Двойное убийство к юбилею
Основанному Петром I уникальному образовательному, научному и медицинскому центру через два года будет 300 лет. Годом раньше 105 лет исполнится старейшему аэроклубу, среди воспитанников которого 27 героев Советского Союза, выдающиеся авиаконструкторы Ильюшин и Антонов. В качестве «подарка» власть заготовила для юбиляров приглашение на казнь.
Перенос Военно-медицинской академии на площадку старейшего аэроклуба в Горской
погубит обоих
Приказано выжать
Путь от исторических стен ВМА на Выборгской стороне до места ее предполагаемой высылки занял около часа. Нашему автобусу (журналисты, градозащитники, эксперты и депутат Госдумы Оксана Дмитриева) еще повезло — выдвинувшись около полудня, проскочили через все потенциальные ловушки, собирающие в утренние и вечерние часы пик жуткие пробки. При подъезде к Горской постояли на железнодорожном переезде. Пока шлагбаум мигал красным глазом, в голове неотвязно вертелось: а если скорая вот так зависнет здесь, перепуская неспешно тянущийся состав, когда счет чьей-то жизни идет на минуты?.. Так втыкалась в сердце минутная стрелка с каждым ее шажком, когда там, на улице Лебедева, без малого пятнадцать лет назад бились за жизнь помощника Галины Старовойтовой, Руслана Линькова. Его, нынче весело называющего себя «недобитком», в Горскую бы просто не довезли. Таких спасенных военными медиками, наверное, тысячи. Только когда эта битва проходит по линии разрыва твоего собственного сердца, эти цифры уже не просто сухая статистика.
…После шлагбаума автобус вынужденно сбавил скорость, с осторожностью маневрируя по узкой разбитой дороге. Приехали. Вот она, приготовленная для уникальной академии территория — болотистая унылая равнина, без дорог и коммуникаций. Можно было бы сказать в сердцах — выселяют в чистое поле! — кабы не группа старых служак-самолетов, сгрудившихся на площадке, примыкающей к болотной тверди, да мемориальная доска на домишке аэроклуба. Императорское воздухоплавательное общество основано Николаем II в 1908-м «с целью содействовать развитию воздухоплавания в России во всех его формах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных».
— Аэродром наш бесперебойно функционирует с 1937 года, в годы Великой Отечественной здесь базировались два истребительных полка и авиационный полк бомбардировщиков, прикрывавших Ленинград от фашистских бомбардировок, — рассказывает начальник аэроклуба Анатолий Чапрасов. — Среди наших выпускников дважды Герои Советского Союза Голубев и Клубов, 27 Героев Советского Союза, летчики-космонавты Джанибеков и Крикалёв, много заслуженных деятелей России… Тысячи специалистов для Минобороны и гражданской авиации тут подготовлены!..
Сюда приходили старшеклассники, мечтавшие о штурвале самолета, тут они впервые поднимались в небо, получали летную книжку, без которой в летные училища не принимали. Здесь они могли понять, действительно ли им нужно в небо, осознанно выбрать будущую профессию. До начала 1990-х обучение в Горской вождению самолета, спортивное пилотирование, планерный спорт и прыжки с парашютом были общедоступны, носили поистине массовый характер; переход к рыночной экономике внес свои коррективы. А в 2009-м тогдашний президент Дмитрий Медведев принял решение о возрождении ДОСААФ. В аэроклубе его восприняли с воодушевлением — понадеялись, что теперь-то придет конкретная помощь, возьмутся за восстановление, появится достойная материальная база, развернется патриотическое воспитание, о котором так любят разглагольствовать наши политики. Вместо этого пришло известие о необходимости «освободить территорию» под новые корпуса ВМА.
— Пока никаких официальных распоряжений мы не получали, — поясняет Чапрасов. — Принято решение по переводу ВМА на наше место, а куда нам со всеми нашими самолетами деваться — непонятно. Такое впечатление создается, что о нас просто забыли.
Чужой земли не надо нам ни пяди
Те, ради кого якобы и выселяют аэроклуб, затеваемой рокировкой возмущены не меньше. Выпускники академии, бывшие и нынешние ее сотрудники заверяют: никакой нужды в строительстве нового комплекса в Горской нет.
— Модернизацию можно было бы провести и без расширения, — убежден заведующий кафедрой физиологии ВМА профессор Владимир Самойлов. — У нас на площадке возле Финляндского вокзала есть около 10 гектаров, где стоят обветшавшее общежитие для слушателей академии, прачечный корпус, гараж — на их месте могли бы возвести клинический корпус, спортивный зал тоже можно перестроить.
Однако у Минобороны, очевидно, свои виды на земли и здания академии — коммерческие. Координатор Общества сохранения исторического наследия ВМА Александр Редкокаша опасается, что 111 зданий на нынешней ее территории в Петербурге могут разделить судьбу инфекционной больницы на улице Лебедева, закрытой еще в середине 1980-х:
— Принималось решение о сооружении на ее месте хирургического комплекса, а что мы видим теперь? Минобороны строит там гостиничный комплекс, несколько многоэтажных зданий. Вероятно, на самом деле речь идет об элитном жилье, — полагает Александр Алексеевич.
Негодование экспертов вызвали и известные слова главы департамента образования Минобороны Екатерины Приезжевой о том, будто нынешние здания академии не соответствуют нормам и там не могут быть обеспечены надлежащие условия содержания больных.
— Как можно говорить такую неправду! — возмущается Владимир Самойлов. — Ведь только в апреле ВМА прошла лицензирование и аттестацию, летом все проверяла компетентная московская комиссия.
Комментируя недавнее высказывание Владимира Путина о том, что исторические площади академии не позволяют установить там оборудование, купленное еще десять лет назад, специалисты сходятся во мнении — президента дезинформировали.
— В рамках президентской программы 2001 года по модернизации нашей академии выделялось 250 млн рублей, была закуплена и установлена необходимая аппаратура, с тех пор примерно половина устарела, вышла из строя и уже по линии Минобороны была заменена на новую. Сегодня мы обладаем всем существующим в мире современным диагностическим оборудованием, — утверждает академик Борис Гайдар, многие годы возглавлявший ВМА.
Перелом со смещением
Даже если предположить, что академии не хватает имеющихся в Петербурге 45 га, логичнее было бы задействовать прилегающие территории так называемого серого пояса, откуда должны выводить промышленные производства, — убежден заместитель гендиректора Института территориального развития Владимир Аврутин.
Господин Аврутин напомнил, что этот уникальный комплекс строился специально для военных медиков и каждое его здание возводилось в соответствии с особыми специфическими требованиями.
— ВМА — это не рядовая больница, которая может быть в любом месте города, — подчеркивает эксперт. — Это знаковый градостроительный элемент, элемент культуры города. Выдергивание такого объекта из центра Петербурга станет значительной потерей, — отмечает Владимир Аврутин, напоминая попутно о печальном опыте перевода части подразделений ЛГУ в Петергоф.
В случае с ВМА разрыв учебной, научной и клинической функций этого комплекса равнозначен уничтожению:
— Академия за века своего существования настолько интегрировалась в систему здравоохранения города, что если ее оттуда вычленить, Петербург останется ни с чем. Сегодня нет ни одной больницы, крупного медицинского центра, где не были бы представлены кафедры ВМА, — подчеркивает Александр Редкокаша.
По состоянию на прошлый год академия принимала более 60 тысяч стационарных и 580 тысяч амбулаторных больных. Среди ее спецнаправлений — ожоговый центр с уникальными технологиями, военно-полевая хирургия; именно сюда везут при самых сложных случаях, пострадавших в автомобильных авариях и в иных катастрофах.
— Нам говорят: будете на вертолетах больных доставлять в Горскую. Да, там посадить вертолет можно. А в городе на какой улице он сядет, чтобы взять пострадавших на борт?! — негодует Борис Гайдар.
К тому же, как добавляет Владимир Самойлов, такая услуга доступна лишь избранным, тариф — 180 тысяч рублей в час. По его мнению, именно поэтому вертолетная площадка, созданная на одной из городских клиник, была задействована лишь дважды — по числу тех, что смогли заплатить такие деньги.
Ключевым считает господин Самойлов и вопрос о том, где будут жить слушатели академии.
— Сегодня наших ребят каждый вечер можно встретить в театре, филармонии. Как они будут туда из Горской ездить? Культурного человека на болоте в глуши не воспитаешь, — убежден профессор.
Затеянная операция по переводу ВМА в чисто поле больше смахивает на грандиозную финансовую аферу — в этом сходятся и доктор экономических наук депутат Оксана Дмитриева, и академик РАМН Борис Гайдар.
— Зачем тратить колоссальные средства на создание там инженерной, транспортной инфраструктуры, когда можно было бы вложить их в реальное развитие медицинской отрасли? Когда сегодня фоновая зарплата военных медиков на 50–70 процентов ниже той, что получают их гражданские коллеги по линии Минздрава, — недоумевает Борис Всеволодович.
Подводя черту этого невеселого пресс-тура, директор центра ЭКОМ Александр Карпов констатировал:
— Главная проблема заключается в том, что ВМА не рассматривается как градообразующее предприятие. А ведь именно достижения в сфере высоких технологий, в том числе медицинских, и делают Петербург особо притягательным, а нам дают ощущение защищенности, составляют стратегический ресурс города. Такие значимые для Петербурга объекты, как Пулковская обсерватория или ВМА, следует отразить на картах генплана, за ними должно быть закреплено центральное положение, соответствующее их роли.
Территория аэроклуба в Горской, отводимая нынешним руководством страны
для основанной Петром I Императорской медицинской академии
Приказано выжать
Путь от исторических стен ВМА на Выборгской стороне до места ее предполагаемой высылки занял около часа. Нашему автобусу (журналисты, градозащитники, эксперты и депутат Госдумы Оксана Дмитриева) еще повезло — выдвинувшись около полудня, проскочили через все потенциальные ловушки, собирающие в утренние и вечерние часы пик жуткие пробки. При подъезде к Горской постояли на железнодорожном переезде. Пока шлагбаум мигал красным глазом, в голове неотвязно вертелось: а если скорая вот так зависнет здесь, перепуская неспешно тянущийся состав, когда счет чьей-то жизни идет на минуты?.. Так втыкалась в сердце минутная стрелка с каждым ее шажком, когда там, на улице Лебедева, без малого пятнадцать лет назад бились за жизнь помощника Галины Старовойтовой, Руслана Линькова. Его, нынче весело называющего себя «недобитком», в Горскую бы просто не довезли. Таких спасенных военными медиками, наверное, тысячи. Только когда эта битва проходит по линии разрыва твоего собственного сердца, эти цифры уже не просто сухая статистика.
…После шлагбаума автобус вынужденно сбавил скорость, с осторожностью маневрируя по узкой разбитой дороге. Приехали. Вот она, приготовленная для уникальной академии территория — болотистая унылая равнина, без дорог и коммуникаций. Можно было бы сказать в сердцах — выселяют в чистое поле! — кабы не группа старых служак-самолетов, сгрудившихся на площадке, примыкающей к болотной тверди, да мемориальная доска на домишке аэроклуба. Императорское воздухоплавательное общество основано Николаем II в 1908-м «с целью содействовать развитию воздухоплавания в России во всех его формах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных».
— Аэродром наш бесперебойно функционирует с 1937 года, в годы Великой Отечественной здесь базировались два истребительных полка и авиационный полк бомбардировщиков, прикрывавших Ленинград от фашистских бомбардировок, — рассказывает начальник аэроклуба Анатолий Чапрасов. — Среди наших выпускников дважды Герои Советского Союза Голубев и Клубов, 27 Героев Советского Союза, летчики-космонавты Джанибеков и Крикалёв, много заслуженных деятелей России… Тысячи специалистов для Минобороны и гражданской авиации тут подготовлены!..
Сюда приходили старшеклассники, мечтавшие о штурвале самолета, тут они впервые поднимались в небо, получали летную книжку, без которой в летные училища не принимали. Здесь они могли понять, действительно ли им нужно в небо, осознанно выбрать будущую профессию. До начала 1990-х обучение в Горской вождению самолета, спортивное пилотирование, планерный спорт и прыжки с парашютом были общедоступны, носили поистине массовый характер; переход к рыночной экономике внес свои коррективы. А в 2009-м тогдашний президент Дмитрий Медведев принял решение о возрождении ДОСААФ. В аэроклубе его восприняли с воодушевлением — понадеялись, что теперь-то придет конкретная помощь, возьмутся за восстановление, появится достойная материальная база, развернется патриотическое воспитание, о котором так любят разглагольствовать наши политики. Вместо этого пришло известие о необходимости «освободить территорию» под новые корпуса ВМА.
— Пока никаких официальных распоряжений мы не получали, — поясняет Чапрасов. — Принято решение по переводу ВМА на наше место, а куда нам со всеми нашими самолетами деваться — непонятно. Такое впечатление создается, что о нас просто забыли.
Чужой земли не надо нам ни пяди
Те, ради кого якобы и выселяют аэроклуб, затеваемой рокировкой возмущены не меньше. Выпускники академии, бывшие и нынешние ее сотрудники заверяют: никакой нужды в строительстве нового комплекса в Горской нет.
— Модернизацию можно было бы провести и без расширения, — убежден заведующий кафедрой физиологии ВМА профессор Владимир Самойлов. — У нас на площадке возле Финляндского вокзала есть около 10 гектаров, где стоят обветшавшее общежитие для слушателей академии, прачечный корпус, гараж — на их месте могли бы возвести клинический корпус, спортивный зал тоже можно перестроить.
Однако у Минобороны, очевидно, свои виды на земли и здания академии — коммерческие. Координатор Общества сохранения исторического наследия ВМА Александр Редкокаша опасается, что 111 зданий на нынешней ее территории в Петербурге могут разделить судьбу инфекционной больницы на улице Лебедева, закрытой еще в середине 1980-х:
— Принималось решение о сооружении на ее месте хирургического комплекса, а что мы видим теперь? Минобороны строит там гостиничный комплекс, несколько многоэтажных зданий. Вероятно, на самом деле речь идет об элитном жилье, — полагает Александр Алексеевич.
Негодование экспертов вызвали и известные слова главы департамента образования Минобороны Екатерины Приезжевой о том, будто нынешние здания академии не соответствуют нормам и там не могут быть обеспечены надлежащие условия содержания больных.
— Как можно говорить такую неправду! — возмущается Владимир Самойлов. — Ведь только в апреле ВМА прошла лицензирование и аттестацию, летом все проверяла компетентная московская комиссия.
Комментируя недавнее высказывание Владимира Путина о том, что исторические площади академии не позволяют установить там оборудование, купленное еще десять лет назад, специалисты сходятся во мнении — президента дезинформировали.
— В рамках президентской программы 2001 года по модернизации нашей академии выделялось 250 млн рублей, была закуплена и установлена необходимая аппаратура, с тех пор примерно половина устарела, вышла из строя и уже по линии Минобороны была заменена на новую. Сегодня мы обладаем всем существующим в мире современным диагностическим оборудованием, — утверждает академик Борис Гайдар, многие годы возглавлявший ВМА.
Перелом со смещением
Даже если предположить, что академии не хватает имеющихся в Петербурге 45 га, логичнее было бы задействовать прилегающие территории так называемого серого пояса, откуда должны выводить промышленные производства, — убежден заместитель гендиректора Института территориального развития Владимир Аврутин.
Господин Аврутин напомнил, что этот уникальный комплекс строился специально для военных медиков и каждое его здание возводилось в соответствии с особыми специфическими требованиями.
— ВМА — это не рядовая больница, которая может быть в любом месте города, — подчеркивает эксперт. — Это знаковый градостроительный элемент, элемент культуры города. Выдергивание такого объекта из центра Петербурга станет значительной потерей, — отмечает Владимир Аврутин, напоминая попутно о печальном опыте перевода части подразделений ЛГУ в Петергоф.
В случае с ВМА разрыв учебной, научной и клинической функций этого комплекса равнозначен уничтожению:
— Академия за века своего существования настолько интегрировалась в систему здравоохранения города, что если ее оттуда вычленить, Петербург останется ни с чем. Сегодня нет ни одной больницы, крупного медицинского центра, где не были бы представлены кафедры ВМА, — подчеркивает Александр Редкокаша.
По состоянию на прошлый год академия принимала более 60 тысяч стационарных и 580 тысяч амбулаторных больных. Среди ее спецнаправлений — ожоговый центр с уникальными технологиями, военно-полевая хирургия; именно сюда везут при самых сложных случаях, пострадавших в автомобильных авариях и в иных катастрофах.
— Нам говорят: будете на вертолетах больных доставлять в Горскую. Да, там посадить вертолет можно. А в городе на какой улице он сядет, чтобы взять пострадавших на борт?! — негодует Борис Гайдар.
К тому же, как добавляет Владимир Самойлов, такая услуга доступна лишь избранным, тариф — 180 тысяч рублей в час. По его мнению, именно поэтому вертолетная площадка, созданная на одной из городских клиник, была задействована лишь дважды — по числу тех, что смогли заплатить такие деньги.
Ключевым считает господин Самойлов и вопрос о том, где будут жить слушатели академии.
— Сегодня наших ребят каждый вечер можно встретить в театре, филармонии. Как они будут туда из Горской ездить? Культурного человека на болоте в глуши не воспитаешь, — убежден профессор.
Затеянная операция по переводу ВМА в чисто поле больше смахивает на грандиозную финансовую аферу — в этом сходятся и доктор экономических наук депутат Оксана Дмитриева, и академик РАМН Борис Гайдар.
— Зачем тратить колоссальные средства на создание там инженерной, транспортной инфраструктуры, когда можно было бы вложить их в реальное развитие медицинской отрасли? Когда сегодня фоновая зарплата военных медиков на 50–70 процентов ниже той, что получают их гражданские коллеги по линии Минздрава, — недоумевает Борис Всеволодович.
Подводя черту этого невеселого пресс-тура, директор центра ЭКОМ Александр Карпов констатировал:
— Главная проблема заключается в том, что ВМА не рассматривается как градообразующее предприятие. А ведь именно достижения в сфере высоких технологий, в том числе медицинских, и делают Петербург особо притягательным, а нам дают ощущение защищенности, составляют стратегический ресурс города. Такие значимые для Петербурга объекты, как Пулковская обсерватория или ВМА, следует отразить на картах генплана, за ними должно быть закреплено центральное положение, соответствующее их роли.
Татьяна ЛИХАНОВА, фото Людмилы Семыкиной