жизни улучшат все. Теперь выясняется — что не все, а лишь некоторые.
Простой пример: в квартале 2А Ульянки (расположенном вблизи парка «Александрино») из 27 домов под снос идут только 15. Те, кто в них живет, имеют шанс получить новые квартиры. А жители остальных двенадцати в ближайшие годы будут жить на большой стройке, а после ее окончания увидят под своими окнами не скверы, а новые дома.
Подобных примеров множество. Только что городская рабочая группа по зеленым насаждениям дала добро на уничтожение в связи с реновацией еще двух внутриквартальных скверов в Сосновой Поляне — на проспекте Ветеранов, около домов 141 и 143. Протесты жителей никто во внимание не принял. Поддержал снос скверов и представитель муниципального совета «Сосновая Поляна», теоретически обязанный отстаивать интересы выбравших его граждан. Но это теоретически, практика совсем другая…
Между тем, если бы федеральный закон соблюдался, такие ситуации вообще не могли бы возникнуть. Депутат ЗакСа Борис Вишневский обратился в прокуратуру города, полагая, что реновация проходит с нарушением статьи 46.1 Градостроительного кодекса. А в ней написана простая вещь: в результате реновации на территории, где она проводится, должны быть снесены все дома и все их жители должны получить новые квартиры. Понятно, что в этом случае люди бы не жаловались на потерю старых» скверов под окнами. Не сноситься могут только дома, которые уже включены в программу капитального ремонта, но таковых в кварталах реновации нет.
Прокуратура ответила только со второго раза: в первый раз обращение было переправлено вице-губернатору Игорю Метельскому, который, естественно, ответил, что никаких нарушений не видит. Но со второй попытки ей все-таки пришлось провести проверку. И признать очевидное.
«На территориях, в отношении которых принято решение о развитии, — пишет заместитель прокурора города Игорь Резонов, — расположены не только объекты капитального строительства, упомянутые в ч. 3, 4 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ (то есть не только те, что подлежат сносу или капитальному ремонту). По данному факту прокуратурой города еще 8.02.2010 г. вносилось представление вице-губернатору Филимонову Р. Е. Однако оспоренные прокуратурой города решения в целом не отменены».
Казалось бы, вывод однозначен — в таком виде реновация незаконна. Но ни настаивать на отмене оспоренных еще два с половиной года назад решений, ни делать что-либо еще прокуратура не хочет. И ссылается на то, что соответствие городского закона о развитии застроенных территорий федеральному законодательству подтверждено судебными решениями, принятыми еще в 2009 году.
Такие решения и вправду есть. Но городской закон устанавливает лишь ГРАНИЦЫ кварталов, подлежащих реновации, а не перечень домов, которые идут под снос или не идут. Это устанавливается совсем в других документах, принятых впоследствии исполнительной властью — в решениях о развитии территории, в проектах планировки и межевания кварталов и в планах мероприятий по реновации. Именно эти документы не вписываются в требования Градостроительного кодекса — а их на законность суд не проверял.
В ближайшее время проблемой реновации с учетом результата прокурорской проверки намерена заняться депутатская комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. Будет обсуждаться вопрос о пересмотре решений Смольного, касающихся реновации, и приведении их в соответствие с Градостроительным кодексом. В противном случае реновация, задуманная как благое начинание, обернется массовыми социальными конфликтами.
Виктория РАБОТНОВА