Суд отфильтрует муниципальные фильтры
Конституционный суд рассмотрел вопрос о «муниципальном фильтре» для выборов глав регионов. С запросом по этому поводу обратились депутаты Государственной Думы, представляющие оппозиционные партии.
Как известно, весной федеральные власти вернули прямые выборы глав субъектов Федерации. Впрочем, по мнению оппозиции, они все равно не прямые, и уж точно не равные. Чтобы зарегистрироваться, кандидатам надо получить поддержку от 5 до 10 % муниципальных депутатов (конкретный барьер устанавливается субъектами РФ) не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и округов. С учетом того, что значительная часть муниципалов представляет «Единую Россию», для многих этот барьер непреодолим.
«Речь идет об очередном цензе, причем избыточном, — доказывал представитель заявителей — депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. — Созданная выборная система и так позволяет ЕР кого угодно провести, даже обезьяну. Дополнительные цензы лишь усугубляют ситуацию».
Полномочные представители президента и Госдумы в Конституционном суде (КС) Михаил Кротов и Дмитрий Вяткин, а также председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас с этой точкой зрения не согласны.
«Речь идет не о цензе, а об условиях выдвижения, которые кандидат в главы региона может и должен выполнить», — отметил Михаил Кротов. При этом он, равно как и другие выступавшие, сослался на предыдущее решение КС, признавшего право законодателей устанавливать в интересах избирателей разумные ограничения для желающих занять выборные посты — чтобы отсечь тех, кто не пользуется достаточной поддержкой.
Представители парламентского большинства отмечали, что, поскольку муниципалы были избраны народом, они могут выражать его интересы по вопросу о том, кто достоин, а кто недостоин баллотироваться в главы регионов. С другой стороны, они позаботятся о том, чтобы в выборах участвовал варяг с громким именем, не знающий местных проблем. Наконец, предлагаемый механизм позволит избежать конфликта элит, который не сулит гражданам ничего хорошего. От губернатора зависит соблюдение социально-экономических прав граждан, а они первостепенны. Поэтому введенные ограничения разумны, объясняли защитники действующего закона.
Иными словами, вводя механизм, позволяющий не допустить до участия в выборах неправильных кандидатов, «Единая Россия» и Кремль заботились исключительно о благе россиян — ведь неразумные же люди у нас, могут поставить галочку против «не той» фамилии, а потом сами же будут мучиться.
Заявители, видимо, более высокого мнения о согражданах и считают, что они сами могли бы решить, кого хотят видеть главой региона. Но такого права их лишают.
«Уже на осенних выборах стало очевидно, что с помощью муниципального фильтра «Единая Россия» отсекает от участия в предвыборной гонке наиболее сильных кандидатов от оппозиции», — доказывали представители КПРФ и Справедливой России.
С другой стороны, по мнению Соловьева, осенние выборы были не вполне характерными. «Наши оппоненты знали, что мы подали заявление в КС и будет этот процесс, — объяснял он. — Поэтому все-таки позволяли нам регистрировать своих кандидатов».
«Ну вы же видите, что тут логика хромает, — объяснял журналистам Андрей Клишас. — Заявители утверждают, что оппозиция лишена возможности участвовать в выборах глав регионов, а когда им с цифрами в руках доказывают обратное, заявляют, что это делали из-за предстоящего суда. Но КС же не закроется завтра. И если в дальнейшем перед кандидатами от оппозиционных партий будет поставлен заслон, кто им мешает снова обратиться в суд?»
Правда, уважаемый представитель Совета Федерации забыл упомянуть о том, что решения Конституционного суда являются окончательными и возвращаться к пересмотру дела, по которому уже вынесен вердикт, он не станет.
Это не единственный пример… то ли наивности, то ли лукавства. Так, отвечая на вопрос судьи о том, почему законодатели не установили жесткую норму голосов, Клишас сослался на разную ситуацию в регионах. «Например, в моем Красноярском крае от города до города на самолете лететь нужно, и кандидат в губернаторы может не успеть во все муниципалитеты», — пояснил он. Но в таком случае было бы логично сделать плавающей другую норму закона — о том, что надо заручиться поддержкой представителей трех четвертей советов. Вот только на это Дума и Совфед не пошли.
Не меньшую «наивность» продемонстрировал и Дмитрий Вяткин. На вопрос о том, зачем за губернатора Рязанской области собрали 1000 подписей, а за губернатора Новгородской — и вовсе 1500, когда норма не более 250, он ответил, что, скорее всего, речь шла о страховке от брака. «Подписи всегда собирают с запасом. Но нарушений тут нет, — поспешил заверить судей представитель Думы. — Потому что в избиркомы сдали столько, сколько положено».
Оппоненты Вяткина в версию о «запасе» не верят. «Муниципальный депутат может расписаться за выдвижение только одного кандидата, — объясняют они. — И муниципалам выкручивали руки, чтобы они поддержали губернатора: это давало гарантии, что они потом за какого-нибудь «несогласованного» претендента не распишутся».
Михаил Кротов сообщил суду, что сейчас взят курс на многопартийность (правда, на этом слове сильно поперхнулся и закашлялся). Подтверждая его слова, Клишас привел примеры с октябрьских выборов, отметив, что зарегистрировать своих кандидатов смогли даже «новички», такие как «Патриоты России» и «Партия пенсионеров». «Если в ряде регионов это не получилось у КПРФ и «Справедливой России», то это говорит только о слабости их региональных отделений», — указал он.
А вот представительница ЦИК Майя Гришина заверила судей, что партийная принадлежность вообще не имеет значения на выборах такого уровня. «Да, в муниципальных советах много депутатов, выдвинутых ЕР, но мы же не знаем, как изменились их взгляды после избрания», — сказала она, добавив, что поддерживают не представителя той или иной партии, а личность.
Еще большую путаницу в спор о партиях и личностях внесло выступление Вяткина. Один из судей поинтересовался: вот вы говорите, что муниципалы, поддерживая тех или иных кандидатов, выражают мнение населения — тогда зачем проводить через этот фильтр самовыдвиженцев, которые собрали подписи жители, то есть поддержкой населения уже заручились? Тут и выяснилось, что по отношению к самовыдвиженцам муниципалы выступают как раз как представители партий… По крайней мере, такова логика законодателей.
Не вполне понятно, донесли ли до самих муниципалов, в каких случаях они должны выражать волю населения, а в каких — позицию партийных организаций, поддержавших их на выборах. И что делать представителям оппозиции, например, в Мордовии, где свыше 98 % муниципальных депутатов представляют «Единую Россию»? «Получается, что одна политическая партия должна просить у другой разрешения участвовать в выборах», — констатирует Соловьев. «Это уже вопрос политической борьбы!» — парировали его оппоненты.
Вопросами политической борьбы КС, как известно, не занимается — он только исследует законы на предмет соответствия Конституции. Сочтет ли он, что «муниципальный фильтр» не нарушает прав политических партий и кандидатов на участие в выборах или встанет на сторону заявителей, покажет время.
Виктория РАБОТНОВА, карикатура: cartoonbank.ru