Школу ждут черные субботы
Суровость российских законов, как известно, смягчается необязательностью их исполнения. Проблема лишь в том, что периодически этот принцип перестает работать — власть начинает требовать, чтобы все прописанные пером нормы претворялись в жизнь. И наступает… беда.
Языковые школы в ряде районов города перешли на шестидневную учебную неделю
С 1 сентября языковые школы в ряде районов города перешли на шестидневную учебную неделю. Собственно, процесс начался еще в прошлом учебном году, но сейчас это явление стало по-настоящему массовым. Родители не могут понять, за что именно их детям такое «счастье» и почему, например, в соседних гимназиях ученики и учителя спокойно отдыхают по субботам. Между тем все очень просто.
По действующим нормативным документам нагрузка на учащихся 2–4 классов ограничена 23 часами при пятидневной, и 26 — при шестидневной учебной неделе. То есть углубленное изучение языков, равно как и любые другие дополнительные предметы, например риторика или история Петербурга, возможны только при условии «черных суббот». При этом действующие нормативные акты не разрешают школам сокращать продолжительность уроков, одновременно увеличивая их количество. Правда, тут же появилась другая лазейка — теперь факультативные занятия уже не учитываются при определении максимальной нагрузки. В выигрыше оказались гимназии и лицеи, где углубленная программа де-юре начинается лишь с 5-го класса. Де-факто она, разумеется, присутствует и в начальной школе, но все дополнительные занятия оформляются именно как факультативы. А вот языковые школы, где дополнительный урок английского (или немецкого, или французского) стоит в сетке, что называется, попали… из-за одного лишнего часа в неделю.
— Как, разве в языковых школах всего три часа языка? — удивился начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Сергей Тимофеев, когда в мае мы разговаривали с ними о шестидневных новациях. — Это же абсолютный минимум, должно быть больше.
А больше и не получается, если жить по нормативам. В рекомендациях Академии педагогического постдипломного образования, разосланных директорам питерских школ в конце прошлого учебного года, записано, что «при шестидневной рабочей неделе необходимо предусмотреть включение в учебный план образовательного учреждения урока «Литературное чтение» и регионального курса «История и культура Санкт-Петербурга». То есть два часа из трех возможных уже расписаны.
Рекомендации специалистов академии относятся не только к языковым, но и к простым школам. Ведь у нынешних третьеклассников, которые учатся еще по старым стандартам, уроков литературы всего три, а у четвероклассников — вообще два: один час в неделю забрали под основы религиозных культур. Заместитель председателя комитета Ирина Асланян не видит в этом особой беды. «На уроках по основам религий и светской этики дети читают, анализируют и пересказывают тексты, то есть у них формируются те же базовые навыки, что и на уроках литературы, — объясняет она. — Собственно, поэтому такую замену и сочли допустимой». Однако, кроме базовых навыков, существует и программа — определенный набор художественных произведений, которые дети должны прочесть и разобрать. Сделать это за два урока в неделю не удастся, так что определенная логика в рекомендациях академии есть. Только вот вряд ли мамы и папы, не говоря уже о детях, придут в восторг, если узнают, что из-за «основ религии» и таких замечательных предметов «двигательно-активного характера», как, например, хореография, бальные танцы или традиционные спортивные игры (именно их предлагают включать в расписание в качестве «школьной компоненты»), придется еще и по субботам учиться. Хотя в академии уверены, что детям это пойдет только во благо.
А тем временем в Комитете по образованию говорят, что вовсе не считают шестидневку благом и не принуждают к переходу на нее языковые школы.
— Мы разработали специальные рекомендации относительно того, как можно сохранить пятидневную учебную неделю, — рассказывает Тимофеев. — Лишний час в неделю вполне можно оформить как факультатив — важно лишь, чтобы он был отделен от уроков динамической паузой и чтобы родители были с этим согласны.
— Но ведь работающим родителям удобно, когда дополнительные занятия проходят именно в школьных стенах, — отмечает Ирина Асланян.
— Собственно, мы и предложили всем директорам обсудить этот вопрос на родительских собраниях и разобраться, что, по их мнению, лучше — растянуть учебную неделю, уменьшив ежедневную нагрузку, или оставить свободными субботы, — резюмирует Тимофеев. — Но, к сожалению, в сентябре стало понятно, что к нашим рекомендациям прислушались далеко не все.
— Рекомендации мы действительно получили, — говорит директор одной из языковых школ (номер школы, равно как и свою фамилию, она настоятельно просила не называть). — Но, во-первых, из этого документа было непонятно, сможет ли наше образовательное учреждение сохранить статус языкового или по крайней мере на начальной ступени придется от него отказаться. А во-вторых — и это самое главное, — комитет нам их прислал в июне, когда учебные планы были уже сформированы и утверждены. Ну и родителей было уже не собрать, конечно…
То есть Академия постдипломного образования и комитет направляют в школы противоречащие друг другу рекомендации. В результате все кивают друг на друга, а родители забрасывают письмами уполномоченного по правам ребенка и жалуются, что с введением шестидневки дети стали чаще болеть, хуже учиться и вести себя на уроках. Правда, как отметил Тимофеев, никакими серьезными исследованиями эти жалобы не подкреплены. Возможно, после того как часть районов перевели языковые школы на шестидневку, а часть оставили все как есть, такие исследования и появятся. Хотя все-таки хочется верить, что происходящее никак не связано со сбором материала для чьей-то докторской диссертации.
Но пока единственным позитивным моментом можно считать обещание представителей комитета следующей весной «точечно выехать в школы», чтобы убедиться, что вопрос о шестидневке действительно обсуждался с родителями…
Прямая речь
— В ближайшее время мы, возможно вместе с уполномоченным по правам ребенка, попробуем организовать круглый стол по вопросу о шестидневке в начальной школе. Чтобы руководители Комитета по образованию, специалисты академии, представители образовательных учреждений, родительской общественности могли обменяться мнениями и сообща найти оптимальный вариант действий. Я лично убежден, что в начальной школе не должно быть шестидневки. Мы сейчас подготовили проект обращения Законодательного собрания в Министерство образования и науки — речь идет о конкретных шагах, позволяющих разгрузить учащихся средней и старшей школы в неспециализированных образовательных учреждениях, чтобы у них было по два выходных на неделе. И конечно, младших школьников точно надо избавить от черных суббот.
Максим РЕЗНИК, председатель комиссии ЗС по образованию, культуре и науке
С 1 сентября языковые школы в ряде районов города перешли на шестидневную учебную неделю. Собственно, процесс начался еще в прошлом учебном году, но сейчас это явление стало по-настоящему массовым. Родители не могут понять, за что именно их детям такое «счастье» и почему, например, в соседних гимназиях ученики и учителя спокойно отдыхают по субботам. Между тем все очень просто.
По действующим нормативным документам нагрузка на учащихся 2–4 классов ограничена 23 часами при пятидневной, и 26 — при шестидневной учебной неделе. То есть углубленное изучение языков, равно как и любые другие дополнительные предметы, например риторика или история Петербурга, возможны только при условии «черных суббот». При этом действующие нормативные акты не разрешают школам сокращать продолжительность уроков, одновременно увеличивая их количество. Правда, тут же появилась другая лазейка — теперь факультативные занятия уже не учитываются при определении максимальной нагрузки. В выигрыше оказались гимназии и лицеи, где углубленная программа де-юре начинается лишь с 5-го класса. Де-факто она, разумеется, присутствует и в начальной школе, но все дополнительные занятия оформляются именно как факультативы. А вот языковые школы, где дополнительный урок английского (или немецкого, или французского) стоит в сетке, что называется, попали… из-за одного лишнего часа в неделю.
— Как, разве в языковых школах всего три часа языка? — удивился начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Сергей Тимофеев, когда в мае мы разговаривали с ними о шестидневных новациях. — Это же абсолютный минимум, должно быть больше.
А больше и не получается, если жить по нормативам. В рекомендациях Академии педагогического постдипломного образования, разосланных директорам питерских школ в конце прошлого учебного года, записано, что «при шестидневной рабочей неделе необходимо предусмотреть включение в учебный план образовательного учреждения урока «Литературное чтение» и регионального курса «История и культура Санкт-Петербурга». То есть два часа из трех возможных уже расписаны.
Рекомендации специалистов академии относятся не только к языковым, но и к простым школам. Ведь у нынешних третьеклассников, которые учатся еще по старым стандартам, уроков литературы всего три, а у четвероклассников — вообще два: один час в неделю забрали под основы религиозных культур. Заместитель председателя комитета Ирина Асланян не видит в этом особой беды. «На уроках по основам религий и светской этики дети читают, анализируют и пересказывают тексты, то есть у них формируются те же базовые навыки, что и на уроках литературы, — объясняет она. — Собственно, поэтому такую замену и сочли допустимой». Однако, кроме базовых навыков, существует и программа — определенный набор художественных произведений, которые дети должны прочесть и разобрать. Сделать это за два урока в неделю не удастся, так что определенная логика в рекомендациях академии есть. Только вот вряд ли мамы и папы, не говоря уже о детях, придут в восторг, если узнают, что из-за «основ религии» и таких замечательных предметов «двигательно-активного характера», как, например, хореография, бальные танцы или традиционные спортивные игры (именно их предлагают включать в расписание в качестве «школьной компоненты»), придется еще и по субботам учиться. Хотя в академии уверены, что детям это пойдет только во благо.
А тем временем в Комитете по образованию говорят, что вовсе не считают шестидневку благом и не принуждают к переходу на нее языковые школы.
— Мы разработали специальные рекомендации относительно того, как можно сохранить пятидневную учебную неделю, — рассказывает Тимофеев. — Лишний час в неделю вполне можно оформить как факультатив — важно лишь, чтобы он был отделен от уроков динамической паузой и чтобы родители были с этим согласны.
— Но ведь работающим родителям удобно, когда дополнительные занятия проходят именно в школьных стенах, — отмечает Ирина Асланян.
— Собственно, мы и предложили всем директорам обсудить этот вопрос на родительских собраниях и разобраться, что, по их мнению, лучше — растянуть учебную неделю, уменьшив ежедневную нагрузку, или оставить свободными субботы, — резюмирует Тимофеев. — Но, к сожалению, в сентябре стало понятно, что к нашим рекомендациям прислушались далеко не все.
— Рекомендации мы действительно получили, — говорит директор одной из языковых школ (номер школы, равно как и свою фамилию, она настоятельно просила не называть). — Но, во-первых, из этого документа было непонятно, сможет ли наше образовательное учреждение сохранить статус языкового или по крайней мере на начальной ступени придется от него отказаться. А во-вторых — и это самое главное, — комитет нам их прислал в июне, когда учебные планы были уже сформированы и утверждены. Ну и родителей было уже не собрать, конечно…
То есть Академия постдипломного образования и комитет направляют в школы противоречащие друг другу рекомендации. В результате все кивают друг на друга, а родители забрасывают письмами уполномоченного по правам ребенка и жалуются, что с введением шестидневки дети стали чаще болеть, хуже учиться и вести себя на уроках. Правда, как отметил Тимофеев, никакими серьезными исследованиями эти жалобы не подкреплены. Возможно, после того как часть районов перевели языковые школы на шестидневку, а часть оставили все как есть, такие исследования и появятся. Хотя все-таки хочется верить, что происходящее никак не связано со сбором материала для чьей-то докторской диссертации.
Но пока единственным позитивным моментом можно считать обещание представителей комитета следующей весной «точечно выехать в школы», чтобы убедиться, что вопрос о шестидневке действительно обсуждался с родителями…
Прямая речь
— В ближайшее время мы, возможно вместе с уполномоченным по правам ребенка, попробуем организовать круглый стол по вопросу о шестидневке в начальной школе. Чтобы руководители Комитета по образованию, специалисты академии, представители образовательных учреждений, родительской общественности могли обменяться мнениями и сообща найти оптимальный вариант действий. Я лично убежден, что в начальной школе не должно быть шестидневки. Мы сейчас подготовили проект обращения Законодательного собрания в Министерство образования и науки — речь идет о конкретных шагах, позволяющих разгрузить учащихся средней и старшей школы в неспециализированных образовательных учреждениях, чтобы у них было по два выходных на неделе. И конечно, младших школьников точно надо избавить от черных суббот.
Максим РЕЗНИК, председатель комиссии ЗС по образованию, культуре и науке
Виктория РАБОТНОВА, фото Михаила Масленникова