Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Увертки зсд

25 октября 2012 10:00

В то время как некоторые городские депутаты обсуждают, стоит ли законодательно запретить топот котов, простые граждане Петербурга сталкиваются с реальными проблемами шума. Не прекращается борьба жителей дома 42 по Елагинскому проспекту за его расселение — из-за близости строящегося Западного скоростного диаметра: от дома до дороги будет в лучшем случае 43 метра! Несмотря на это, представители ОАО «Западный скоростной диаметр» и городские чиновники продолжают уверять жителей: шумно не будет — ведь все по закону.

Почему апологеты скоростного диаметра боятся называть его автомагистралью






Игра словами
В ответах на жалобы и требования жителей работники ОАО «ЗСД» неизменно ссылаются на пункт 6.19 из СНиП 2.07.01–89. В частности, гендиректор Игорь Лукьянов 7 августа 2012 года пишет: «Проектирование и строительство 3-й очереди ЗСД ведется по параметрам магистральных дорог скоростного движения согласно СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Расстояние от края проезжей части до жилой застройки регламентировано на основании п. 6.19, который гласит: «Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, не менее 25 м».
Спорить с написанным в СНиП никто из жителей не собирается, но вот отнесение ЗСД к «магистральным дорогам скоростного движения» вызывает у них крайнее удивление — по их мнению, ЗСД следует называть «автомагистралью». С точки зрения закона — большая разница.
— Указанный СНиП 1989 года существует не в пустоте, — поясняет житель дома 42 Борис Игнатьев. — Чтобы им пользоваться, нужно принимать в расчет и другие документы.
В частности, активист называет СНиП 1985 года (СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги»), который определяет категории дорог. Причем определение проводится по одному-единственному параметру — расчетной интенсивности движения. Проще говоря, по тому, сколько машин проезжает по дороге в сутки. Не забываем, что этому СНиПу исполнилось уже 27 лет, и те, кто его писал, и представить себе не могли, что у россиян будет столько личных машин. Поэтому максимальная загруженность, указанная здесь, — «свыше 14 тыс. машин в сутки». Это для дорог категории I-а (автомагистраль) и I-б (скоростная дорога).
Пропускная же способность ЗСД, по данным одной из экспертиз, должна составить 5,5 тысяч машин в час! Вообще-то разные источники называют разные цифры, но никто ни разу не говорил о загруженности меньше 40 тыс. автомобилей в сутки (озвученный же максимум — 130 тыс.).
Для дорог категорий I, II и III тот же СНиП 89-го года, на который постоянно ссылаются сторонники ОАО «ЗСД», определяет «расстояние до жилой застройки не менее 100 м». То есть жители невезучего дома однозначно попадают под расселение.
Заметим, однако, что строители и поддерживающие их чиновники отказываются признавать применимость СНиПа 85-го года к ЗСД — мол, там написано, что дорогами I, II и III категории считаются только «федеральные, республиканские, краевые и областные» трассы. То есть проходящие за городом. А значит, для дорог внутри города СНиП не подходит. Вроде бы логично, потому что в городе другие условия — здесь время от времени приходится мириться с неудобствами.

Не верь глазам своим
На самом же деле власти просто сделали хитрый финт. Дело в том, что в СНиПе 89-го года нормы для транспорта делятся на две части: «внешний транспорт» (и здесь описывают железные, а также междугородные автомобильные дороги различных категорий) и «сеть улиц и дорог» (т. е. внутренние городские артерии, где слово «категория» вообще не употребляется, а самыми крупными считаются «магистральные дороги скоростного движения» — как вы помните, именно этими словами обозначает ЗСД Игорь Лукьянов). При этом в разделе «внешний транспорт» сказано, что «автомобильные дороги I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений» (пункт 6.9). Т. е. допускается, если глупости хватит, дорогу категории I-а и через город пускать.
Петербургские же чиновники почему-то посчитали, что, раз ЗСД проходит прямо через заселенные районы, то он автоматически становится частью улично-дорожной сети Петербурга, и стали применять к нему правила из второго раздела. Мало того, что автомагистраль в город засунули (что хоть и не запрещено, но крайне нежелательно), так еще и стали расценивать ее как дорогу местного значения! Все равно что свинью посадить на цепь, запихать в будку и из-за этого называть ее собакой, да еще заставлять лаять.
Напомним: скоростной диаметр официально подается как часть IX Панъевропейского транспортного коридора, соединяющего Россию со Скандинавией, — на этом основании Европейский банк реконструкции и развития выдал на его строительство кредит в 200 млн евро. Какая уж тут «городская дорога»!
Кстати, жители дома 42 по Елагинскому нашли еще одно любопытное доказательство того, что ЗСД следует считать автомагистралью: у въездов на сам ЗСД, в частности в районе Благодатной ул., стоит дорожный знак «Автомагистраль».

В доступе к небожителю отказано
Очевидно, что СНиПы 80-х годов давно устарели. Когда специалисты писали нормы и правила в 89-м, они наверняка не предполагали возможность строительства таких автобанов, как ЗСД, поэтому и установили максимум санитарного разрыва в городе всего в 50 метров. Или, по крайней мере, не могли допустить, что подобную трассу поведут прямо через жилые кварталы.
Если бы ученым сейчас пришлось высчитывать допустимый уровень шумовой, вибрационной, выхлопной нагрузки в городе для написания новых норм и правил, то наверняка многие дороги, построенные за последние 20 лет, оказались бы некондиционными. В частности, и без долгих расчетов очевидно, что для такой мощной трассы, как ЗСД, единственная вменяемая возможность пройти через город — это тоннель.
Между тем жители продолжают атаковать исполнительные и надзорные органы жалобами, требованиями и запросами, пытаясь объяснить, что жить в промзоне невозможно. Приходят отписки. Одно из последних писем отправлено 5 октября из администрации губернатора в ответ на просьбу с ним встретиться: «К сожалению, в силу занятости губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко не имеет возможность принять всех граждан, желающих встретиться с ним лично».

Анджей БЕЛОВРАНИН, фото Евгении Кирпичниковой